Фактурная отделка поверхностей
5.6. Фактурная отделка поверхностей
Фактурная окраска. При фактурной окраске жидкую шпатлевку накладывают на поверхность маховыми кистями или макловицами и затем обрабатывают ее, придавая ей различную фактуру. Офактуренную поверхность окрашивают корпусными или лессировочными составами.
Применяемая для фактурной окраски шпатлевка должна быть пластичной и иметь небольшую усадку. Необходимая пластичность шпатлевки достигается разжижением шпатлевочного состава до такого состояния, чтобы размешивание его палочкой не представляло затруднений и образующийся на поверхности шпатлевки при вынимании палочки конус не опадал и не растекался, а сохранял форму до полного высыхания (рис. 78).
Рис. 78. Проверка пластичности шпатлевки:
а — нормальной вязкости; б — жидкий состав; в — конус растекается
Чтобы усадка была минимальной, в шпатлевочный состав вводят порошкообразные минеральные наполнители (гипс, шпат, ангидрит, мраморную муку). Рецепт состава приводится ниже.
Состав для фактурной окраски
- Мел. 1кг
- Гипс (мраморная мука). 1 кг
- Казеиновый клей (10%-ный раствор). до 0,5 кг
Способ приготовления. Мел и гипс смешивают в сухом виде и затворяют казеиновым клеем. Если масса недостаточно пластична, в состав можно ввести небольшое количество масляного лака (0,015-0,02 кг) и загустить 10 %-ным раствором квасцов.
По новой штукатурке фактурную окраску можно производить только после полного ее высыхания и подмазки всех дефектов. Если штукатурка обладает сильной тянущей способностью, следует загрунтовать поверхность 8 %-ным раствором животного клея. По старой масляной окраске отделку производят после промывки поверхности водой с содой. Деревянные поверхности сначала олифят, подмазывают трещины и щели, заклеивают крупные трещины марлей или серпянкой, а затем наносят состав. Нанесенный состав обрабатывают различными приемами с помощью разнообразных приспособлений, чтобы придать ему ту или иную фактуру.
Отделку под корзинку (рис. 79, а) выполняют, накладывая шпатлевку с помощью плоской кисти квадратами. Размер стороны квадрата должен быть не более 15 см.
Рис. 79. Фактурные отделки:
а — под корзинку, б — веерообразная, в — вертикальными штрихами, г — наклонными штрихами, д — волнообразная, е — рельефными жилками, ж — воронкообразная, з — завитками, и — под тростник, к — под заросли тростника, л — под гибкие прутья, м — туповкой
Веерообразную отделку (рис. 79, б) делают по свежена-ложенной шпатлевке торцом маховой кисти или макловицы. Установив кисть в верхней части стены, ее поворачивают на пол-оборота вправо и получают первый рисунок. Затем, переставив кисть по горизонтали, ее поворачивают на полоборота влево и получают второй рисунок, частично перекрывающий первый. Выполнив первый горизонтальный ряд рисунков, накладывают второй, сместив рисунок влево на половину его диаметра. Более крупный рисунок получают при обработке поверхности гребешком.
Отделку вертикальными штрихами (рис. 79, в) выполняют кистью по свеженаложенной шпатлевке.
Для отделки наклонными штрихами (рис. 79, г) используют широкую макловицу с жестким волосом, которой наносят штрихи в различных направлениям
При волнообразной отделке (рис. 79, д) делают волнообразные движения сверху вниз жесткой кистью.
Выполняя отделку рельефными жилками (рис. 79, е), по свежему слою шпатлевки в различных направлениях наносят удары боковыми сторонами плоской кисти шириной 8-10 см с длинным волосом.
При воронкообразной отделке (рис. 79, ж) к поверхности прижимают деревянный круг (диск) диаметром 15 см, толщиной 2-3 см и поворачивают его на 1/4 окружности. Для удобства диск снабжен ручкой. При отделке следят за тем, чтобы каждый новый рисунок несколько перекрывал ранее наложенные.
Отделку завитками (рис. 79, з) выполняют с помощью ложки, которой по свеженанесенному слою шпатлевки делают спиралеобразные движения так, чтобы максимальный диаметр рисунка составлял 18-20 см. Отделку начинают с центра, постепенно кругообразными движениями перемещая ложку к периферии. При этом каждый новый завиток должен несколько захватывать предыдущий.
При отделке под тростник (рис. 79, и) сначала редким гребешком наносят горизонтальную штриховку на свежезашпатлеванную поверхность для получения фона, по которому затем ручкой ножа накладывают изогнутые в одну сторону вертикальные линии. Линии должны переплетаться, чтобы создавалось впечатление склоненного от ветра тростника.
Отделку под заросли тростника (рис. 79, к) выполняют по свежей шпатлевке закругленной ручкой ножа или кисти, которой проводят тесно переплетающиеся вертикальные и диагональные линии.
Для отделки поверхности под гибкие прутья (рис. 79, л) валиком без рисунка накатывают зашпатлеванную поверхность сверху вниз или наоборот.
Отделку туповкой (рис. 79, м) производят плоской губкой (лучше греческой).
При отделке треугольником плоской стороной треугольника в разных направлениях частично сглаживают наложенную шпатлевку, несколько поворачивая при этом треугольник вокруг оси, чтобы получить на поверхности расширяющиеся отдельные плоскости.
При отделке под итальянский известня наложенную цветную (светло-желтую) шпатлевку в отдельных местах на расстоянии 10-20 см обрабатывают туповкой с помощью губки. Следы губки должны быть не слишком широкими, располагать их следует горизонтально. Затем излишнюю шероховатость сглаживают треугольником. После того как шпатлевка немного отвердеет, можно лезвием ножа дополнительно разрезать поверхность на отдельные камни; окончательный вид отделка принимает после окраски поверхности лессиро-вочным слоем из жженой умбры, излишек которой снимают ветошью со всех выпуклостей рисунка, оставляя более окрашенными все углубления. При отделке под бамбук сначала делают туповку свежей шпатлевки с помощью губки. Затем, прикладывая в различных направлениях к шпатлевке плоскую длинную рейку (не шире 2 см), выполняют рисунок бамбука.
Для отделки под камень свеже зашпатлеванные поверхности торцуют жесткой щеткой-торцовкой. Затем несколько отвердевшую шпатлевку разрезают лезвием ножа под камень.
При отделке под сосновые иглы производят туповку свежей шпатлевки с помощью губки, а затем накатку деревянным валиком (диаметром около 10 см), вокруг которого спиралью обернута толстая веревка (6-7 витков). Накатывать валиком следует в различных направлениях.
Отделывая стены под обои, предварительно обрабатывают свежую шпатлевку гребенкой, которой делают вертикальные штрихи по всей поверхности.
Аэрография
Аэрографией называется способ нанесения на поверхность трафаретного рисунка ручным краскораспылителем (рис. 80, 81). Отделка помещений аэрографическим методом производится значительно быстрее и с меньшей затратой материалов, чем при работе кистью. По тонкости выполнения рельефности получаемых изображений аэрография приелижается к живописи, а богатство форм и приемов аэрографической росписи позволяет внести большое разнообразие в отделку каждого помещения.
Рис. 80. Отделка плоскостным аэрографическим рисунком с применением двух видов трафаретов одинакового мотива:
а — рисунок отделки; б — обратный трафарет №1 для кремового колера; в — прямой трафарет №2 для коричневого колера
Рис. 81. Отделка плоскостным аэрографическим рисунком с применением двух трафаретов одинакового мотива:
а — рисунок отделки; б — обратный трафарет; в — прямой трафарет
Композиция аэрографических росписей. Композиция росписи.зависит от мотивов и приемов исполнения. По этим признакам их можно подразделить на следующие виды:
- декоративный рисунок с плоскостным изображением;
- декоративный рисунок с объемным изображением;
- декоративный рисунок с оъемно-изобразительного характера;
- сложные рисунки живописного характера.
При перенесении рисунка на поверхность необходимо придерживаться звонов симметрии, располагая его равномерно, не перенасыщая отдельные места и в то же время не делая пропусков. При несоблюдении этого правила отделанная поверхность будет неоправданно пестра.
Контрольные вопросы
- Как выполняется отделка под шагрень?
- Расскажите о флейцевании.
- Цель туповки.
- Как выполнить накат рисунков валиками?
- Каковы правила окрашивания панелей?
- Порядок вытягивания филенок.
Фактурная штукатурка — ошеломительные эффекты для стен
Фактурная штукатурка является декоративным видом отделки, которая используется для внутренней части помещений или на фасадах строений. Особенность представленного строительного материала – возможность создания на поверхности любого рельефа: случайные узоры, геометрические фигуры или подражая природным материалам.
Отделка стен — комбинация декоративной штукатурки Clavel Travertino Naturale Fino ( эффект травертина) и венецианской штукатурки Veneto (эффект полированного мрамора).
Такая штукатурка – идеальное решение для тех, кто хочет отойти от стандартных приемов отделки. Она дает возможность применить огромное количество дизайнерских решений, при этом существенно выделяется на фоне обоев, покраски и панелей.
Глянцевая венецианская штукатурка под мрамор прекрасно подчеркивает акцентные зоны
Что такое фактурная штукатурка.
Фактурная штукатурка представляет собой неоднородную вяжущую белую смесь, состоящую из всевозможных наполнителей, которые связаны между собой определенными клейкими веществами — связующими. Они могут быть на натуральной ( гипс, известь) или синтетической основе ( акриловый латекс, силоксан). Смесь отличается эластичностью, с ней приятно и удобно работать, кроме этого она имеет значительную вязкость, не подвержена температурным воздействиям и ей не страшна повышенная влажность.
Фактурные штукатурки обладают высокой вязкостью и требуют предварительного перемешивания миксером
В роли добавок применяются микромрамор, слюда, тальк, кизельгур, полые сферические шарики, кварц, мелкозернистый песок, доломит, волокна из хлопка или целлюлозы.
В состав декоративных штукатурок входят натуральные наполнители и волокна, обеспечивая покрытию полную безопасность при длительном проживании.
Вид, количество, зернистость и цвет используемых частиц, а также способ нанесения предопределяют внешний создаваемой на стене фактуры. Стоимость данной штукатурки также сильно зависит от состава и изготовителя.
Фактурная штукатурка Marbella созадет эффект мрамора с глянцевыми прожилками.
Как наносить фактурную штукатурку.
Большая часть существующих составов не подвержена усадке после нанесения и высыхания. Касается это в основном продуктов на акриловой или силиконовой основах. Известковые и гипсовые штукатурки не обладают такой эластичностью и должны наноситься только на прочные и жесткие основания ( кирпич,бетон) , и ни в коем случае не на гипсокартон. После высыхания, осуществляется выделение фактуры при помощи окрашивания поверхности в несколько цветов (может быть и один).
Штамп для нанесения покрытия под кожу крокодила
Кроме этого, в некоторых случаях поверхность может покрываться воском для получения глянцевого эффекта, обеспечения гидрофобной защитой и устойчивости к небольшим повреждениям (царапины, сколы и т.д.).
Техника декорирования фактурных штукатурок состоит в нанесении фактурного слоя и его раскраске, используя различные инструменты.
Нанесение этой штукатурки не является особо сложным процессом. Чтобы сделать качественную и надежную отделку, не обязательно привлекать профессионала – можно все сделать самостоятельно, при этом сэкономив средства. Касается это не всех эффектов, а стоит отметить, что получившееся покрытие имеет отличную прочность – при выполнении качественных подготовительных работ с основанием, не нужно будет тратить много времени на корректировку.
С ее помощью можно сделать акцент на необходимой стене или участке, что позволит сделать интерьер более уникальным и интересным.
Применяя такую штукатурную смесь, можно создать поверхность с любым уровнем зернистости, шероховатостью, рельефом. Кроме этого, можно осуществить имитацию различных природных материалов – дерево, камень, кожа, бархат и т.д. Наносить ее можно абсолютно на любые виды и типы поверхностей, а также скрывать все существующие проблемные зоны и дефекты на стенах.
Особенности фактурной штукатурки.
Какие бывают виды эффектов?
Бетон.
Сегодня такой стиль считается наиболее популярным и востребованным для современного интерьера. Стоит отметить, что любая стена требует дополнительной защиты собственной поверхности в виде отделки. Помочь в данном вопросе может декоративная штукатурка под бетон Clavel Loft-Beton. Она выглядит очень стильно, выдерживает высокие эксплуатационные нагрузки, может подвергаться влажной уборке, и в отличие от обычной бетонной поверхности прекрасно держит тепло.
Травертин.
Создать имитацию под один из самых востребованных материалов можно при помощи штукатурки с имитацией травертина. Итоговая работа не будет иметь никаких различий с натуральным покрытием. Следует принимать во внимание, что стоимость такой штукатурки довольно высока, но ее внешний вид и практические свойства в полной мере ее окупают.
Дерево.
Штукатурка под дерево применяется в случаях, когда требуется создать уютную атмосферу природной среды при помощи современных материалов. Отличается большим эксплуатационным сроком и предельно точной имитацией натуральной древесины.
Ткань.
Фактурная штукатурка под «ткань» — позволяет оформить помещение в восточном/классическом стиле при минимальных денежных затратах. Ее особенностью можно считать устойчивость к истиранию, к солнечным лучам, не подвержена растрескиванию, просто восстанавливается и имеет огромный срок эксплуатации. Наиболее популярна имитация замша или шелка.
Короед.
Одним из основных компонентов в составе смеси являются специальные гранулы. При воздействии на них усилия они образовывают различные канавки и бороздки. Узор может быть как горизонтальным, вертикальным, диагональным или вообще хаотичным. Такие фасады выдерживают долгий срок службы, благодаря высокой эластичности состава не растрескиваются.
Эффект трещин.
По другому, данный эффект называется кракелюр, в последнее время ставший довольно популярным. По завершению всех работ и высыхании, поверхность сама растрескивается самыми удивительными узорами. Есть варианты покрытий с применением специального активатора для растрескивания, а также без него.
Естественный камень.
Штукатурка полностью имитирует текстуру натурального камня – сколы, прожилки, напластования, вариативность оттенков и т.д. Сделав дополнительное окрашивание поверхности можно получить идеальное сходство с природным камнем. Идеально подходит для декорирования спальни, гостинной или прихожей.
Имитация кожи.
В последнее время очень часто применяется для декорирования жилых помещений. Штукатурку можно сочетать со всевозможными материалами и внедрять в уже существующие стили. Отлично дополнят такое покрытие дерево и камень, сталь, стекло. Прекрасно смотрится на колоннах и нишах.
Каменная кладка.
Создание такой отделки заключается в ручной нарезке рустов на полуподсохшей отделке либо в использовании валика фигурной формы. Особенно подходит для интерьеров в античном стиле, а также классических и стиля неоклассицизм, придавая помещению завершенность и аристократическую сдержанность.
Какова стоимость нанесения фактурной штукатурки.
Правильно и качественно сделанная отделка стен является главной составляющей добротного и хорошего ремонта. Но, необходимо помнить, что только мастер знает все особенности и тонкости при работе с декоративными штукатурными смесями.
Соответственно, для избегания ошибок, рекомендуется обращаться только к проверенным и профессиональным специалистам, имеющие все требуемые навыки и знания.
Стоимость покрытия за м2 зависит от следующих факторов:
- Типа основания (подготовленной поверхности), на которую будет накладываться смесь;
- Типа штукатурки;
- Технологии нанесения.
На текущий момент , цена материалов за 1 м2 составляет около 8-9$. Все работы с фактурной штукатуркой стоят от 5 до 13 $/м2. В варианте с «венецианкой» — 12-21 $/м2.
Облицовка стен данной штукатуркой представляет собой трудоемкий и ответственный процесс, который обязательно требует особых навыков и познаний. Для получения качественного и долговечного покрытия нужно правильно выбрать материал для отделки, осуществить подготовку поверхности и профессионально выполнить штукатурку стен, соблюдая при этом правила, нормы и рекомендации.
Видео обзор идей фактурной штукатурки в интерьере.
Фактурная краска для стен: состав и характеристика материала, разновидности фактур и способы их нанесения
Все чаще применяют фактурную краску для облицовки стен. Этот метод позволяет сэкономить финансовые расходы, проявить творчество при создании оригинальной отделки.
Описание и состав фактурных красок
Фактурные краски изготавливаются на основе полимерных составов, они создают рельефное покрытие при нанесении на поверхность стен. Такие составы применяют для облицовки фасада и внутренней отделки квартиры. Они состоят из эмульсии, в которую входит акриловый или силиконовый краситель.
Краска содержит такие добавки:
- синтетические вещества;
- мраморная крошка;
- компоненты в форме чешуек;
- песок и т.д.
Рельефное покрытие получается вследствие неоднородности фактуры наполнителей и нанесения краски. Изготавливают белые растворы для смешивания с колерами, имеются смеси с добавкой цветного пигмента.
Фактурные акриловые красители создают долговечное матовое покрытие, они отлично сцепляются с любым материалом:
Поскольку акрил не выдерживает влажности и перепадов температур, для покрытия фасада в состав добавляют полимеры.
Силиконовые краски можно наносить на металл, керамику, пластик. Они выдерживают большие перепады температур, не выгорают на солнце, обладают повышенной водостойкостью, т.к. создают на стенах водонепроницаемую пленку. Такие составы можно применять для обработки фасада и внутренней отделки квартир. Эти краски дороже. Фактурная краска создает на поверхности оригинальный интерьер. Рельефные составы имеют зернистость. Если хозяин хочет создать выраженную фактуру покрытия, нужна большая зернистость. Этот показатель указывается на упаковке с составом.
Следующий показатель краски — ее основа.
Она бывает следующих видов:
- Минеральная — состоит из извести и цемента, представляет собой сухой порошок. Стоит недорого. Такими красками часто обрабатывают фасады домов.
- Силиконовая — может применяться снаружи и внутри дома. Такой состав образует паронепроницаемую поверхность, которая выдерживает высокую влажность, сильные перепады температур и устойчива к воздействию щелочей.
- Силикатная основа выдерживает сильную жару и морозы, она дороже остальных. Такое покрытие не собирает пыль и загрязнения, за ним легко ухаживать. Она применяется в сочетании с грунтовкой на силикатной основе.
- Акриловая — представляет собой готовый к использованию состав. Такая основа предполагает применение колеровки и добавку наполнителей.
Использование рельефных красок
Перед началом работы нужно потренироваться на свободной поверхности. Надо хорошо представлять, какую нужно получить поверхность. Важно, чтобы инструменты, при помощи которых будут наносить фактурную краску, были чистыми. Помещение должно хорошо проветриваться. Во время работы строитель должен использовать защитную одежду.
Фактурная краска для стен более жидкая, чем декоративная штукатурка. Ее наносят тонким слоем, эта работа несложная. Рельефные составы укладывают только на выровненную поверхность. Краситель наносят посредством валика, шпателя или кельмы.
После оштукатуривания стен оформляют рисунок, применяя разные приспособления. Рельефные краски имеют хорошую адгезию и используются для обработки древесины, металла, гипсокартона, пластмассы, бетона, штукатурки.
Покраска фасада
Состав для окраски фасада должен иметь высокую прочность, стойкость к истиранию, деформациям, действию осадков, морозов или жары. Для фасада применяют дисперсионные силиконовые составы. Цена таких красок достаточно высокая. Фасады и цоколи зданий после облицовки приобретают яркую фактуру.
Акриловые краски с латексными добавками придают поверхности влагостойкость и прочность. Для фасада применяют также прочные стирол-акриловые полимеры. Качество покрытия зависит от марки изготовителя. Финишная отделка акриловым лаком защищает фасадную часть здания от деформаций и загрязнений, делает поверхность устойчивой к повышенной влажности.
В интерьере
Фактурной краской облицовывают стены и потолки в зале, холле, спальне, детской, вестибюле и на кухне. Ими можно красить лестничные марши, балконы, административные, торговые помещения и офисы. Часто окрашивают этими составами отдельные участки, например колонны, пилястры. На их поверхности создают рисунок или узоры.
В ванной и на кухне для создания фактурной поверхности применяют моющиеся составы. Интерьерный состав может быть с мелким и крупным рельефом.
Как сделать фактурную краску самому
Фактурную краску можно изготовить самостоятельно.
Для этого надо приготовить следующее:
- Акриловый краситель.
- Колер на водной основе.
- Различные наполнители: песок, мраморная крошка, пенопластовые шарики, опилки, тканевые волокна и т.д.
Пропорцию фактурных добавок следует подобрать самостоятельно в зависимости от того, какое покрытие требуется создать. Если наполнителя добавить слишком много, то он будет отслаиваться от поверхности. Колеровочную пасту добавляют своими руками в емкость с рельефной краской, ее количество зависит от нужной яркости цветовой палитры.
Колер можно добавлять до 10% объема. После этого раствор перемешивают миксером или вручную. После этого добавляют рельефные фракции, чтобы создать эффект шероховатости, добавляют 5-10% песка. Перемешивать раствор можно в лотке.
Виды фактур
Фактурные составы могут имитировать различные поверхности. Рельеф зависит от типа наполнителя и диаметра включений. Если наносят штукатурку «короед», покрытие напоминает древесину, изъеденную короедом. Состав «шуба» придает покрытию шероховатость. Такую поверхность создают для облицовки фасада, цоколя и других наружных работ.
При окраске потолка пользуются поролоновым валиком или имеющим короткий ворс. Мокрый шелк включает глиттер — сверкающие частички.
Можно менять пигмент, и тогда получатся различные цвета:
Имеются составы с вкраплением мелких стеклянных элементов, такие как морской бриз. Оригинальный интерьер можно получить посредством окраски с трещинками, для чего применяют лак кракелюр. Им покрывают свежую краску, когда он высохнет, возникают трещинки. Фактура зависит от разновидностей составов и методики нанесения. Посредством кисти и фигурных валиков создают комбинацию мазков. Можно наносить волнообразные и перекрестные линии.
Чтобы подчеркнуть текстуру, применяют несколько оттенков. Можно объемные узоры создавать из красителя одного цвета, а после его высыхания кисточкой добавить более светлый тон. Чтобы выполнить узоры из листьев, применяют трафарет. Чтобы создать эффект сосновой коры, применяют кельму и шпатель. Наносят перекрывающие друг друга мазки. Потом жесткой кисточкой делают бороздки.
Способы нанесения
Рельефную краску наносят при помощи разных инструментов:
- Кисть с коротким ворсом применяют для создания мазков в разные стороны. Кистью с длинным ворсом облицовывают стены, создавая тонкие линии на однотонном фоне.
- Кельма придавливается к поверхности, а после ее отрыва остается рельеф. Верх рельефа слегка приглаживают. Кельма легко распределяет фактурные составы по поверхности.
- Губка благодаря пористой структуре создает мелкий рельеф. Покрытие будет похожим на мрамор. Песок в качестве добавки придает поверхности шероховатость.
- Силиконовым валиком проводят по поверхности, создавая повторяющийся рисунок.
- Меховой валик применяется для нанесения красителя. Валиком и губкой на фасадах зданий и цоколей создают отделку «шуба».
Расход материала, время высыхания
Вначале выполняют расчет окрашиваемой площади, для этого применяют данные инструкции и отмеченный в ней расход водоэмульсионного красителя на 1 м². В густой состав добавляют воду до 5%. Сохнет покрытие 48 часов.
Отделка под фактуру
При фактурной окраске наполненный окрасочный состав или шпатлевку наносят толстым слоем на поверхность маховыми кистями, макловицами или шпателями, а затем обрабатывают ее самыми разнообразными приемами и инструментами для придания поверхностям различной фактуры.
Применяемая для фактурной отделки шпатлевка должна быть пластичной и иметь небольшую усадку. Для этого шпатлевочный состав разжижают до такого состояния, чтобы он легко размешивался палочкой, а образующийся на поверхности шпатлевки при вынимании палочки конус не опадал, не растекался и сохранял форму до полного высыхания. Чтобы усадка была минимальной, в шпатлевочный состав вводят порошкообразные минеральные наполнители (например, гипс, шпат, ангидрит, мраморную муку).
Составы шпатлевок для фактурной отделки:
1. Гипсоцементнопуццолановое вяжущее — 1; поливинилацетатная дисперсия — 0,08; клеевой замедлитель — 0,002; вода — 0,5.
2. Водоэмульсионная краска Э-ВА-27—1; кремнийорганическая жидкость ГКЖ-10 или ГКЖ-11 — 0,05; маршаллит — 0,5; жидкое калийное стекло — 0,04.
3. Мел— 1; гипс (мраморная мука) — 1; казеиновый клей 10%-ный — до 0,5. Порошкообразные наполнители смешивают в сухом виде и затворяют связующими.
Бетонные поверхности перед фактурной окраской грунтуют 8%-ным раствором поливинилацетатной дисперсии или латекса. Новую полностью высохшую штукатурку подготавливают: подмазывают и просушивают все дефектные места, а затем поверхность грунтуют 8%-ным раствором поливинилацетатной дисперсии. Старую масляную окраску промывают водой. Деревянные поверхности олифят, подмазывают трещины и щели, заклеивают крупные трещины марлей или серпянкой. На подготовленные поверхности наносят красочный слой, который затем обрабатывают различными приемами с помощью разнообразных приспособлений, чтобы придать ему ту или иную фактуру.
Рис. 120. Выполнение фактурных отделок: а — шероховатой, б — дискообразной, в — крупношероховатой, г — под травянистые заросли, д — ноздреватой, е — штампованной
Шероховатая фактура (рис. 120, а). Торцуют свеженаложенный состав или шпатлевку торцовкой с укрепленными на ней кусочками резиновой трубки.
Дискообразная отделка, или штриховка (рис. 120, б). Обрабатывают фактурный состав гребенкой. Глубина концентрических борозд зависит от величины зубьев гребенки, которую закладывают в металлическую обойму. Обойма снабжена ножкой с острием для опоры во время нанесения рисунка. Каждый последующий диск должен частично перекрывать предыдущие.
Крупношероховатая фактура (рис. 120, в). Торцуют свеженаложенный состав ручником с неподвязанным волосом. В процессе торцевания кисть после каждого удара поворачивают на четверть оборота вокруг оси, прежде чем оторвать от поверхности.
Отделка под травянистые заросли (рис. 120, г). Выполняют по свежеотторцованной кистью-ручником поверхности пальцами руки в резиновой перчатке.
Отделка под корзинку
Шпатлевку накладывают плоской кистью квадратами со стороной не более 15см.
Волнообразная отделка
Делают волнообразные движения сверху вниз жесткой кистью.
Отделка рельефными жилками
По свежему слою шпатлевки в различных направлениях наносят удары боковыми сторонами плоской кисти шириной 8—10см с длинным волосом (кисть-расхлестка).
Воронкообразная отделка
К поверхности прижимают деревянный диск диаметром 15 см и толщиной 2—3 см и поворачивают его на четверть окружности. Диск снабжен ручкой. При отделке следят за тем, чтобы каждый новый рисунок несколько перекрывал ранее наложенные.
Отделка завитками
Ложкой по свеженанесенному слою шпатлевки делают спиралеобразные движения так, чтобы максимальный диаметр рисунка не превышал 20 см. Отделку начинают с центра, постепенно кругообразными движениями перемещая ложку к периферии; при этом каждый новый завиток должен несколько захватывать предыдущий.
Отделка под тростник
Редким гребешком наносят горизонтальную штриховку на свежезашпатлеванную поверхность для получения фона. Затем ручкой ножа накладывают изогнутые в одну сторону вертикальные линии. Линии должны переплетаться, чтобы создавалось впечатление склеенного от ветра тростника.
Отделка под заросли тростника. По свежена несенной шпатлевке закругленной ручкой ножа или кисти проводят вертикальные и диагональные линии, тесно переплетающиеся между собой.
Отделка под гибкие прутья
Валиком без рисунка накатывают зашпатлеванную поверхность сверху вниз, или наоборот.
Отделка треугольником
Плоской поверхностью треугольника в разных направлениях частично сглаживают наложенную шпатлевку, несколько поворачивая при этом треугольник вокруг оси, чтобы получить на поверхности расширяющиеся отдельные плоскости.
Отделка под итальянский известняк
Наложенную цветную (светло-желтую) шпатлевку в отдельных местах на расстоянии 10—20 см обрабатывают туповкой с помощью губки. Следы губки должны быть не слишком широкими, располагать их следует горизонтально. Затем излишнюю шероховатость сглаживают треугольником. После того как шпатлевка немного отвердеет, лезвием ножа можно дополнительно нанести швы, имитируя каменную кладку. Окончательный вид отделка принимает после окраски поверхности лессировочным слоем из жженой умбры, излишек которой снимают ветошью со всех выпуклостей рисунка, оставляя более окрашенными все углубления.
Отделка под камень
Свежезашпатлеванные поверхности торцуют жесткой щеткой-торцовкой, затем несколько отвердевшую шпатлевку разрезают лезвием ножа, имитируя каменную кладку.
Отделка под сосновые иглы
Производят туповку свежей шпатлевки с помощью губки, а затем поверхность накатывают деревянным валиком (диаметром около 10 см), на который навита спиралью толстая веревка (6—7 витков). Накатывать валиком следует в различных направлениях.
Отделка стен под обои
Обрабатывают свежую шпатлевку гребенкой, делая вертикальные штрихи по всей поверхности, после этого губкой, слегка прижимая ее в отдельных местах к поверхности, производят туповку.
Рис. 121. Отделка под линкруст: а — накладывание шпатлевочного слоя, б — разравнивание шпатлевочного слоя малым шпателем в местах примыкания к фризу, дверным проемам, в углах, в — накатывание рисунка, г — окраска
Ноздреватая фактура (рис. 120, д). Обрабатывают свеженаложенную мастику наборной торцовкой.
Штампованная фактура (рис. 120, е). Набивают поверхность мастикой через трафарет.
Отделка под линкруст (рис. 121). Выполняют по масляной или свежей клеевой шпатлевке жесткими узорными валиками. Чтобы валик не прилипал к масляной шпатлевке, его смачивают водой, к клеевой — скипидаром или бензином-растворителем. Шпатлевку наносят слоем 3—4 мм. Чтобы избежать усадки, в шпатлевку вводят помимо мела наполнитель (мраморную пудру, молотый известняк, полевой шпат) в количестве до 50% от объема смеси. Окраску по накатке выполняют, как по обычной шпатлевке, дважды, предварительно огрунтовывая поверхность.
Приведенными примерами не исчерпываются возможности фактурной отделки, так как использование различных гребешков, валиков, а также разнообразных сочетаний их может значительно расширить число рисунков и видов отделки.
Если для фактурной отделки применяют цветные прочные составы, то фактуру оставляют без дополнительной обработки, если белого цвета (например, гипсовые) — фактуру иногда окрашивают в заданные цвета. Особенно красива окраска лессировочными масляными составами, которые наносят на предварительно проклеенную офактуренную поверхность, чтобы не образовывались расплывающиеся темные пятна. Проклеивают поверхность 5%-ным раствором животного, казеинового или растительного клея.
При приготовлении лессировочного состава тертые краски разводят смесью из 1 части олифы, 2 частей скипидара или бензина-растворителя и 0,1 части сиккатива. Окрашивают поверхность тонким просвечивающим слоем широкой кистью или краскораспылителем. После этого со всех выпуклых частей рисунка ветошью частично снимают излишек краски; углубления, более насыщенные краской, образуют тени, способствуя выявлению фактуры.
Для окраски фактурной отделки используют также различные синтетические водоэмульсионные краски (например, Э-ВА-27 или Э-КЧ-26), которые придают поверхности красивую матовость. Для получения глянцевой фактурной поверхности слой краски дополнительно покрывают синтетическими или масляно-смоляными лаками.
В последние годы отделку поверхностей под мелкошероховатую фактуру гипсополимерцементным составом ГПЦ выполняют механизированным способом с помощью пневматической установки СО-21А, используя удочку с выходным отверстием насадки диаметром 5мм. Для получения равномерной фактуры расстояние между выходным отверстием удочки и обрабатываемой поверхностью всегда должно быть постоянным. При обработке на расстоянии 60—70 см образуется мелкошероховатая фактура, которая не требует дополнительной обработки. На 1м2 поверхности при двукратной обработке требуется 0,75—1 кг состава ГПЦ. При использовании для этого состава белых и цветных цементов отпадает необходимость в дальнейшей окраске.
Поверхности с фактурной отделкой можно промывать водой с мылом, поэтому ее применяют при отделке панелей и зеркал в фойе и залах клубов, кино, театров и т. д.