3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технология укладки тротуарной плитки во дворе частного

Как положить тротуарную плитку во дворе


Предельно простая технология укладки тротуарной плитки во дворе частного дома позволяет выполнить работы силами индивидуального застройщика без привлечения специалистов. Достаточно организовать уклоны покрытия, смонтировать ливневку, выбрать рациональную схему раскладки и материал, на который будет производиться мощение в зависимости от эксплуатационных нагрузок.

Нюансы эксплуатации покрытия во дворе

Перед тем, как приступать к декорированию подворья фигурными элементами мощения ФЭМ, необходимо узнать, как правильно спланировать рельеф участка и снизить бюджет благоустройства территории. ФЭМ являются бюджетным вариантом отделки в сравнении с асфальтобетонным покрытием, позволяют выровнять неровности путем террасирования и изготовления уклонов 4 – 7 градусов, необходимых для самотечного удаления дождевых и талых стоков.

Чтобы положить тротуарную плитку ровно и обеспечить максимальный ресурс покрытия, следует учесть следующие нюансы эксплуатации:

  • если планируются нагрузки только от пешеходного трафика, можно использовать тонкую тротуарную плитку 3 – 5 см по подстилающему слою из песка или щебня;
  • при использовании дворовой территории в качестве парковки или для обеспечения заезда грузовых авто (машина ассенизаторов, выгрузка дров, удобрений), необходимо применить брусчатку или тротуарную плитку 5 – 8 см толщины, и усилить основание плитой-подбетонкой.

Толщина тротуарной плитки зависит от эксплуатационных нагрузок.

Важно! Ливневка (точечная или линейная) необходима в любом случае, так как ФЭМ изготавливаются из бетона, резины или полимербетона, а все эти материалы задерживают влагу на поверхности.

Мощение двора тротуарной плиткой

Укладывать плитку во дворе следует с учетом особенностей технологии:

  • фигурные элементы мощения ФЭМ в 90% случаев укладываются на песок или гарцовку (смесь цемента и песка), то есть на сыпучий материал, который не имеет стабильной геометрии;
  • для обеспечения пространственной жесткости дорожного покрытия в период эксплуатации гарцовку или песок необходимо засыпать в коробчатую конструкцию, чтобы исключить высыпание, для этого используются садовые бордюры, лотки ливневки и элементы несущих конструкций здания (фундамент, цоколь).

Для обеспечения жесткости конструкции нужен жесткий пространственный короб, например из поребриков.

Совет! Подсчет количества тротуарной плитки лучше производить после разметки двора с учетом схемы раскладки, наличия криволинейных участков и подпорных стенок для террасирования участка.

Разметка двора

На этом этапе необходимо отбить единый горизонтальный уровень двора, создать уклоны и оконтурить шнурами зону мощения. Чтобы уложить тротуарную плитку на сыпучие смеси, необходимо жесткое основание, желательно из грунтов с минимальным содержанием глины. На практике застройщик сталкивается со следующими проблемами:

  • наличие пахотного слоя – в черноземе/сероземе содержится избыточное количество органики, которая перегнивает под дорожным покрытием и почва дает не контролируемую усадку под брусчаткой;
  • морозное пучение – после насыщения дождевыми водами частички грунта не равномерно увеличиваются в объеме, грунт вспучивается, разрушая и выталкивая покрытие наружу;
  • сложный рельеф – при небольших перепадах высоты (4 – 7 градусов) плитку можно уложить без планировки подворья, поскольку эти уклоны необходимы для самотечного удаления осадков, в остальных случаях двор придется террасировать поребриками, габионами или бетонными подпорными стенами.

Разметка сложного рисунка тротуарной плитки во дворе.

В последнем варианте автоматически добавляются ступени для перехода между террасами. Их лучше выполнить из элементов ФЭМ, чтобы сохранить единство стиля ландшафтного дизайна.

Поэтому разметка двора необходима для очерчивания зоны мощения, с поверхности которой будет снят плодородный слой и заменен нерудным материалом. Для этого используются колышки или обноски, шнур натягивается по наружной грани поребриков или лотков ливневки.

Требования к основанию

При наличии в почве глины она вспучится зимой и разрушит покрытие. На свежей насыпи, наоборот, грунт просядет со временем. Поэтому в первом случае часть почвы (верхние 40 см) заменяют инертным материалом, в котором нет глины и вспучивание сведено к минимуму.

Щебеночное основание для тротуарной плитки.

Во втором варианте так же снимается чернозем, но уже на глубину 0,6 м, засыпается 15 – 20 см слой щебня и отливается 10 см подбетонка по всей дворовой поверхности. Фигурные элементы мощения укладываются на слой песка толщиной 15 см минимум или гарцовку (1/6 цемент, песок, соответственно) толщиной 10 см минимум. Все слои в обязательном порядке уплотняются виброплитой.

Приготовление смеси

Класть дорожное покрытие можно на раствор, сухую смесь-гарцовку или чистый песок. Первый вариант дорогостоящий, покрытие обладает нулевой ремонтопригодностью и крайне чувствительно к подвижкам основания. Гарцовка особых преимуществ в сравнении с чистым песком не обеспечивает, так как для нормального формирования цементного камня необходимо, хотя бы, минимальное водоцементное соотношение, а не случайно проникшая в нижний уровень влага.

