0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Асфальт литой для покрытий тротуаров гост

Калькулятор расхода асфальтобетонной смеси

Выбор материала

Параметры покрытия

Литой асфальтобетон

Литой асфальтобетон — один из наиболее долговечных видов асфальтобетонов, известных в мире на текущий момент. Основные ассоциации, возникающие при упоминании этого материала — это мостовые сооружения, долговечность, удобство в укладке. Область применения литого асфальтобетона в мире крайне обширна, от гидроизоляции до малых архитектурных форм и полированных декоративных покрытий.

Литая асфальтобетонная смесь — смесь с минимальной остаточной пористостью, состоящая из зерновой минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и вязкого нефтяного битума (с полимерными или другими добавками, или без них) в качестве вяжущего вещества, укладка которой производится по литьевой технологии, без уплотнения, при температуре смеси не менее 190 °С.

Литой асфальтобетон — застывшая в процессе охлаждения и сформировавшаяся в покрытии литая смесь.

Литая смесь называется так, поскольку она пригодна для литья. При температурах 190-230 0 С смесь имеет жидкую или вязко-текучую консистенцию, так как в ней содержится в большем количестве связующее вещество, по сравнению с обычными уплотняемыми асфальтобетонными смесями.

Важнейшим свойством литого асфальтобетона является его водонепроницаемость, что определяет применение данного материала в системах гидроизоляции мостовых сооружений.

Особенностью применения данных материалов является необходимость транспортировки смеси в специальных миксерах (кохерах), оборудованных системой подогрева и перемешивания. Поверхность верхнего слоя покрытия должна быть подвергнута поверхностной обработке для создания необходимого коэффициента сцепления с автомобильными шинами и обувью пешеходов. В этом качестве применяют фракционированный щебень или природный песок.

Крайне важно соблюдать температурные режимы транспортирования и укладки смеси, что оказывает влияние на долговечность смеси, ее удобоукладываемость и качество покрытий.

Компания ОАО «Асфальтобетонный завод №1» производит и продает литые асфальтобетонные смеси по ГОСТ Р 54401-2011 и СТО 03218295-03.01-2007.

Слой покрытия, толщина в мм

Асфальтобетон дорожный горячий литой (по ГОСТ Р 54401-2011):

Применяется на мостах, путепроводах, эстакадах, покрытий дорог с высокими транспортными нагрузками, для ямочного ремонта дорожных покрытий, в паркингах

Асфальтобетон дорожный горячий литой (по СТО 03218295-03.01-2007):

Характерными особенностями литой смеси и асфальтобетонов на их основе являются следующие свойства:

  • круглогодичная укладка до -10 0 С и ниже;
  • укладка вручную или механизированно;
  • высокая степень адгезии к основанию;
  • срок службы нижних слоев до 30 лет;
  • ручная укладка в сложных стесненных условиях, на поверхностях со сложной геометрией;
  • высокие показатели по пожарной безопасности В-2, Д-2, РП-1, Т-1 (класс пожарной опасности КМ2);
  • водонепроницаемость и невосприимчивость к бактериям и грибам;
  • не требует обеспыливания;
  • не восприимчив к солям;
  • эластичность и долговечность;
  • нетоксичен и полностью перерабатываем при повторном использовании.

Литой асфальтобетон, произведенный с применением модифицированного полимерно-битумного вяжущего (ПБВ), называют литым полимерасфальтобетоном. Этот вид асфальтобетона имеет наилучшие показатели по усталостной долговечности, эластичности, сопротивлению колее и износу. Литые полимерасфальтобетоны, согласно ГОСТ Р 54401, следует применять на всех мостовых сооружениях, а так же на улицах и дорогах, подверженных повышенному воздействию транспортных нагрузок. Учитывая сложнейшие климатические условия Северо-Западного региона, производство долговечного автодорожного покрытия возможно лишь с применением полимерно-битумного вяжущего.

Читать еще:  Тротуарные плиты большого размера

Удобоукладываемость литых смесей является важным показателем реологических свойств материала и зависит от температуры смеси во время укладки, температуры окружающего воздуха и основания, свойств битумного вяжущего, особенности запроектированного состава. Смеси, укладываемые в верхние слои ответственных мостовых сооружений, в покрытия автомагистралей и особо нагруженных городских улиц, будут иметь несколько большую вязкость и менее удобны для ручной укладки. При необходимости, улучшить удобоукладываемость смесей возможно с применением специальной добавки, вводимой на производстве.

Также ОАО «АБЗ-1» производит и продает черненый щебень (фракции 5-10 мм и 10-15 мм).

Черненый щебень — это фракционированный щебень, обработанный битумом в смесителе АБЗ в горячем состоянии. Черненый щебень используется для устройства шероховатой поверхности покрытия из литого асфальтобетона и для устройства верхних слоёв оснований.

В соответствии с СТО 03218295-03.01-2007 литые асфальтобетоны, применяемые для устройства покрытий полов гаражей, складских помещений, общественных и жилых помещений, промышленных предприятий классифицируются в зависимости от температурного режима эксплуатации на три типа:

  • П-1 — полы в отапливаемых помещениях или с системами внутреннего обогрева (температура эксплуатации от +5 до +40°С);
  • П -2 — полы в помещениях с частичным отоплением (температура эксплуатации от 0 до +25°С);
  • П -3 — полы в холодильных помещениях (температура эксплуатации от 0°С и ниже).

Некоторые физико-механические свойства литых асфальтобетонов для устройства полов:

Технология производства и укладки литого асфальта: материалы, условия и рецептуры

Литой асфальт свое название получил лишь потому, что его укладывают на подготовленное полотно дороги без уплотнения. Производят его по литьевой технологии, в которой используются битум в качестве вяжущего материала, песок и щебень, минеральный порошок и активные добавки поверхностного действия. Ингредиенты, входящие в состав литого асфальта, в определенных пропорциях загружаются в специальное оборудование, которое работает как смеситель. Внутри компоненты перемешиваются при температуре +220С. После чего литой асфальтобетон просто подается через специальный материалопровод по месту укладки.

Материал имеет жидкую подвижную структуру, поэтому легко и равномерно распределяется по дорожному полотну. При снижении температуры смеси она превращается в прочное покрытие. К тому же залитый битумный материал обладает высокими показателями влагостойкости, водонепроницаемости и трещиностойкости.

Основные характеристики компонентов литого асфальта

Классификация литых битумных композитов основана на пропорциях битума и наполнителей. В качестве вяжущего используется нефтяной дорожный битум. Но так как марок этого материала несколько, то каждый из них выбирают с учетом типа дорого, климатических условий их эксплуатации.

Есть среди наполнителей минеральный порошок. Этот материал считается главным наполнительным компонентом, который составляет структуру асфальтобетона. Именно с его помощью битум из объемного состояния переводится в пленочное покрытие. Именно минеральный порошок увеличивает прочность литого асфальта и его вязкость.

Смесь битума и минерального порошка среди специалистов носит название асфальтовяжущее вещество. В ней пропорции каждого компонента составляют: битум – 11%, минеральный порошок – 25%. Это стандартная рецептура.

Минеральный порошок производят из различных природных каменных материалов, а также из доменных шлаков, методом размалывания. Чаще всего его готовят из известкового камня или доломита.

Получаемая при смешивании смесь должна соответствовать определенным характеристикам. Особое значение придается такому показателю как гидрофильность (проще – набухание композита). Оптимальное значение коэффициента набухания – 1,25 мм. При этом само набухание раствора не должно превышать 2,5%.

Читать еще:  Цена бордюра тротуарного

Сегодня не все производители литого асфальтобетона используют минеральный порошок из выше обозначенных материалов. Многие предпочитают использовать местное сырье, тем самым снижая себестоимость готовой композитной смеси. Это ГОСТом на литой асфальт не запрещено. Но составляя рецептуру, необходимо учитывать характеристики добавляемых порошков, которые можно изготавливать из золы, отходов сахарного производства и прочих отходов. Поэтому рецепт литого асфальтобетона в каждом конкретном случае будет разным.

Щебень и песок

В качестве щебня для производства литого асфальта используют или каменные породы, или доменные шлаки металлургического производства. К обоим материалам предъявляются несколько строгих требований.

  1. Форма гранул должна быть остроугольная. Содержание плоских зерен не должно превышать 15%.
  2. Прочность монолитных природных гранул должна составлять 100-120 МПа, пористых шлаков 80-100 МПа. При невысоких прочностных характеристиках доменных шлаков, они обладают хорошей адгезией (сцепляемостью) с вяжущими компонентами композита за счет своей пористой шероховатой поверхности.

Что касается песка, то его также производят методом дробления или размалывания из каменных прочных пород (прочностью до 40 МПа) или доменных шлаков (80 МПа). При этом зернистость материала должна быть или средней, или крупной. Но в саму смесь литого асфальта песок должен добавлять только одной фракции. Таким образом добивается однородность готового композитного раствора.

Технология производства

Технология приготовления литого асфальтобетона основана на смешивании компонентов в определенных пропорциях и последовательности. При этом, учитывая, что композитный материал должен укладываться на дорожное полотно подогретым до определенной температуры, а сам процесс производства организуется не на месте кладки смеси, поэтому для транспортировки используют специальные автомобили-емкости.

Вот технология производства:

  • минеральные компоненты загружаются в сушильный барабан, где подвергаются сушке и нагреву (190-240С);
  • после чего они подаются в сортировочное устройство, где разделяются на щебень и песок по фракциям;
  • далее каждый ингредиент поступают в дозаторы, где происходит их взвешивание в процентном соответствии к общей массе согласно рецептуре;
  • щебень и песок после взвешивания поступают в смеситель;
  • минеральный порошок проходит тот же путь, минуя сортировку;
  • битум нагревается (160-180С) с помощью собственного устройства и подается нагретым в смесительную камеру, где уже находятся все остальные материалы;
  • происходит тщательное перемешивание, после чего готовый асфальт отправляется на укладку специальными транспортными средствами, которые называются кохеры, они оборудованы подогреваемым резервуаром.

Так как асфальт литого типа является материалом гостированным (с использованием различных методов испытания), то на него оформляется сертификат соответствия.

Процесс укладки

Технология укладки литого асфальтобетона – работы, проводимые в теплую и сухую погоду при температуре выше +5С. При этом температура самого композита должна находиться в пределах 185-235 С. Разброс температурного режима зависит от типа используемого в смеси битумного вяжущего и технологических условия проведения работ.

Последовательность применения литого асфальтобетона:

  • подготовка,
  • прием литого композита,
  • его укладка.

Необходимо обозначить, что асфальтобетон этого типа можно использовать и для укладки на старое дорожное полотно, на вновь строящиеся трассы и в процессе проведения ямочного ремонта. Процесс приема литого композита зависит от того, какими средствами будет производиться его укладка.

Читать еще:  Асфальт для тротуаров гост

Если для этого используются асфальтоукладчики, тогда из кохера смесь подается именно в бункер укладчика. А дальше она равномерно со скоростью 1-3 м/мин распределяется по поверхности дороги с минимальной толщиной – 25-30 см. Никакого давления и трамбовки. Через несколько часов после укладки дорогу можно эксплуатировать.

Распределение композитной смеси можно производить и вручную, используя лопаты и другие приспособления. Обычно этот метод применяют для тротуаров. У этого способа несколько отрицательных сторон:

  • снижается скорость укладки;
  • сложно добиться равномерного распределения материала по плоскости дорожного полотна.

Что касается литого асфальта и ямочного ремонта, то здесь применяется та же технология, что и при укладке на полотно. Смесь просто заливается в яму, распределяется по объему равномерно (совковой лопатой), после чего оставляется на воздухе остывать и упрочняться.

Если асфальтобетон используется для мостов, высоконагружаемых трасс и дорог, то в рецептуру композитной смеси добавляются специальные компоненты, которые увеличивают вязкость материала. Именно поэтому ручной способ укладки такого композита невозможен. Используется механизированная технология настила.

Внимание! В технологии укладки литого асфальта для покрытия тротуаров и дорог есть один момент, который определяет качество конечного результата. Это вертикальный стык двух слоев, которые образуются при остановке работ, к примеру, при пересмене. Поэтому рабочие, заканчивающие работу, выравнивают торец уложенного слоя, и прикладывают к нему деревянную балку. Вторая смена балку удаляет, торец нагревают до температуры 220-240С и начинают кладку нового слоя.

Преимущества и недостатки

Что касается достоинств литого асфальтобетона, то здесь четыре позиции:

  • нет надобности проводить уплотнительные операции, за счет чего уменьшаются сложности проводимых работ и их цена;
  • высокие прочностные характеристики, низкая истираемость, повышенная водонепроницаемость и коррозионная стойкость;
  • поглощение напряжений материала обеспечивает его пластичность;
  • высокая адгезия с нижерасположенными слоями.

Кроме достоинств есть у литого асфальта и четыре серьезных недостатка:

  • цена выше в сравнении с традиционными асфальтовыми растворами;
  • при повышении температуры эксплуатации снижается устойчивость к пластическим деформациям;
  • сложность укладки вручную;
  • стопроцентная паронепроницаемость, за счет чего асфальтовое покрытие может вздуться, особенно это часто происходит, если плотность литого асфальта высокая и укладывается он на бетонное основание.

Отзывы строителей

Отзывы относительно итого асфальта практически все положительные. Но есть и отрицательные.

Владимир, Санкт-Петербург, прораб: Этот дорожный литой материал в несколько раз облегчает проведение работ. А это влияет на скорость сооружения или ремонт дорог. Отсюда и неплохие заработки. Слышал, что его используют в процессе гидроизоляции для кровель.

Сергей Петрович, Москва: Разбираясь в вопросе, что такое литой асфальт, пришел к мнению, что это скорее всего разрекламированная технология, у которой куча недостатков. Ее надо еще усовершенствовать, особенно это относится к температурному режиму. К примеру, допускается укладывать при температуре до -10С. Такой дорогой материал и такие низкие пределы. Для нашей родины температура должна быть как минимум -20С.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector