Укладка тротуарной плитки технология по госту
СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки
Технология работ по укладке тротуарной плитки прописана ГОСТ 17608-91.
Подготовительный этап работ по укладке тротуарной плитки начинается с оформления необходимой документации:
- схемы производства работ;
- калькуляции объема работ;
- технологических карт;
- калькуляции затрат труда и средств механизации.
Технология процесса
При возведении сборных тротуаров следует руководствоваться ГОСТ 17608-91, СНиП Ш-8-76, СНиП Ш-10-75, инструкциями ВСН-50-79/ВСН-26-76, а также ТУ 400-1-190-79.
Схема устройства сборных тротуаров содержит ряд элементов:
- подстилающий слой (песок);
- основание (песок, ЦПС — цементно-песчаная смесь, бетон, щебень);
- покрытие из плит.
Непосредственно перед началом укладки тротуара выполняются следующие виды работ:
- геодезическая разбивка;
- планировка земляного полотна;
- подвоз в рабочую зону материалов, а также техники, приспособлений и инструмента.
- проверка исходного качества материала покрытия – тротуарной плитки на соответствие ГОСТ 17608 91.
Работа производится с соблюдением такой последовательности:
- отрываются земляные ящики под бортовой камень (поребрик);
- устанавливается по периметру участка бортовой камень;
- насыпается подстилающий слой;
- производится укладка основания;
- укладывается плиточное покрытие;
- заполняются межплиточные швы.
ГОСТ, касающийся укладки тротуарной плитки предусматривает, что при сопряжении с дорогой бортовой камень должен быть устанавлен при монтаже дорожного покрытия. Ручная установка бортового камня производится с использованием спецзахватов.
Песок для подстилающего слоя подвозится автотранспортом или подается погрузчиком. Далее производится его выравнивание и уплотнение. Для уплотнения задействуются электротрамбовки или малогабаритная уплотняющая техника. После утрамбовки на основание наносится выравнивающий слой из ПБС.
В СНиПе допускается укладка тротуарной плитки с размерами сторон до 600 мм вручную при помощи захватов. Фигурные элементы покрытия монтируются вручную. Плиты укладываются поперечными рядами от одного края до другого. Перед началом укладки на основании размечаются ограничивающие линии, забиваются колышки и натягивается шнур.
Грани плит выравниваются по шнуру, натянутому вдоль укладываемого ряда. В местах возможного провисания выставляются маяки. ГОСТ на тротуарную плитку регламентирует ширину швов между смежными плитками габаритами до 600 мм в пределах от 5 мм до 8 мм. Швы заполняются ЦПС (цементно-песчаной смесью) из расчета 3:1. Если покрытие носит декоративный характер, то ширина швов может быть увеличена. Для контроля этого параметра используются шаблоны.
Уложенные плиты выравниваются при помощи деревянных трамбовок. Швы смежных плит не должны иметь уступов высотой более 2 мм.
Специфика укладки плитки в зимнее время
До наступления холодов целесообразно произвести подготовку земляного полотна, подстилающего слоя и основания. Возможна также укладка плит на бетонное основание. Подготовленный выравнивающий слой из цементно-бетонной смеси слоем до 1,5-2,0 см подогревается и хорошо укрывается.
Запрещается проводить работы по укладке плит при сильном снегопаде и температуре воздуха ниже минус 15°С. Заделка плиточных швов производится в теплое время года или подогретой смесью песка и цемента.
Контроль качества укладки тротуарной плитки выполняется по требованиям СНиП.
Технологическая карта на устройство сборных покрытий тротуаров
ОРДЕНА ЛЕНИНА ГЛАВМОССТРОЙ ПРИ МОСГОРИСПОЛКОМЕ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА УСТРОЙСТВО СБОРНЫХ ПОКРЫТИЙ ТРОТУАРОВ
Технологическая карта разработана проектно-технологическим отделом треста Мосоргстрой (А.Н. Абрамович, А.П. Смирнов), согласована с Управлением подготовки производства Главмосстроя.
Технологическая карта рекомендована к внедрению в строительном производстве.
1. Область применения . 1
2. Технология строительного процесса . 1
3. Технико-экономические показатели . 3
4. Материально-технические ресурсы .. 4
Приложение 1. Допускаемые отклонения от проектов . 4
Приложение 2. График производства работ . 5
Приложение 3. Калькуляция трудовых затрат . 6
Приложение 4. Схема операционного контроля . 6
Лист 1. Конструктивные схемы сборных тротуарных покрытий . 7
Лист 2. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров . 7
Лист 3. Схема организации работ при устройстве тротуаров (с бортовыми камнями) 9
Лист 4. Схема организации работ при устройстве тротуаров (без бортового камня) 10
Лист 5. Приспособления для контроля ширины швов. Вакуум-захват для укладки плит . 12
1 . Область применения
1.1 . Технологическая карта составлена на производство работ по устройству сборных покрытий тротуаров на объектах Главмосстроя.
1.2 . Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ и с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.
1.3 . При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.
2 . Технология строительного процесса
2.1 . При устройстве сборных покрытий тротуаров необходимо руководствоваться СНиП III-8-76 «Земляные сооружения», СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», ГОСТ 17608 -72 «Тротуарные плитки», ТУ 400-1-190-79 «Фигурные элементы мощения», инструкциями ВСН-26-76 и ВСН-50-79.
2.2 . Конструктивная схема по устройству тротуаров со сборным покрытием состоит из следующих элементов:
песчаного подстилающего слоя;
основания: из песка; цементно-песчаной смеси; бетона; щебня;
покрытия из сборных плит.
Варианты конструктивных схем приведены на листе 1 .
2.3 . Устройство покрытий тротуаров, площадок и дорожек осуществляют из сборных тротуарных плиток прямоугольной и фигурных форм, изготовляемых заводами Главмоспромстройматериалов. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров приведена на листе 2 .
2.4 . До начала работ по устройству тротуара должны быть выполнены следующие работы:
геодезические разбивочные работы;
подготовка земляного полотна;
доставка в зону работ механизмов, материалов, приспособлений и инструмента.
2.5 . Работы производятся в следующей технологической последовательности:
выполняется земляной ящик под бортовой камень;
устанавливается бортовой камень (если предусмотрено проектом);
устраивается подстилающий слой;
укладываются плиты покрытия;
заполняются швы между плит.
Схемы организации работ приведены на листах 3 , 4 .
Тротуары могут быть как с бортовым камнем, так и без него.
Если тротуар сопряжен с дорогой, бортовой камень устанавливается при устройстве дорог.
2.6 . Основание под тротуарные покрытия из сборных плит выполняют из песка; песка, стабилизированного цементом; щебня; цементобетона и др.
2.7 . Устройство земляного ящика под бортовой камень необходимо выполнять экскаватором «Беларусь » или автогрейдером, оборудованным откосником.
2.8 . Бортовой камень устанавливается вручную с использованием специальных захватов и обетонированием его с обратной стороны тротуара вручную.
2.9 . Подстилающий слой из песка выполняется следующим образом:
при тротуаре с бортовыми камнями песок подается на место укладки автокранами в бункерах или специальным автопогрузчиком, оборудованным ковшом, разравнивается и уплотняется. Для уплотнения используются малогабаритные уплотняющие машины или электротрамбовки;
при тротуаре без бортового камня песок подвозится непосредственно на место работ автосамосвалом или автопогрузчиком, разравнивается экскаватором «Беларусь » . Для уплотнения используются также уплотняющие машины или электротрамбовки.
2.10 . Устройство основания тротуара с бортовыми камнями необходимо выполнять с использованием автокрана и бункеров для приема и подачи материалов, автобетононасосов, виброрейки; если же тротуар без сортового камня, материалы подвозятся и разгружаются непосредственно на рабочем месте.
2.11 . Покрытие из плит размером сторон до 60 см можно укладывать специальным вакуумом-захватом конструкции треста Гордорсгрой-1 Главмосинжстроя или вручную (лист 5 ).
2.12 . Фигурные элементы мощения укладываются в покрытия вручную.
2.13 . Укладку плит следует осуществлять в соответствии с ВСН 26-76 поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.
2.14 . Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.
2.15 . Ширина шва между смежными плитами с размером сторон до 600 мм должна быть 5 ¸ 8 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3 : 1.
2.16 . При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.
Приспособления для контроля ширины швов приведены на листе 5 .
2.17 . Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.
2.18 . При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее до наступления устойчивых заморозков подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие.
2.1 9. Работы, выполняемые в зимнее время. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его раствором хлористого кальция CaCl 2 из расчета один литр на квадратный метр. Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем, а также нагретым до температуры 180 — 200 ° С горячим песком, который укладывают слоем толщиной 5 — 7 см, с последующим его удалением и использованием для других целей.
По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают выравнивающий слой, подогретый до 35 ° С, из цементно-песчаной смеси толщиной до 20 мм.
Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 ° С не разрешается.
Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжения плит и заполнить их подогретой до 35 ° С цементно-песчаной смесью.
2.20 . При укладке тротуарных плит обламывание их кромок не допускается.
2.21 . При поступлении плит с заводов они должны тщательно осматриваться, поврежденные отбраковываться.
2.22 . Передвижение механизмов по уложенным тротуарным плитам не допускается, если это не оговорено проектом.
2.23 . Допускаемые отклонения от проектных приведены в приложении 1 .
2.24 . Работы по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняются составом звена, приведенном в графике производства работ (приложение 2 ).
2.25 . Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении 3 .
2.26 . Операционный контроль качества работ по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняется в соответствии с требованиями СНиП III-1-76 «Организация строительного производства», инструкции СН 47-74 и др. Схема операционного контроля приведена в приложении 4.
2.27 . При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиП III-4-80 , системе стандартов безопасности труда, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
3 . Технико-экономические показатели
(на 100 м 2 тротуара)
Затраты труда, чел.-дн. — 18,39
Потребность в машинах, маш.-см. — 0,17
Стоимость затрат труда, руб. — 78,78
Затраты труда на 1 м 2 , чел.-дн. — 0,184
Стоимость затрат труда на 1 м 2 , руб. — 0,788
СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки
Укладка тротуарной плитки должна происходит согласно строительным правилам и нормам, прописанным в СНиП и общепринятым государственным стандартам согласно ГОСТ. При укладке тротуарной плитки необходимо руководствоваться технологиями и инструкциями на основании следующих правил: ГОСТ 17608-91; СНиП Ш-8-76; СНиП Ш-10-75; инструкции ВСН-50-79/ВСН-26-76; ТУ 400-1-190-79.
Укладка тротуарной плитки должна происходит согласно строительным правилам и нормам, прописанным в СНиП и общепринятым государственным стандартам согласно ГОСТ.
При укладке тротуарной плитки необходимо руководствоваться технологиями и инструкциями на основании следующих правил:
- ГОСТ 17608-91;
- СНиП Ш-8-76;
- СНиП Ш-10-75;
- инструкции ВСН-50-79/ВСН-26-76;
- ТУ 400-1-190-79.
На основании госстандартов для проведения работ оформляются документы:
- схема создания укладки;
- смета;
- технологическая карта;
- общий подсчет трудозатрат и использования механической техники.
Подготовительный этап работ включает в себя следующее:
- геодезическая разбивка основания под тротуарную плитку;
- разметка земельного участка;
- проверка тротуарной плитки на соответствие стандартам;
- доставка материала и необходимой техники на строительную площадку.
Начальный этап укладки тротуарной плитки подразумевает создание стяжки, которая включает в себя:
- первый слой должен быть песчаным;
- основание производится на выбор из песка, цементно-песчаной смеси, бетона или щебня;
Далее последовательность работ должна быть следующей:
- установка бортовых камней по периметру;
- насыпание подстилающего песчаного слоя;
- создания основания;
- укладка тротуарной плитки на основание;
- заполнение межплиточных швов.
Регламентирующий документы прописывают следующие стандарты:
- тротуарная плитка размером до 600 мм укладывается вручную;
- возможные места провисания дополнительно поддерживаются маяками;
- между плитами до 600 мм должны соблюдаться зазоры 5-8 мм;
- заполнение швов производится песком;
- для работы с плиткой используются деревянные подручные инструменты.
Укладка тротуарной плитки в зимний период: правила и запреты
Разметка земляного полотна, насыпание подстилающего слоя и подготовка основания под плитку должно быть проведено до наступления минусовой температуре. Затем объект может законсервироваться до нужного срока.
При укладке плитки зимой необходим подогрев основания. Заделка швов также производится ппеском.
Согласно ГОСТу и СниПу недопустимо проведение работ при температуре -15°С и во время снегопада.
Тротуарную плитку в Москве вы можете приобрести в салоне «Прага». Мы специализируемся на продаже этого материала, поэтому у нас вы сможете найти самые разнообразные виды, формы, цветовые оттенки и размеры изделий.
«Прага» – сеть салонов тротуарной плитки, которая предлагает комплексный подход к благоустройству придомовой территории.
Вся представленная на сайте информация, касающаяся стоимости, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.
Скидки до 40%! Хранение на складе до 15.04.2018.
Варианты и технологии правильной укладки плитки для тротуара, необходимые материалы и инструменты
Тротуарная плитка ценится за практичность, высокую прочность, долговечность, устойчивость к влаге и перепадам температуры. Она не выделяет вредные для человека вещества при нагревании, как асфальтовое покрытие. Многообразие форм, размеров, расцветок и фактур дорожно-строительного материала поражает воображение. Комбинируя разные виды изделий, можно создавать красивые покрытия. Укладка тротуарной плитки требует строгого выполнения всех строительных правил. Если технология мощения нарушается, покрытие быстро разрушается.
Виды плитки для тротуара
Она может быть вибролитой и вибропрессованной. Изделия отличаются технологией изготовления. Вибролитые элементы создают, утрамбовывая раствор на вибростоле. При изготовлении вибропрессованного изделия смесь подвергается давлению с вибрацией. Вибропрессованные изделия имеют более высокую прочность. Плитку производят из бетонной смеси и глины. В состав добавляют отсевы гранитных пород и пластификаторы. Самой прочной является гранитная плитка. Ее изготавливают из натурального гранита.
Изделия могут иметь ромбовидную, шестиугольную, прямоугольную, квадратную и клиновидную формы. Пользуется популярностью фигурный материал «Волна» (с волнообразными краями), «Клевер» (с полукруглыми выступами) и «Кость» (напоминает катушку). Существует много способов укладки ромбовидной плитки (шестигранники, снежинки, звезды). Из ромбов можно создать покрытие с эффектом 3D.
Советы по выбору
Для создания садовых дорожек возле коттеджей и загородных домов приобретают вибролитую плитку толщиной 40 мм. Вибропрессованные изделия можно укладывать на дорогах с большой нагрузкой (площадях, тротуарах). Они должны иметь толщину не менее 60 мм. Если планируется укладка на улице на проезжей части, лучше использовать гранитную плитку. Интенсивное движение легкового автотранспорта выдержит материал толщиной 70-80 мм. Если по дороге будут ездить грузовики, толщина покрытия должна составлять 100 мм.
Перед покупкой нужно оценить качество плитки. На ее поверхности не должно быть отверстий, зазубрин и щербин. При постукивании плиток друг о друга должен появляться звонкий звук. Если звук глухой, от покупки товара надо отказаться. Не стоит покупать ярко окрашенные изделия, а также те, в которых есть пустоты. Чтобы оценить плотность материала, нужно попросить его разбить. Необходимо выяснить, насколько ровной является поверхность изделия. Если тротуарная плитка всеми углами на стол легла, ложится ровно и не качается, она качественная.
Варианты укладки
Перед приобретением тротуарной плитки надо выбрать вариант укладки. На прямых и ровных участках проще всего выполнить линейную схему. Такая технология укладки тротуарной плитки является самой простой. Она позволяет экономно расходовать материал.
Линейная раскладка может быть горизонтальной, вертикальной, прямой или со сдвигом. При смещении рядов узор покрытия напоминает кирпичную кладку. Если использовать изделия разных оттенков, можно получить эффект «гусеничного следа». Ряды плитки иногда размещают под углом к линии дорожки. Такая укладка называется диагональной.
Если используется диагонально-угловая схема раскладки, формируется рисунок «елочка» или «плетенка». Чтобы уложить «елочку», ряды плитки располагают под углом 45° к линии дорожки. «Плетенку» мостят, чередуя горизонтальную и вертикальную укладку. Диагонально-угловая схема отличается высокой прочностью. Она зрительно уменьшает пространство.
Плитку можно укладывать модулями из 2-3 элементов. Сочетая 2 цвета, создают шахматный узор. Если использовать элементы разного размера и оттенка, получится оригинальный хаотичный рисунок. На придомовой территории красиво смотрится спиральная раскладка. Чтобы создать декоративные круги, надо приобрести материал с клиновидными элементами. Художественную раскладку выполняют из изделий разных форм и расцветок. Подбирая способы укладки плитки, надо учитывать дизайн архитектурных строений и приусадебной территории.
Необходимые материалы и инструменты
Чтобы выполнить работы по укладке, необходимо приобрести инструменты:
- Штыковую и совковую лопаты для выемки грунта.
- Грабли, чтобы разравнивать поверхность сыпучих материалов.
- Колья и веревку для разметки участка.
- Резиновый молоток для выравнивания материала (деревянная киянка с резиновой головной частью).
- Строительный уровень (1,5-2 м).
- Рулетку.
- Щетку или веник.
- Штамповку.
- Резиновый шпатель.
- Ровную планку для выравнивания поверхности слоев.
- Болгарку (диск с алмазным напылением).
- Лом, чтобы выполнить демонтаж тротуарной плитки.
Нужно приготовить бордюры, песок, щебень (фракции 10-20, 20-50) или гравий, штукатурную смесь или цемент (М400, М500). Чтобы укрепить фундамент покрытия, понадобится арматурная решетка с ячейками 10х10 или 8х8 см. Создать покрытие на большой площади поможет машина для укладки.
Разметка будущих дорожек
Чтобы правильно выложить плитку самому, сначала надо сделать разметку. Начинать работы нужно возле здания, забора или ворот. Возле сооружения надо забить 2 колышка. Расстояние между ними должно соответствовать ширине дорожки. Ширину покрытия лучше подогнать под размер изделия, чтобы не пришлось резать материал. Поскольку конструкция будет поддерживаться бордюрами, необходимо оставлять для них место (10 см с каждой стороны). Другие 2 колышка забивают возле другого строения. Между колышками натягивают 2 веревки.
Укладка уличной плитки на большой территории осуществляется после ее раздела на полосы шириной 1-1,5 м. Если дорога имеет изгибы, ее разделяют на небольшие участки. Разметку каждого участка делают отдельно.
Земляные работы и защитный слой
Объем земляных работ зависит от вида грунта. Если почва плотная и глинистая, достаточно снять слой толщиной 15-20 см, чтобы удалить корни растений. Когда грунт рыхлый, необходимо удалить слой толщиной 30-35 см. Если планируется укладка тротуарной плитки зимой, траншею для мощения нужно подготовить до холодов.
На поверхность траншеи насыпают песок. Песок утрамбовывают вместе с почвой. Чтобы оставшиеся в грунте семена растений не прорастали и не разрушали покрытие, на дно траншеи укладывают нетканое полотно. Полосы материала должны перекрывать друг друга на 15-20 см.
Устройство дренажа
Правильная укладка плитки не является гарантией долговечности покрытия. Грунтовые и дождевые воды постепенно вымывают частицы песка и грунта, разрушая основание дороги. Чтобы влага не испортила покрытие, необходимо сделать дренажный слой.
На дно траншеи нужно насыпать щебенку. Толщина слоя должна составлять 15-18 см. Щебень надо хорошо утрамбовать и разровнять. Сверху насыпается и также разравнивается тонкий слой песка, на который укладывают нетканое полотно. Нужно позаботиться о том, чтобы вода стекала к краям дорожки. Для этого делают поперечные и продольные уклоны. Подушка под тротуарную плитку выполняется на последнем этапе подготовительных работ.
Размещение ограждающих бордюров
Укладка бордюра осуществляется сразу после выполнения работ по устройству дренажа. Лучше использовать готовый штучный бордюр из бетона. Бордюрные блоки устанавливают возле вертикального среза грунта по краям дороги. Желательно, чтобы верхний край бордюра находился на 1-2 см выше уровня почвы. Иначе дорожки будут постоянно грязными.
Бордюрные блоки закрепляют бетонным раствором. После укладки бордюра нужно проверить, насколько он ровный. Для этого используют строительный уровень. Если некоторые блоки установлены неправильно, их положение корректируют деревянной киянкой.
Применяемые виды оснований
Перед тем как выложить площадку плиткой, нужно сделать основание. Подстилающий слой помогает выровнять поверхность участка. Он придает покрытию устойчивость и увеличивает его прочность. Надежное основание не позволяет тротуару разрушаться под весом людей и машин. Оно защищает покрытие от разрушения в осенне-зимний период, когда в его зазорах образуется лед.
Технология укладки тротуарной плитки зависит от способа эксплуатации покрытия. Если нагрузка на его поверхность будет небольшой (пешеходная дорожка), достаточно сделать подстилающий слой, состоящий из песка и цемента. Если мощение осуществляется под автомобиль, необходимо бетонное основание.
Бетонное
Перед бетонированием основания выполняют работы по армированию. Арматурную сетку укладывают на металлические или каменные подставки. Арматура должна находиться на 3-5 см выше поверхности траншеи. Гарцовка для тротуарной плитки готовится из песка и цемента в пропорции 3:1. Лучше использовать речной или карьерный мытый песок. В нем не должно быть частичек глины или извести. Раствор равномерно и тщательно распределяется по участку траншеи, чтобы добиться ровной поверхности.
Лучше сразу залить бетоном всю дорожку. Если часть работ откладывается на следующий день, залитый бетоном участок надо накрыть полиэтиленом. Бетонное основание под тротуарную плитку должно иметь толщину 10-12 см. Чтобы цементная подушка была прочной, ее 3-5 дней увлажняют. После увлажнения бетон накрывают полиэтиленом. Укладывать покрытие можно через 7-12 дней.
Из песка и цемента
Траншея засыпается смесью песка и цемента. Ее готовят в пропорции 3:1. Толщина песочно-цементного основания должна составлять 12-15 см. Подстилающий слой нужно хорошо утрамбовать и выровнять. Если глубина траншеи слишком большая, ее можно уменьшить с помощью песка. Песок насыпают под основание и тщательно трамбуют.
Технология мощения тротуарной плиткой требует, чтобы цементно-песочная смесь была сухой. Поэтому лучше делать основание непосредственно перед мощением в сухую погоду. Цементно-песочный слой нужно укладывать на геотекстиль. Если этого не сделать, песок быстро вымоется, а плитка просядет.
Обработка плитки перед укладкой
Перед монтажом плитку нужно обработать гидрофобным раствором. Средство повысит морозоустойчивость и влагостойкость материала, а также увеличит срок его эксплуатации. Гидрофобизаторы улучшают декоративные качества и защищают от грибковых микроорганизмов. На обработанной гидрофобным раствором поверхности не появляются солевые пятна. Материал погружают в гидрофобный состав, затем высушивают. Процедуру повторяют.
Во время обработки нужно тщательно осматривать все элементы. Изделия с дефектами нужно отложить. Когда понадобится резать тротуарную плитку, чтобы оформить углы, бракованные элементы пригодятся.
Работы по укладке нужно осуществлять при подходящих погодных условиях. Погода должна быть сухой и безветренной. Нельзя укладывать покрытие на песчано-цементное основание при минусовой температуре. При замерзании почва расширяется, а после оттаивания проседает. Если уложить покрытие на замерзший грунт, после его оттаивания оно разрушится. Правила укладки тротуарной плитки позволяют выполнять работы на бетонном основании во время мороза, но делать это нежелательно.
Монтаж
Тротуарную плитку на бетонном основании закрепляют цементным раствором. Швы полностью заполняют смесью. При этом толщина швов не должна превышать 3 мм. Укладывая элементы, нужно находиться на покрытии. Наступать на основание нельзя. После укладки каждого ряда нужно проверять качество выполненных работ строительным уровнем. Элементы, которые уложены неправильно, выравнивают резиновым молотком.
На цементно-песочное основание необходимо укладывать, вбивая каждый элемент деревянной киянкой. Материал должен надежно закрепиться в основании. Если изделие «проваливается», под него нужно насыпать слой песка. Зазоры между плитками заполняют смесью или песком. После выполнения работ покрытие увлажняют из шланга с распылителем. Если в зазорах смесь «просела», нужно насыпать в них еще немного смеси. Пользоваться покрытием можно через 2-3 дня.
Заделка швов тротуарной плитки осуществляется с помощью песка, цементной или бетонной смеси. Если используется песок, его нужно предварительно просеять. Цементную смесь готовят из цемента и песка в соотношении 1:5. При приготовлении бетонной смеси цемент смешивают с песком в пропорции 1:3. Песок и смеси должны быть сухими. Выкладка затирки осуществляется с помощью резинового шпателя. Уровень смеси в зазорах должен составлять от 1/2 до 3/4 высоты плитки. Излишки смеси сметают с покрытия веником.
После этого приступают к заливке швов. Когда смесь застынет (через 1-3 суток), в зазоры насыпают смесь и снова ее увлажняют. После высыхания состава процедуру повторяют в третий раз. Возможно, что придется добавлять смесь в швы еще несколько раз. Заканчивать работу можно тогда, когда смесь в зазорах будет на одном уровне с поверхностью плитки.