Приготовление гарцовки из цемента и песка.

Бордюры и ливневка

Ресурс и качество мощения напрямую зависят от технологии монтажа ливневых лотков и садовых бордюров. Эти элементы выше тротуарной плитки, для них придется углубить траншеи по периметру зоны мощения. Укладывая их на основание, следует соблюдать технологию:

  • установка на раствор;
  • выравнивание верхней грани резиновым молотком по шнуру;
  • добавление раствора на боковые вертикальные стороны изнутри/снаружи для вертикальной фиксации.

Положенный поребрик засыпается снаружи грунтом, изнутри нерудным материалом (песок или щебень) в едином уровне с поверхностью подстилающего слоя. Лотки ливневки и дождеприемники монтируются в нижних точках зоны мощения. Для снижения бюджета благоустройства территории лотки ливневки могут заменять бордюры на одной стороне двора.

Укладка цельной плитки

На изготовленное основание брусчатка укладывается по технологии:

  • отсыпка контактного слоя – пространство внутри жесткого пространственного короба, ограниченного бордюрами и элементами фундамента коттеджа, заполняется гарцовкой (слой 3 см) или чистым песком (слой 4 – 5 см);
  • выравнивание – вдоль любой стороны зоны мощения (обычно длинной) на песок укладываются маяки, расстояние между ними равно размеру правила, которым и удаляется лишний сыпучий материал при движении инструмента по направляющим;

Рис. 8 Выравнивание гарцовки правилом

  • мощение – согласно выбранному рисунку и схеме укладки фигурных элементов мощения тротуарная плитка монтируется на выровненный сыпучий материал вплотную друг к другу.

Правило изготавливается из ровной сухой обрезной доски, в нижней части с обеих сторон которой ножовкой создаются прямоугольные запилы. В отличие от укладываемого на клей кафеля по брусчатке можно ходить сразу же, поэтому работы удобнее веси перед собой. Это позволяет выровнять по маякам всю поверхность мощения и уложить элементы ФЭМ за один прием, что резко повышает производительность.

Безинструментная укладка брусчатки на выровненный и утрамбованный песок

Совет! При качественном выравнивании по маякам гарцовки или песка тротуарную плитку даже не нужно осаживать резиновой киянкой. После засыпки швов вся поверхность ФЭМ подвергается выравниванию и уплотнению виброплитой, избавляя домашнего мастера от ручного труда.

Подрезка и заполнение швов

Без кроя фигурных элементов мощения удается обойтись только на участках правильной геометрической формы, да и то, не для всех коллекций ФЭМ. Подрезка тротуарной плитки необходима в узлах примыкания:

  • у поребриков, фундаментов, цоколей;
  • возле дождеприемников и на перекрестках;
  • на радиусных, извилистых участках.

Крой ФЭМ осуществляется алмазным диском или оснасткой по камню УШМ. В отличие от некоторых бордюров, тротуарная плитка армирования не имеет, режется достаточно легко.

Для некоторых модификаций ФЭМ производители выпускают половинки, что позволяет обойтись без подрезки.

На последнем этапе уложенный облицовочный материал нужно дополнительно защитить от смещения в момент эксплуатации. Для этого швы следует заполнить кварцевым или карьерным мытым песком. Частички указанных материалов имеют рваный край, поэтому саморасклиниваются внутри швов под собственным весом, не вымываются ливнем и не выдуваются ветром.

Засыпка швов ФЭМ.

Песок насыпается кучками по зоне мощения перед уплотнением облицовки виброплитой, сметается щеткой по всей поверхности двора. Сыпучий материал проникает в швы самостоятельно, после обработки поверхности виброплитой сметаются остатки сыпучего материала.

Узел сопряжения с отмосткой

Если планируется мостить тротуарной плиткой всю дворовую территорию, то отмостка по умолчанию так же декорируется этим материалом. Поэтому необходимо учесть нюансы:

  • ширина отмостки должна быть на 15 – 20 см больше проекции крыши на землю;
  • уклон отмостки должен быть от стен наружу в пределах 4 – 7 градусов;
  • рельеф дворовой территории, в свою очередь, может иметь уклон в сторону коттеджа.

Поэтому по периметру отмостки следует смонтировать линейную ливневку из поверхностных лотков. Либо обеспечить отвод стоков с водонепроницаемой поверхности бетонного покрытия в точечные дождеприемники, установленные в нижних точках двора, и организовать уклоны брусчатки в их сторону.

Узел сопряжения отмостки и тротуарного покрытия двора с элементами ливневки.

Важно! На этапе изготовления подстилающего слоя укладываются трубы дренажной канализации от дождеприемников в сторону подземного резервуара для приема и накопления стоков.

Таким образом, мощение двора тротуарной плиткой собственными силами не представляет сложностей для индивидуального застройщика, даже на неровном рельефе. Необходимо учесть состав почвы и ее несущую способность в зависимости от эксплуатационных нагрузок на это декоративное покрытие.

Пошаговая инструкция укладки брусчатки

Тротуарная плитка является одним из наиболее надежных и красивых дорожно-строительных материалов. Её часто используют для мощения тротуаров и автомобильных въездов во дворе частного дома. Стоимость работ по укладке плитки не низкая, а как класть брусчатку не все знают. Чтобы дорожное изделие было качественным, необходимо следовать технологии выполнения работ. Укладка брусчатки своими руками ведется согласно инструкции и исходя из рекомендаций.

Важно знать, как правильно укладывать тротуарную плитку, чтобы она прослужила много лет и имела красивый внешний вид. Дорожное покрытие из брусчатки облагородит не только двор частного дома, но и прилегающую территорию на улице.

Виды и преимущества

Виды тротуарной плитки по материалу изготовления:

Кроме отличий по материалу, есть огромное разнообразие по цвету, форме и декору. Также, она отличается по способу укладки и технологии выполнения работ.

Преимущества укладки брусчатки:

  • Высокая прочность материала.
  • Длительный срок эксплуатации.
  • Экологичность материала.
  • Большая несущая способность.
  • Устойчивость к низкой температуре.
  • Красивый внешний вид.
  • Простота укладки.
  • Возможность повторного использования материала.

  • Стоимость материала достаточно высокая.
  • Сложность обработки.
  • По брусчатке неудобно ходить на каблуках.
  • Возможность вымывания основания и тогда кладка проседает либо выпадают отдельные элементы.

Расчет расхода материала

Перед тем как приступить к укладке брусчатки необходимо закупить весь необходимый материал и приобрести инструмент. Важно точно просчитать площадь выполнения работ, чтобы купить всю плитку одной партией. Если песок или цемент всегда можно докупить, то плитку будет сложно найти. Если это будет та же модель и тот же производитель, но уже другая партия, то она может не совпадать с предыдущей по оттенку или размеру.

Нужно рассчитать всю длину бордюров и закупить соответствующее количество материала. Также, желательно приобрести весь материала и необходимый инструмент, чтобы минимизировать простои в процессе выполнения работ.

Необходимый материал и инструмент:

  • Тротуарная плитка.
  • Бордюр.
  • Геотекстиль.
  • Песок.
  • Щебень.
  • Цемент.
  • Лопата.
  • Грабли.
  • Метла.
  • Тачка.
  • Виброплита (ручная трамбовка).
  • Болгарка с алмазным диском для резки бетона.
  • Резиновая киянка.
  • Молоток.
  • Метрическая рулетка.
  • Уровень.
  • Правило.
  • Ведро.
  • Кельма.
  • Шланг для полива.
  • Колышки и маячный шнур.
  • Средства индивидуальной защиты.

Технология укладки брусчатки

Существует несколько способов мощения тротуарной плитки, они зависят от назначения дороги и вида брусчатки. Плитку можно класть на песок, цементно-песчаную смесь (гарцовку) и даже бетон, при высоких нагрузках на неё.

Несмотря на то, что существуют общеустановленные технологии выполнения кладки, у каждого мастера есть свои особенности в работе. Кто-то говорит: «Я кладу брусчатку недорого», а кто-то берёт высокую плату, но дает длительную гарантию на качество изделия. Поэтому, чтобы не задумываться о том, сколько стоит класть тротуарную плитку, необходимо знать самому, как правильно класть брусчатку.

В итоге, можно сэкономить на работе мастера и сделать качественное мощение, но при этом необходимо хорошо потрудиться. Чтобы правильно выполнить всю работу своими руками, пошаговая инструкция будет просто необходима, особенно для человека, который ранее никогда не сталкивался с таким видом работ.

Технология выполнения работ

Перед тем как выложить тротуарную плитку, должна пройти определенная подготовка. Нужно предусмотреть все нюансы, чтобы достичь требуемого результата. Как правильно укладывать тротуарную плитку, часто указывают сами производители брусчатки, но каждый мастер на практике уже наработал собственную технологию.

    Подготовка к мощению брусчатки. В первую очередь нужно определить — когда следует начать работу. Рекомендуется начинать работу весной. Определяется назначение дороги. Если это пешеходная тропинка, то достаточно будет использовать плитку толщиной 40 мм. Для дороги, которая периодически будет эксплуатироваться автомобилем, понадобится более толстая брусчатка. Кроме того, если дорожное покрытие будет подвергаться большой нагрузке, то брусчатка ложится на бетонную стяжку. Пешеходную дорожку можно класть на песок или цементно-песчаную сухую смесь. Но перед тем как класть брусчатку на песок, необходимо устроить надежное основание.

Разметка территории. Перед тем, как класть брусчатку своими руками, необходимо выполнить разметки территории и земляные работы. Определяется фронт работ по параметрам мощения. На этом этапе важно правильно определить ширину дороги, чтобы не пришлось обрезать цельную плитку. Также, нужно учесть толщину всех швов.

Для разметки в углах будущей дороги вбиваются колышки и натягиваются маячные шнуры. Они показывают уровень дорожной поверхности, поэтому горизонталь нужно проверять водяным уровнем. Дорога устраивается таким образом, чтобы был отвод дождевой воды.

  • Земляные работы. Под местом мощения вынимается земля глубиной до 50 см. Растительный слой можно использовать для устройства ландшафтного дизайна. Дно земляной конструкции выравнивается и тщательно трамбуется виброплитой или ручной трамбовкой.
  • Настил геотекстиля. На дно земляной конструкции и её стенок расстилается геотекстиль. Он увеличивает прочность изделия и обеспечивает его целостность. Мастера старой закалки часто выполняют работу без тканевой мембраны, не принимая в свой арсенал современные материалы. Но такое нововведение значительно улучшает качество дорожного покрытия.

  • Засыпка щебнем. Щебень фракциями 20 х 40 мм засыпается в траншею и тщательно уплотняется трамбовкой или виброплитой. Засыпка должна быть толщиной не менее 100 мм. Такая толщина допустима только для пешеходной зоны, для въездов понадобится толщина щебневой засыпки более 150 мм.
  • Устройство бордюров. Бордюры устанавливаются по заранее выполненной разметке. Выполняется замес цементно-песчаного раствора и наносится на основание вдоль устройства бордюра. Блоки устанавливаются в проектное положение на раствор и подгоняются по уровню. Раствор готовится в пропорции 1:3. После устройства бордюров необходимо оставить работу на сутки, чтобы раствор набрал прочности.

  • Устройство песчаной засыпки. На уплотненный щебень выполняется устройство песчаной подушки толщиной 150 мм. Засыпка песком выполняется в несколько этапов слоями по 5 – 7 см. Каждый слой поливается водой из шланга и трамбуется виброплитой. Песок лучше брать речной без примесей глины. В этом случае вода будет стекать в грунт и не задерживаться в подсыпке.
  • Засыпка гарцовкой. Перед тем, как выложить тротуарную плитку, необходимо позаботиться о прочности её укладки. Для этого на песок насыпается цементно-песчаная сухая смесь. Она равномерно распределяется граблями по всей площади кладки. Гарцовка приготовляется из песка с содержанием цемента приблизительно в пропорции 1:8. При попадании воды на гарцовку цемент твердеет и прочно фиксирует брусчатку на своем месте.
  • Укладка брусчатки. Определившись с рисунком тротуара можно приступать к мощению брусчатки. Необходимо узнать способы, как класть брусчатку своими руками в соответствующих условиях и особенности выполнения работ.

    При необходимости брусчатку можно обрезать болгаркой с алмазным кругом для резки камня. Уложенная брусчатка проверяется уровнем и правилом. Она должна быть устроена таким образом, чтобы стекала дождевая вода и не образовывались лужи.

    Заполнение швов. После того, как брусчатка будет уложена, необходимо заполнить швы кладки. Для этого на дорожную поверхность высыпается сухая цементно-песчаная смесь и равномерно распределяется по всей поверхности. Смесь заполняет швы, а излишки убираются при помощи метлы или веника. После чего кладка поливается водой из шланга. Гарцовка, вступая в контакт с водой — твердеет и прочно фиксирует кладку.

    Если выполняется мощение дороги, которая периодически будет эксплуатироваться автомобилем, то необходимо устроить армированное железобетонное основание. В этом случае используется брусчатка толщиной от 60 мм, она кладется на цементно-песчаный раствор.

    Заключение

    Укладка брусчатки своими руками позволит сэкономить значительное количество средств на оплату мастеру. Но, важно соблюдать технологию укладки и качественно выполнять все процессы. На каждом этапе проводится контроль качества работ. Если проигнорировать какой-либо процесс или выполнить его некачественно, то значительно уменьшается срок эксплуатации дорожного покрытия. На материалах также не следует экономить.

    Чтобы оптимизировать затраты, можно выбрать золотую середину между качеством и стоимостью. Всякий материал, даже не самый дорогой, должен быть качественным. На устройстве основания также можно где-то сэкономить, но все слои должны быть в наличии, и их толщина должна быть не меньше допустимых норм. Соблюдение всех норм и правил укладки тротуарной плитки позволит длительное время её эксплуатировать.

    Технология укладки тротуарной плитки во дворе частного дома

    Многим, желающим самостоятельно выложить тротуарную плитку на жилом участке, необходимо ознакомиться с пошаговой инструкцией технологического процесса. Мощение дорожек и части территории, создает эстетичный вид ландшафту, дает возможность передвигаться в любом направлении, независимо от погодных условий.

    Введение

    На длительность эксплуатации вымощенных участков, влияет на качество используемого материала, и технология укладки тротуарной плитки во дворе частного дома или дачного участка. Работу интересно выполнять самостоятельно, получая удовлетворение от результата труда. Не каждый владелец дома доверит укладку приобретенного исходного материала приглашенным специалистам, не удостоверившись в их профессионализме. Соблюдая поэтапную последовательность процесса, и советы специалиста настоящей статьи, конечный результат будет достигнут.

    Выбор материала

    Тротуарная плитка различается по толщине, цвету, форме и износостойкости. На строительном рынке предлагается для мощения изделия, изготовленные по разным технологическим заданиям, это метод литья или прессования.

    • Вибролитая. Она быстрее теряет яркость и поддается стиранию. Этот материал экономически выгоден по цене. Его укладывают на участках пути с маленькой проходимостью.
    • Вибропрессованная. Метод прессования делает структуру плотной, не поддающейся износу, что гарантирует качество, и выносливость к истиранию. Применяется для мощения подъездных дорог к автостоянке.

    Используют следующую толщину плитки в миллиметрах:

    • Пешеходные дорожки, тротуар и отмостка от 25 до 40.
    • Подъездной путь до стоянки автомобиля от 40 до 60.

    Крупными размерами материала сложнее делать укладку. Тяжелую плиту приходится часто поднимать, выравнивая уровень. Работая с маленьким и средним размером изделий, легче создавать орнамент.

    Проект

    Новая территория земли потребует предварительной разбивки дорожек. Делая разметку, учитывают стоящие объекты, требующие подхода. Кратчайшие линии сообщения, не всегда прямые. Изучают тропинки, образованные естественным способом, при их отсутствии, прокладывают новые, оставляя на время без покрытия. Убедившись в правильности нанесенной схемы передвижения на местности, начинают работу по очисткам грунта.

    Общая информация

    Характеристика грунта

    Структура земли влияет на выбор материала для основания под плитку. Грунт подразделяется на следующие типы:

    • Подвижный. Он требует дополнительной бетонной стяжки, обеспечивающей жесткость создаваемой конструкции тротуара.
    • Плотный. Ограничиваются насыпным песком.

    Резервируют место для труб или кабеля

    Советуют завершить все работы по укладке коммуникаций до мощения дорожек. Сложно после демонтажа восстанавливать их уровень и рисунок. Допускается вариант предварительной прокладки пластиковой трубы диаметром 50 миллиметров, с целью последующего использования.

    Защита от прорастания растительности

    На грунт настилают геотекстиль, для последующей послойной насыпи или бетонирования. Он предохранит от разрушения швов соединения выходящего из земли сорняка.

    Создаются условия для стока дождевой, талой или поливной воды

    Песчаная основа впитывает излишек влаги через швы соединения, чего нельзя сказать о бетонной подушке. В любом из выбранных вариантов, дорожка делается на возвышении над уровнем земли, под наклоном в одну сторону, или овальной. Величина ската – 1 сантиметр или 5 градусов на 1 метр длины. Вода впитывается бетоном медленно. Отсутствие стока приведет к ее застою, и вызовет вспучивание слоев. Сбоку бордюра, укладывают ложбинку – арык, для стока воды, и отвода ее в специально отведенное место.

    Примечание

    Укладка плиточных изделий возможна при следующих условиях:

    • Насыпная подушка после выпавших осадков просушивается естественным путем. Излишек влаги плохо отражается на качестве выравнивания поверхности.
    • Используется песок в чистом виде без примесей глины.
    • Запланированная ширина дорожки корректируется под размер тротуарной плитки. Перед формированием насыпи на местности, создают модель орнамента по разработанному дизайнерскому проекту.

    Варианты формирования рисунков

    • Геометрическая форма, выкладывается узором. При мощении создают подобие шахматной доски, ромба, веера, катушки, клинового листа, пчелиных сот или уснувших бабочек.
    • Плитка, имеющая 3Dэффект, или иллюзионное объемное восприятие рисунка, выложенного плоским материалом.
    • Художественный беспорядок. Его создают, используя разные цвета, формы и размеры.

    Инструмент

    • Веревка или капроновая нить.
    • Деревянные колья.
    • Молоток с резиновым набалдашником (киянка).
    • Уровень.
    • Трамбовка.
    • Мастерок.
    • Веник.
    • Болгарка для резки материала или выравнивания бетонного основания.
    • Наколенники для комфортного упора ног во время работы.

    Подготовка

    Используя проект расположения плитки, и расчетную ширину, скорректированную под размер материал, делают разметку на местности. Вбиваются колья по контуру. На прямых участках их количество ограничено. Для округлых и овальных, форм закрываемых настилом территорий, требуется больше отметок. Натягивают нить, используя уровень.

    Допускается использование геотекстиля, предохраняющего прорастание сорняка через швы соединения.

    Укладка ограничителей

    Бордюр устанавливается в подготовленную траншею по контуру предполагаемого мощения, фиксируется опорами, и заливается бетонным раствором. После полного застывания, лишние детали извлекают, и присыпают полученный монолитный каркас песком или землей. Бордюр защищает конструкцию от деформирования контуров, фиксируя первоначально заданные параметры, и делает рисунок законченным.

    Со стороны уклона (ската), укладывают жолуб для воды. Он эффективен при наличии естественного наклона дорожки, обеспечив сток.

    Формирование подложки

    В зависимости от пожелания и типа грунта, ее делают разными по составу материала. Предлагается рассмотреть подробнее каждый вариант.

    Песчаной

    Созданное искусственным путем ложе в грунте заполняют. Первый слой – песок, высотой 10 см, далее, дренажный сыпучий материал. Используют гравий или щебень, поднимают ими уровень до 20 для тротуаров, и 40 сантиметров, для подъездной дороги и автостоянки. На дробленый камень насыпают чистый песок, слоем 200 миллиметров или выше, в зависимости от толщины тротуарной заготовки, заполняя имеющиеся пустоты в массе дробленого камня, и создавая основу плитке.

    Готовое к укладке основание выравнивают, и распыляют сверху воду. Для верхнего слоя используют мелкодисперсный песок, обеспечивающий хорошую фиксацию. После легкого увлажнения, дают поверхности просохнуть, затем, выравнивают, сохраняют угол наклона.

    Песчано-цементной

    Оба компонента соединяют в единый состав. Делают сухой раствор в следующих частях:

    Смесь, насыпанную в промежуточный слой на гравий, не увлажняют перед размещением тротуарной плитки.

    Бетонной

    Плиточное мощение на армированное основание, или уже существующее раннее, не желательно. Вода не просачивается в грунт, в швах соединения, остающаяся влага зимой кристаллизуется, увеличиваясь в объеме. Данный свойства образованного льда разрушают созданную конструкцию, приводя к деформации отдельные участки.

    Укладка плитки

    Придерживаясь направления от себя, обеспечивают сохранение выбранного уровня наклона. Мастер передвигается по выложенной поверхности, не нарушая целостность подложки. Начинают укладку в следующем порядке:

    • Рисунок по кругу от центра.
    • Все остальные от края объекта, находящегося в зоне мощения.
    • От самой нижней точки.

    Оставляют зазор 2–3 миллиметра между швами соединения, фиксируя клиньями из пластика или дерева, каждую следующую положенную форму. Технологический процесс предусматривает углубление боковых плоскостей на 50% материала в массу основания из песка или его смеси. Поэтому делая подложку, учитывают толщину тротуарной плитки, используемой для настила.

    Уровень контроля над углом наклона, находится постоянно рядом с рабочим. Натянутая поперечная веревка, становится ориентиром на высоту. Выложив три ряда, делают контрольные измерения. Выпуклости поверхности корректируются резиновой киянкой или деревянным бруском. Под просевшую плитку подсыпается песок или сухая смесь.

    По незакрепленному тротуару перемещаются осторожно, до полной фиксации поверхности. Поправляют выступающий материал, постукивая сверху или сбоку.

    Видео рекомендации по правильной укладке тротуарной плитки от специалистов


    Заделка швов соединения

    Завершить своими руками начатую работу несложно. Используя для первого слоя чистый песок, для второго заполнения проемов сухая смесь с цементом в пропорции 1:1.

    Усиленно направляя состав щеткой в пустые пространства, обеспечивают заданную технологическими условиями плотность между плитками. Убедиться в качестве выполненной работы, поможет визуальная оценка поверхности, после очистки от остатков раствора.

    Тщательно очищенную поверхность от остатков, ее орошают водой. Влага, соединившись со смесью песка и цемента, самопроизвольно забетонирует швы. Не дав полностью застыть, распорки удаляют. Спустя некоторое время, повторно посыпают сухим раствором поверхность дорожки, равномерно распределяя по оставшиеся проемам, счищают остатки, и поливают водой без напора, методом распыления до образования на поверхности луж.

    Для закрепления результата бетонирования, технология заполнения зазоров между плитками повторят 3 раза.

    Заключение

    Самостоятельно выполняя мощение тротуарной плитки , советуют придерживаться рекомендаций, данных специалистами. Выбрав качественный материал и соблюдая пропорции изготовления сухих смесей, целостность созданного основания послужит владельцу частной территории длительное время.

    Уложив трубы дренажной канализации при подготовке основания для настила, вода будет стекать в приемник или бетонированную яму.

    Учитывая структуру грунта, и эксплуатационные нагрузки на поверхность декоративного покрытия, делают правильные расчеты высоты основания, с учетом подложки.

    Видео совет от специалиста

    Оригинальное решение для экономии бюджета

    Несколько идей укладки тротуарной плитки

    Технология укладки тротуарной плитки своими руками

    Для устройства дорожек и подъездов к зданию на участках индивидуальной застройки часто используется плитка, что легко объясняется ее доступностью, прекрасным внешним видом и высокими эксплуатационными показателями. Техника укладки тротуарной плитки не особо сложна, а потому такую работу вполне можно осуществить своими силами, в домашних условиях, так сказать.

    Сегодня производители строительных материалов выпускают большое количество видов тротуарных плит, отличающихся цветом, формой, сырьем, из которого они изготовлены, а также своими техническими характеристиками. Несложно запутаться в этом разнообразии.

    Виды и рекомендации по выбору

    Вопрос выбора чаще всего строится лишь на финансовых возможностях владельца участка, поскольку хорошая тротуарная плитка стоит дорого, а дешевая – недолговечна и не слишком красива. Современный рынок строительных материалов предлагает классифицирую ее основные типов по исходному сырью, то есть изготовленную из:

    • натурального природного камня твердых пород;
    • натурального камня мягких пород, таких как песчаник или плитняк;
    • искусственного камня;
    • керамики и других материалов обжига;
    • цветного и монохромного бетона;
    • полимерпесчаных смесей.

    Наиболее часто индивидуальные застройщики приобретают плитку, изготовленную из цветных бетонных смесей. Этот материал доступен по цене и продается в практически любом строительном магазине.

    Качественная плитка из цветного бетона изготавливается способом вибролитья или вибропрессования. Штучные изделия, сделанные методом вибролитья, отличаются ярким цветом и более гладкой поверхностью. Вибропрессованный материал более прочен и морозостоек, но не такой яркий.

    Также иногда предлагают штампованную плитку. С ее покупкой будьте очень осторожны, так как это, скорее всего, материал низкого качества, изготовленный кустарным способом.

    Очень важным вопросом является толщина материала, с которой вы должны определиться до того, как укладывать тротуарную плитку своими руками. Для пешеходных дорожек на приусадебном участке рекомендуется толщина 40 мм, а для автомобильной стоянки – не менее 60 мм.

    Если вы решили замостить тротуар на улице вдоль своего участка, то используйте плитку 60 мм, а на дорогу (но это уже будет слишком благородно с вашей стороны) нужно брать изделия толщиной 80 мм.

    Необходимые для укладки материалы

    Перед тем, как уложить тротуарную плитку своими руками, кроме нее необходимо приобрести такие материалы как:

    • каменный или пластиковый бордюр;
    • цемент марки ПЦ400;
    • щебень, фракции не более 40 мм;
    • песок, лучше всего речной или мытый;
    • геотекстиль.

    Необходимое количество этих строительных материалов определяется отдельно и напрямую зависит от конструкции основания, вида грунта и предполагаемых эксплуатационных условий.

    Разметка будущих дорожек

    Рекомендуется взять копию плана участка с нанесенными на него строениями, деревьями, клумбами и другими элементами обустройства. Начертите на ней схему. Это будет инструкция по укладке тротуарной плитки, по которой вы будете далее работать. Во время составления такой схемы следует учитывать направление уклонов для свободного стока воды с дорожек.

    При решении вопроса о ширине дорожек необходимо предусмотреть, чтобы на ней могли спокойно разойтись 2 человека. Обычно эта величина составляет 1,0 – 1,2 метра.

    В случае проезда автомобиля также учитывается возможность наличия человека, который не должен быть вынужден при этом сходить с мощеной поверхности.

    Разметка и выемка грунта.

    Разметка производится согласно составленному плану при помощи рулетки и шнура, который натягивают по забитым вдоль планируемой дорожки колышкам. При натягивании шнура, к ширине дорожки необходимо добавлять по 10 см с каждой стороны, с зазором на последующую установку бордюров.

    Земляные работы и защитный слой

    Объем выполняемых работ зависит от плотности верхнего слоя. В том случае, если поверхностью является плотная глина или любой другой подобный грунт, в связи с чем планируется завоз насыпной почвы, то подготовка дорожки под укладку плитки сводится к простому выравниванию поверхности.

    Во всех остальных случаях необходимо снять 30-35 см поверхностного слоя по всему размеченному периметру.

    На дно траншеи необходимо подсыпать тонкий выравнивающий слой песка и хорошо утрамбовать его вместе с грунтом. Этот подстилающий слой нужно будет затем покрыть геотекстилем, который предотвратит прорастание сорной травы, позволит отвести воду из дренажного слоя и не допустит проникновения поднимающихся весной грунтовых вод.

    Полосы геотекстиля раскладываются таким образом, чтобы соседние полотна перекрывались на 15-20 см, а по краям траншеи был подворот вверх не менее чем на 20 см. В этом случае технология укладки тротуарной плитки своими руками будет полностью соблюдена, а результат ваших трудов будет несоизмеримо качественнее.

    Устройство дренажа

    На утрамбованное дно траншеи, выстеленной геотекстилем, насыпается слой щебня толщиной 15-18 см. Он будет служить дренажом для сбора и отвода талых и поверхностных вод. Наличие дренажного слоя предотвратит возможное скопление влаги в основе дорожки и последующее вспучивание в случае промерзания грунта.

    Щебень следует хорошо утрамбовать и присыпать тонким слоем песка. Поверх дренажа нужно выстелить второй слой геотекстиля. Он будет пропускать влагу вниз, не допуская ее возврата.

    Каменные изделия фиксируются на раствор, а пластиковые – с помощью входящих в комплект их поставки клиньев.

    Размещение ограждающих бордюров

    На следующем этапе работ устанавливают бордюры. Для этого можно использовать практически любые материалы. Внешнее ограждение дорожек делают из камня, бетона, пластика, кирпича, дерева, шифера и любых других плоских материалов.

    Традиционным вариантом считается готовый штучный бордюр из бетона. В последнее время производители предложили на рынке несколько видов пластиковых бордюр, которые отличаются долговечностью, невысокой стоимостью и простотой установки.

    Бордюр устанавливается после устройства дренажного слоя.

    Применяемые виды оснований

    Для устройства пешеходных дорожек на участке применяют один из трех возможных типов опорного основания:

    • бетонное;
    • цементно-песчаное;
    • из утрамбованного песка.

    Бетонное основание – самое дорогостоящее, а потому целесообразно использовать его только в случае предполагаемых больших нагрузок на поверхность. Цементно-песчаная основа является самой распространенной и универсальной. Песчаное основание можно использовать при малых нагрузках на поверхность и отсутствия пучинистых грунтов и их подвижек.

    Схематическое изображение бетонного основания.

    Заливка бетонного основания

    Работы по бетонированию основания, перед тем как положить тротуарную плитку, начинают с армирования. Для этого лучше всего использовать готовую сварную металлическую сетку с размером ячейки 100х100 мм. Если у вас есть остатки старых металлических труб, проволока, пруток толщиной более 5 мм или другие аналогичные остатки металла, то армирование можно выполнить с их помощью.

    Для этого разложите металл в виде решетки и свяжите отдельные его части в местах пересечений проволокой. Арматурную сетку желательно приподнять над поверхностью на 3-5 см, установив ее на металлические или каменные подставки.

    Слой бетона должен быть толщиной 10-12 см, а его поверхность – ниже поверхности земли на толщину плитки минус 3 см, так как нам сюда затем предстоит положить тротуарную плитку своими руками.

    Если после устройства дренажного слоя глубина рабочей траншеи остается довольно большой, то излишек засыпается песком, который затем трамбуют. Бетонная смесь с использованием цемента ПЦ400 приготавливается в объемном соотношении цемента, песка и щебня как 1:3:5.

    Заливка бетона производится за один раз. В том случае, когда объем бетона для заливки очень большой, целесообразно заказать бетонную смесь с доставкой на место. Стоимость бетона в этом случае немного выше, но вы сэкономите массу времени и сил. Укладывают тротуарную плитку уже через 3-5 дней, после первичного схватывания бетона.

    Пошаговый процесс укладки ФЭМ.

    Основание из песка и цемента

    Этот тип основания предусматривает укладку плитки на сухую цементно-песчаную смесь, приготовленную в соотношении 1:5. Толщина такого слоя – 12-15 см. Для выхода на нужный уровень, под цементно-песчаный слой подсыпают чистый песок и тщательно его трамбуют.

    Важно, чтобы в момент укладки плитки, материал основы был сухим. Поэтому перед тем, как класть тротуарную плитку, нужно убедиться, что в ближайшие пару дней не будет осадков. Засыпанную смесь нужно хорошо утрамбовать и выровнять.

    Для устройства песчаного основания используют речной или карьерный мытый песок. Не допускается присутствие в песке элементов извести или глины. После засыпки песка, его, опять же, необходимо пролить водой, утрамбовать и выровнять. Далее уже кладется тротуарная плитка.

    Обработка плитки перед укладкой

    Перед тем, как самостоятельно уложить тротуарную плитку, рекомендуется обработать её гидрофобным составом, который в дальнейшем защитит материал от воздействия влаги, повысит ее морозостойкость и долговечность. Кроме этого, гидрофобизаторы придают плитке более привлекательный вид, предотвращают появление грибка, плесени и солевых пятен на поверхности.

    Для обработки плитки её окунают в гидрофобный раствор, высушивают и проводят эту операцию повторно. Во время предварительно обработки плитку необходимо тщательно осмотреть и все изделия, содержащие дефекты, отложить в сторону, так как выкладывать мы их будем затем в других, малозаметных участках.

    Укладка тротуарной плитки

    Технология укладки тротуарной плитки на основание из бетона предусматривает ее закрепление на слой цементного раствора. Класть тротуарную плитку своими на раствор необходимо так, чтобы он максимально заполнял швы, а толщина швов при этом не составляла более 3 мм.

    Выравнивание производится резиновым молотком и проверяется строительным уровнем. Продвижение во время кладки происходит «от себя», то есть вы все время находитесь на уже уложенной плитке, а раствор настилаете перед собой. По окончании кладки все швы необходимо заделать раствором для получения сплошного монолитного покрытия.

    Этапы укладки тротуарной плитки на цементно-песчаное и чисто песчаное основание одинаковы. Укладчик тротуарной плитки работает методом «на себя», то есть вы двигаетесь по песку и кладете материал перед собой. При необходимости выравнивания поверхности, песок или смесь подсыпают или, наоборот, удаляют.

    Каждый камень должен пристукиваться резиновым молотком для его надежной посадки на место.

    После окончания укладки, на поверхность насыпается небольшое количество цементно-песчаной смеси, которая затем прометается щеткой, чтобы заполнить швы.

    Затем поверхность новоиспеченой дорожки необходимо полить водой и повторить эту процедуру еще через 2-3 дня.

    Ниже приводится видеоурок на тему «Укладка тротуарной плитки своими руками: пошаговая инструкция». Процесс укладки тротуарной плитки, рассмотренный в нем пошагово, расскажет про порядок укладки тротуарной плитки, особенности этого процесса и способы дальнейшего ухода за покрытием.

    Читать еще:  Стоимость укладка тротуарной плитки
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector