0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метод укладки тротуарной плитки

Технология укладки тротуарной плитки своими руками

Для устройства дорожек и подъездов к зданию на участках индивидуальной застройки часто используется плитка, что легко объясняется ее доступностью, прекрасным внешним видом и высокими эксплуатационными показателями. Техника укладки тротуарной плитки не особо сложна, а потому такую работу вполне можно осуществить своими силами, в домашних условиях, так сказать.

Сегодня производители строительных материалов выпускают большое количество видов тротуарных плит, отличающихся цветом, формой, сырьем, из которого они изготовлены, а также своими техническими характеристиками. Несложно запутаться в этом разнообразии.

Виды и рекомендации по выбору

Вопрос выбора чаще всего строится лишь на финансовых возможностях владельца участка, поскольку хорошая тротуарная плитка стоит дорого, а дешевая – недолговечна и не слишком красива. Современный рынок строительных материалов предлагает классифицирую ее основные типов по исходному сырью, то есть изготовленную из:

  • натурального природного камня твердых пород;
  • натурального камня мягких пород, таких как песчаник или плитняк;
  • искусственного камня;
  • керамики и других материалов обжига;
  • цветного и монохромного бетона;
  • полимерпесчаных смесей.

Наиболее часто индивидуальные застройщики приобретают плитку, изготовленную из цветных бетонных смесей. Этот материал доступен по цене и продается в практически любом строительном магазине.

Качественная плитка из цветного бетона изготавливается способом вибролитья или вибропрессования. Штучные изделия, сделанные методом вибролитья, отличаются ярким цветом и более гладкой поверхностью. Вибропрессованный материал более прочен и морозостоек, но не такой яркий.

Также иногда предлагают штампованную плитку. С ее покупкой будьте очень осторожны, так как это, скорее всего, материал низкого качества, изготовленный кустарным способом.

Очень важным вопросом является толщина материала, с которой вы должны определиться до того, как укладывать тротуарную плитку своими руками. Для пешеходных дорожек на приусадебном участке рекомендуется толщина 40 мм, а для автомобильной стоянки – не менее 60 мм.

Если вы решили замостить тротуар на улице вдоль своего участка, то используйте плитку 60 мм, а на дорогу (но это уже будет слишком благородно с вашей стороны) нужно брать изделия толщиной 80 мм.

Необходимые для укладки материалы

Перед тем, как уложить тротуарную плитку своими руками, кроме нее необходимо приобрести такие материалы как:

  • каменный или пластиковый бордюр;
  • цемент марки ПЦ400;
  • щебень, фракции не более 40 мм;
  • песок, лучше всего речной или мытый;
  • геотекстиль.

Необходимое количество этих строительных материалов определяется отдельно и напрямую зависит от конструкции основания, вида грунта и предполагаемых эксплуатационных условий.

Разметка будущих дорожек

Рекомендуется взять копию плана участка с нанесенными на него строениями, деревьями, клумбами и другими элементами обустройства. Начертите на ней схему. Это будет инструкция по укладке тротуарной плитки, по которой вы будете далее работать. Во время составления такой схемы следует учитывать направление уклонов для свободного стока воды с дорожек.

При решении вопроса о ширине дорожек необходимо предусмотреть, чтобы на ней могли спокойно разойтись 2 человека. Обычно эта величина составляет 1,0 – 1,2 метра.

В случае проезда автомобиля также учитывается возможность наличия человека, который не должен быть вынужден при этом сходить с мощеной поверхности.

Разметка и выемка грунта.

Разметка производится согласно составленному плану при помощи рулетки и шнура, который натягивают по забитым вдоль планируемой дорожки колышкам. При натягивании шнура, к ширине дорожки необходимо добавлять по 10 см с каждой стороны, с зазором на последующую установку бордюров.

Земляные работы и защитный слой

Объем выполняемых работ зависит от плотности верхнего слоя. В том случае, если поверхностью является плотная глина или любой другой подобный грунт, в связи с чем планируется завоз насыпной почвы, то подготовка дорожки под укладку плитки сводится к простому выравниванию поверхности.

Во всех остальных случаях необходимо снять 30-35 см поверхностного слоя по всему размеченному периметру.

На дно траншеи необходимо подсыпать тонкий выравнивающий слой песка и хорошо утрамбовать его вместе с грунтом. Этот подстилающий слой нужно будет затем покрыть геотекстилем, который предотвратит прорастание сорной травы, позволит отвести воду из дренажного слоя и не допустит проникновения поднимающихся весной грунтовых вод.

Полосы геотекстиля раскладываются таким образом, чтобы соседние полотна перекрывались на 15-20 см, а по краям траншеи был подворот вверх не менее чем на 20 см. В этом случае технология укладки тротуарной плитки своими руками будет полностью соблюдена, а результат ваших трудов будет несоизмеримо качественнее.

Устройство дренажа

На утрамбованное дно траншеи, выстеленной геотекстилем, насыпается слой щебня толщиной 15-18 см. Он будет служить дренажом для сбора и отвода талых и поверхностных вод. Наличие дренажного слоя предотвратит возможное скопление влаги в основе дорожки и последующее вспучивание в случае промерзания грунта.

Щебень следует хорошо утрамбовать и присыпать тонким слоем песка. Поверх дренажа нужно выстелить второй слой геотекстиля. Он будет пропускать влагу вниз, не допуская ее возврата.

Каменные изделия фиксируются на раствор, а пластиковые – с помощью входящих в комплект их поставки клиньев.

Размещение ограждающих бордюров

На следующем этапе работ устанавливают бордюры. Для этого можно использовать практически любые материалы. Внешнее ограждение дорожек делают из камня, бетона, пластика, кирпича, дерева, шифера и любых других плоских материалов.

Традиционным вариантом считается готовый штучный бордюр из бетона. В последнее время производители предложили на рынке несколько видов пластиковых бордюр, которые отличаются долговечностью, невысокой стоимостью и простотой установки.

Бордюр устанавливается после устройства дренажного слоя.

Применяемые виды оснований

Для устройства пешеходных дорожек на участке применяют один из трех возможных типов опорного основания:

  • бетонное;
  • цементно-песчаное;
  • из утрамбованного песка.

Бетонное основание – самое дорогостоящее, а потому целесообразно использовать его только в случае предполагаемых больших нагрузок на поверхность. Цементно-песчаная основа является самой распространенной и универсальной. Песчаное основание можно использовать при малых нагрузках на поверхность и отсутствия пучинистых грунтов и их подвижек.

Схематическое изображение бетонного основания.

Заливка бетонного основания

Работы по бетонированию основания, перед тем как положить тротуарную плитку, начинают с армирования. Для этого лучше всего использовать готовую сварную металлическую сетку с размером ячейки 100х100 мм. Если у вас есть остатки старых металлических труб, проволока, пруток толщиной более 5 мм или другие аналогичные остатки металла, то армирование можно выполнить с их помощью.

Для этого разложите металл в виде решетки и свяжите отдельные его части в местах пересечений проволокой. Арматурную сетку желательно приподнять над поверхностью на 3-5 см, установив ее на металлические или каменные подставки.

Слой бетона должен быть толщиной 10-12 см, а его поверхность – ниже поверхности земли на толщину плитки минус 3 см, так как нам сюда затем предстоит положить тротуарную плитку своими руками.

Если после устройства дренажного слоя глубина рабочей траншеи остается довольно большой, то излишек засыпается песком, который затем трамбуют. Бетонная смесь с использованием цемента ПЦ400 приготавливается в объемном соотношении цемента, песка и щебня как 1:3:5.

Заливка бетона производится за один раз. В том случае, когда объем бетона для заливки очень большой, целесообразно заказать бетонную смесь с доставкой на место. Стоимость бетона в этом случае немного выше, но вы сэкономите массу времени и сил. Укладывают тротуарную плитку уже через 3-5 дней, после первичного схватывания бетона.

Пошаговый процесс укладки ФЭМ.

Основание из песка и цемента

Этот тип основания предусматривает укладку плитки на сухую цементно-песчаную смесь, приготовленную в соотношении 1:5. Толщина такого слоя – 12-15 см. Для выхода на нужный уровень, под цементно-песчаный слой подсыпают чистый песок и тщательно его трамбуют.

Важно, чтобы в момент укладки плитки, материал основы был сухим. Поэтому перед тем, как класть тротуарную плитку, нужно убедиться, что в ближайшие пару дней не будет осадков. Засыпанную смесь нужно хорошо утрамбовать и выровнять.

Для устройства песчаного основания используют речной или карьерный мытый песок. Не допускается присутствие в песке элементов извести или глины. После засыпки песка, его, опять же, необходимо пролить водой, утрамбовать и выровнять. Далее уже кладется тротуарная плитка.

Обработка плитки перед укладкой

Перед тем, как самостоятельно уложить тротуарную плитку, рекомендуется обработать её гидрофобным составом, который в дальнейшем защитит материал от воздействия влаги, повысит ее морозостойкость и долговечность. Кроме этого, гидрофобизаторы придают плитке более привлекательный вид, предотвращают появление грибка, плесени и солевых пятен на поверхности.

Для обработки плитки её окунают в гидрофобный раствор, высушивают и проводят эту операцию повторно. Во время предварительно обработки плитку необходимо тщательно осмотреть и все изделия, содержащие дефекты, отложить в сторону, так как выкладывать мы их будем затем в других, малозаметных участках.

Укладка тротуарной плитки

Технология укладки тротуарной плитки на основание из бетона предусматривает ее закрепление на слой цементного раствора. Класть тротуарную плитку своими на раствор необходимо так, чтобы он максимально заполнял швы, а толщина швов при этом не составляла более 3 мм.

Выравнивание производится резиновым молотком и проверяется строительным уровнем. Продвижение во время кладки происходит «от себя», то есть вы все время находитесь на уже уложенной плитке, а раствор настилаете перед собой. По окончании кладки все швы необходимо заделать раствором для получения сплошного монолитного покрытия.

Этапы укладки тротуарной плитки на цементно-песчаное и чисто песчаное основание одинаковы. Укладчик тротуарной плитки работает методом «на себя», то есть вы двигаетесь по песку и кладете материал перед собой. При необходимости выравнивания поверхности, песок или смесь подсыпают или, наоборот, удаляют.

Читать еще:  Стоимость укладка тротуарной плитки москва

Каждый камень должен пристукиваться резиновым молотком для его надежной посадки на место.

После окончания укладки, на поверхность насыпается небольшое количество цементно-песчаной смеси, которая затем прометается щеткой, чтобы заполнить швы.

Затем поверхность новоиспеченой дорожки необходимо полить водой и повторить эту процедуру еще через 2-3 дня.

Ниже приводится видеоурок на тему «Укладка тротуарной плитки своими руками: пошаговая инструкция». Процесс укладки тротуарной плитки, рассмотренный в нем пошагово, расскажет про порядок укладки тротуарной плитки, особенности этого процесса и способы дальнейшего ухода за покрытием.

Технология укладки брусчатки: делаем идеальные дорожки самостоятельно

Чтобы поверхность, вымощенная брусчаткой, отвечала плановым техническим и эстетическим параметрам, необходимо чётко выполнять технологические требования на каждом этапе укладки. Нарушение технологии мощения приводит к повреждению бетонных элементов, нестабильности поверхности и быстрому её износу. Соблюдение этих простых инструкций и советов гарантирует длительную эксплуатацию и надлежащий вид обустроенной мостовой территории.

Совет. На поверхности, отведённой под мощение, нужно обязательно проверить состояние почвы, а при выполнении объектов со значительными нагрузками следует провести полноценное геотехническое исследование поверхности. При этом состояние почвы определяет геолог, а проектировщик работ выбирает виды конструкций и соответствующие коммуникации.

Этап 1. Проект

Первым этапом процесса укладки тротуарной брусчатки является подготовка проекта, который должен содержать:

  • размеры участка мощения;
  • определения нагрузки на поверхность;
  • условия водоотведения (продольные и поперечные уклоны);
  • тип брусчатки, её конфигурацию, цвета и количество, план мощения и способ монтажа.

Выполнение проекта следует начать с геодезическо-измерительных работ, при которых выполняется разбивка территории и определение её уровней. В точках разбивки вбиваются в землю колышки или металлические штифты с обозначением уровня, на котором будет находиться поверхность. Через эти отметки протягивается нить, которая и определяет местонахождение верхнего края брусчатки или бордюров.

Этап 2. Подготовка площади

Для подготовки площади к мощению необходимо снять на месте укладки брусчатки верхний слой гумуса и плодородной почвы. Глубину выемки рекомендуется определять, учитывая толщину брусчатки и основания под неё. Как правило, она должна быть в пределах 25–65 см. Если почва на дне выкопанного котлована нестабильна, землю следует дополнительно уплотнить. Также следует очистить грунтовое покрытие от корней и остатков растений.

Если под снятым плодородным слоем находятся малопроницаемые для стоков слои почвы, например, мощные гумусосодержащие пласты чернозёма, пластическая глина или суглинки, необходимо увеличить глубину выкапывания до достижения стабильных грунтов. В случае значительного увеличения глубины котлована вместо избыточно снятой почвы можно засыпать щебень или другой грунт с лучшими свойствами.

При выкапывании котлована очень важно определить уровень грунтовых вод . Когда он находится выше уровня укладки основания под брусчатку, необходимо его снизить, выполнив дренажные работы. На малых площадях работы второго этапа можно выполнять вручную, при большой площади — с помощью машин, таких как бульдозеры, скреперы и грейдеры.

Этап 3. Профилирование территории

На этом этапе необходимо совместить проектирование конфигурации поверхности (повороты, закругления, перекрёсток) с соблюдением уровня поверхностей и склонов. Обязательно следует учесть природные особенности объекта, его ландшафт.

Наклон поверхности проектируется в зависимости от труб канализации, но рекомендуется делать его в пределах 2,5–4,0%, что отвечает уклону 2,5–4 см на метр длины. Грунтовочный слой выравнивают, используя слой крупнозернистого песка толщиной до 10 мм. После этого проводят виброуплотнение выровненного дна котлована. Процесс выравнивания и трамбовки почвы имеет большое значение для формирования будущей поверхности, её водоотведения и стабильности, поэтому требует тщательности и квалифицированных действий.

Этап 4. Обрамление поверхности

В зависимости от предназначения замощения и плановой нагрузки на поверхность границы котлована определяются и фиксируются с помощью бордюров, поребриков (в том числе садовых) или палисадов, между которыми и будет заключена брусчатка. Бордюры предотвращают разницу вымощенной поверхности, укрепляя её края и сохраняя форму.

Эти бетонные изделия устанавливаются на основании из полусухого бетона с соблюдением промежутков между отдельными элементами около 3 мм. Швы не заполняются.

Этап 5. Устройство основания

Залогом верной укладки брусчатки является формирование надёжной основы сверху предварительно выровненного и утрамбованного грунта. Если основание не соответствует проекту, брусчатка не выдержит определённых нагрузок и такое замощение будет шатким и недолговечным. Материалом для основы служит гравий или колотый щебень фракции 5–40 мм, который укладывается слоями толщиной по 10–15 см. Затем каждый из них тщательно уплотняется (примерно на 20% от первоначальной толщины), чтобы обеспечить надлежащую выносливость и прочность основания в эксплуатации.

В основании для верхнего слоя следует применять материал фракции промежуточного значения между зернистостью подсыпки и основы. Такой способ позволит устранить смешивание подсыпки с нижними слоями в процессе эксплуатации брусчатки и возможное вследствие этого проседание плитки и движение швов. Толщина основы зависит, прежде всего, от назначения поверхности и плановых нагрузок. Для мощения придомовых территорий, тротуаров или дорожек достаточно 20 см основания, а поверхности, рассчитанные на постоянное движение автотранспорта, требуют основания толщиной не менее 30–45 см. На выбор толщины основы влияют и результаты исследований свойств почвы, на которой она укладывается. Так, вязкие почвы (например, глина) требуют толстой основы.

Этап 6. Подготовка слоя подсыпки

Над основой должен находиться монтажный слой подсыпки. Подсыпкой служит щебёночный отсев фракции 0–4 мм или просеянный песок фракции 0–7 мм. Для устройства подсыпки не рекомендуется использовать цементно-песчаную смесь. Независимо от эксплуатационных нагрузок и типа брусчатки, толщина подсыпки после уплотнения должна составлять от трёх до пяти сантиметров. Подсыпку следует выровнять таким образом, чтобы уложенная на неё брусчатка находилась примерно на 1 см выше запланированного уровня.

Такие действия позволяют путём утрамбовки выровнять незначительную допустимую разность высот отдельных плиток. Окончательное уплотнение подсыпки выполняется только после укладки брусчатки посредством вибрационной плиты с резиновой накладкой.

Этап 7. Укладка брусчатки

Чтобы не повредить подготовленную подсыпку, замощение начинается от установленных бордюров, а для укладки последующих рядов можно использовать как опору вымощенную поверхность. Направление движения — от края территории к центру. Укладка каждого ряда плиток следует контролировать с помощью шнура, чтобы достичь равномерного распределения плитки на площади.

На участках, предназначенных для постоянного движения транспортных средств, плитка укладывается под углом к направлению движения. Такое диагональное мощения обеспечивает более равномерное распределение нагрузки на каждый бетонный элемент, делает поверхность более стабильной. Также при этом уменьшается уровень шума от колёс. У краёв площади мощения, т. е. на границе стыка элементов мощения и бордюров, следует специальной пилой ровно обрезать плитку, чтобы она плотно прилегала к бордюру и имела надлежащий эстетический вид. Брусчатку не стоит обрезать больше, чем наполовину.

Вследствие особенностей технологии производства тротуарной плитки и использования натуральных материалов могут возникать отклонения в цветах отдельных элементов мощения. Чтобы на поверхности мощения (особенно в случае значительной площади) не было заметно разницы оттенков одного цвета, рекомендуем вкладывать мостовую одновременно как минимум из трёх поддонов.

Этап 8. Заполнение швов

После завершения укладки плитки происходит заполнение швов. Материал для этих целей должен быть подобран так, чтобы обеспечить эластичную взаимную передачу нагрузки между бетонными элементами. Рекомендуем использовать сухой промытый песок (без примесей) фракции 0–2 мм. Крупнозернистый песок может застревать и неравномерно заполнять швы, а наличие примесей (например, глины) — вызвать появление пятен на поверхности брусчатки . Избыток песка после затирки швов устраняют перед виброуплотнением поверхности, а затем, в случае необходимости, заполняют образовавшиеся пробелы. Допустимо многократное заполнение швов с одновременным поливом их водой, которая облегчает и ускоряет данный процесс.

Особого внимания заслуживает соблюдения необходимых интервалов между брусчаткой. Вопреки распространённому мнению, дистанционные пороги на боковых поверхностях элементов мощения не определяют ширину швов.

Совет. Для тротуаров, дорожек и других пешеходных зон швы должны составлять не менее 2–3 мм, а для дорог и участков, предназначенных для движения транспорта, — 3–5 мм. По мере выполнения работ мостовую необходимо выравнивать, все выявленные отклонения ширины промежутков требуют корректировки.

Наличие интервала между соседними плитками позволяет им взаимодействовать между собой, способствует распределению нагрузки. Также швы нивелируют незначительные допустимые отклонения размеров бетонных элементов (до 2 мм) и компенсируют изменение размеров, вызванное температурными колебаниями. Если уложить брусчатку слишком тесно, материал для заполнения швов не будет выполнять своих функций.

Вследствие этого под действием нагрузок и погодных условий возможно разрушение брусчатки, образование на гранях и углах бетонных элементов потёртостей и трещин. Часто эти деструктивные процессы начинаются и заметны сразу после уплотнения вымощенной поверхности. Таким образом, некачественное выполнение швов является одной из самых распространённых причин неправильного замощения и безосновательных жалоб на качество брусчатки.

Этап 9. Вибрационное уплотнение поверхности

Вымощенную поверхность следует дополнительно уплотнить. Этот процесс осуществляют по сухой и чистой мостовой с помощью вибрационной машины (пылесоса), используя резиновую накладку, функции которой заключаются в амортизации и защите плитки. При отсутствии накладки виброплита может поцарапать и потереть бетонные элементы, а песок из швов — проникнуть в пористую поверхность брусчатки и образовать пятна. Виброуплотнение участка проводят равномерно от краёв к центру до достижения планового уровня поверхности и стабильности бетонных элементов. После этого возможно повторное заполнение швов.

После завершения всех указанных технологических процессов поверхность участка, вымощенная брусчаткой, должна быть ровной, гладкой (без выпуклостей, впадин), устойчивой, целостной, со швами одинаковой ширины. Поверхность, которая отвечает этим требованиям, готова к эксплуатации.

Читать еще:  Раствор для укладки тротуарной плитки пропорции

Варианты и технологии правильной укладки плитки для тротуара, необходимые материалы и инструменты

Тротуарная плитка ценится за практичность, высокую прочность, долговечность, устойчивость к влаге и перепадам температуры. Она не выделяет вредные для человека вещества при нагревании, как асфальтовое покрытие. Многообразие форм, размеров, расцветок и фактур дорожно-строительного материала поражает воображение. Комбинируя разные виды изделий, можно создавать красивые покрытия. Укладка тротуарной плитки требует строгого выполнения всех строительных правил. Если технология мощения нарушается, покрытие быстро разрушается.

Виды плитки для тротуара

Она может быть вибролитой и вибропрессованной. Изделия отличаются технологией изготовления. Вибролитые элементы создают, утрамбовывая раствор на вибростоле. При изготовлении вибропрессованного изделия смесь подвергается давлению с вибрацией. Вибропрессованные изделия имеют более высокую прочность. Плитку производят из бетонной смеси и глины. В состав добавляют отсевы гранитных пород и пластификаторы. Самой прочной является гранитная плитка. Ее изготавливают из натурального гранита.

Изделия могут иметь ромбовидную, шестиугольную, прямоугольную, квадратную и клиновидную формы. Пользуется популярностью фигурный материал «Волна» (с волнообразными краями), «Клевер» (с полукруглыми выступами) и «Кость» (напоминает катушку). Существует много способов укладки ромбовидной плитки (шестигранники, снежинки, звезды). Из ромбов можно создать покрытие с эффектом 3D.

Советы по выбору

Для создания садовых дорожек возле коттеджей и загородных домов приобретают вибролитую плитку толщиной 40 мм. Вибропрессованные изделия можно укладывать на дорогах с большой нагрузкой (площадях, тротуарах). Они должны иметь толщину не менее 60 мм. Если планируется укладка на улице на проезжей части, лучше использовать гранитную плитку. Интенсивное движение легкового автотранспорта выдержит материал толщиной 70-80 мм. Если по дороге будут ездить грузовики, толщина покрытия должна составлять 100 мм.

Перед покупкой нужно оценить качество плитки. На ее поверхности не должно быть отверстий, зазубрин и щербин. При постукивании плиток друг о друга должен появляться звонкий звук. Если звук глухой, от покупки товара надо отказаться. Не стоит покупать ярко окрашенные изделия, а также те, в которых есть пустоты. Чтобы оценить плотность материала, нужно попросить его разбить. Необходимо выяснить, насколько ровной является поверхность изделия. Если тротуарная плитка всеми углами на стол легла, ложится ровно и не качается, она качественная.

Варианты укладки

Перед приобретением тротуарной плитки надо выбрать вариант укладки. На прямых и ровных участках проще всего выполнить линейную схему. Такая технология укладки тротуарной плитки является самой простой. Она позволяет экономно расходовать материал.

Линейная раскладка может быть горизонтальной, вертикальной, прямой или со сдвигом. При смещении рядов узор покрытия напоминает кирпичную кладку. Если использовать изделия разных оттенков, можно получить эффект «гусеничного следа». Ряды плитки иногда размещают под углом к линии дорожки. Такая укладка называется диагональной.

Если используется диагонально-угловая схема раскладки, формируется рисунок «елочка» или «плетенка». Чтобы уложить «елочку», ряды плитки располагают под углом 45° к линии дорожки. «Плетенку» мостят, чередуя горизонтальную и вертикальную укладку. Диагонально-угловая схема отличается высокой прочностью. Она зрительно уменьшает пространство.

Плитку можно укладывать модулями из 2-3 элементов. Сочетая 2 цвета, создают шахматный узор. Если использовать элементы разного размера и оттенка, получится оригинальный хаотичный рисунок. На придомовой территории красиво смотрится спиральная раскладка. Чтобы создать декоративные круги, надо приобрести материал с клиновидными элементами. Художественную раскладку выполняют из изделий разных форм и расцветок. Подбирая способы укладки плитки, надо учитывать дизайн архитектурных строений и приусадебной территории.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы выполнить работы по укладке, необходимо приобрести инструменты:

  1. Штыковую и совковую лопаты для выемки грунта.
  2. Грабли, чтобы разравнивать поверхность сыпучих материалов.
  3. Колья и веревку для разметки участка.
  4. Резиновый молоток для выравнивания материала (деревянная киянка с резиновой головной частью).
  5. Строительный уровень (1,5-2 м).
  6. Рулетку.
  7. Щетку или веник.
  8. Штамповку.
  9. Резиновый шпатель.
  10. Ровную планку для выравнивания поверхности слоев.
  11. Болгарку (диск с алмазным напылением).
  12. Лом, чтобы выполнить демонтаж тротуарной плитки.

Нужно приготовить бордюры, песок, щебень (фракции 10-20, 20-50) или гравий, штукатурную смесь или цемент (М400, М500). Чтобы укрепить фундамент покрытия, понадобится арматурная решетка с ячейками 10х10 или 8х8 см. Создать покрытие на большой площади поможет машина для укладки.

Разметка будущих дорожек

Чтобы правильно выложить плитку самому, сначала надо сделать разметку. Начинать работы нужно возле здания, забора или ворот. Возле сооружения надо забить 2 колышка. Расстояние между ними должно соответствовать ширине дорожки. Ширину покрытия лучше подогнать под размер изделия, чтобы не пришлось резать материал. Поскольку конструкция будет поддерживаться бордюрами, необходимо оставлять для них место (10 см с каждой стороны). Другие 2 колышка забивают возле другого строения. Между колышками натягивают 2 веревки.

Укладка уличной плитки на большой территории осуществляется после ее раздела на полосы шириной 1-1,5 м. Если дорога имеет изгибы, ее разделяют на небольшие участки. Разметку каждого участка делают отдельно.

Земляные работы и защитный слой

Объем земляных работ зависит от вида грунта. Если почва плотная и глинистая, достаточно снять слой толщиной 15-20 см, чтобы удалить корни растений. Когда грунт рыхлый, необходимо удалить слой толщиной 30-35 см. Если планируется укладка тротуарной плитки зимой, траншею для мощения нужно подготовить до холодов.

На поверхность траншеи насыпают песок. Песок утрамбовывают вместе с почвой. Чтобы оставшиеся в грунте семена растений не прорастали и не разрушали покрытие, на дно траншеи укладывают нетканое полотно. Полосы материала должны перекрывать друг друга на 15-20 см.

Устройство дренажа

Правильная укладка плитки не является гарантией долговечности покрытия. Грунтовые и дождевые воды постепенно вымывают частицы песка и грунта, разрушая основание дороги. Чтобы влага не испортила покрытие, необходимо сделать дренажный слой.

На дно траншеи нужно насыпать щебенку. Толщина слоя должна составлять 15-18 см. Щебень надо хорошо утрамбовать и разровнять. Сверху насыпается и также разравнивается тонкий слой песка, на который укладывают нетканое полотно. Нужно позаботиться о том, чтобы вода стекала к краям дорожки. Для этого делают поперечные и продольные уклоны. Подушка под тротуарную плитку выполняется на последнем этапе подготовительных работ.

Размещение ограждающих бордюров

Укладка бордюра осуществляется сразу после выполнения работ по устройству дренажа. Лучше использовать готовый штучный бордюр из бетона. Бордюрные блоки устанавливают возле вертикального среза грунта по краям дороги. Желательно, чтобы верхний край бордюра находился на 1-2 см выше уровня почвы. Иначе дорожки будут постоянно грязными.

Бордюрные блоки закрепляют бетонным раствором. После укладки бордюра нужно проверить, насколько он ровный. Для этого используют строительный уровень. Если некоторые блоки установлены неправильно, их положение корректируют деревянной киянкой.

Применяемые виды оснований

Перед тем как выложить площадку плиткой, нужно сделать основание. Подстилающий слой помогает выровнять поверхность участка. Он придает покрытию устойчивость и увеличивает его прочность. Надежное основание не позволяет тротуару разрушаться под весом людей и машин. Оно защищает покрытие от разрушения в осенне-зимний период, когда в его зазорах образуется лед.

Технология укладки тротуарной плитки зависит от способа эксплуатации покрытия. Если нагрузка на его поверхность будет небольшой (пешеходная дорожка), достаточно сделать подстилающий слой, состоящий из песка и цемента. Если мощение осуществляется под автомобиль, необходимо бетонное основание.

Бетонное

Перед бетонированием основания выполняют работы по армированию. Арматурную сетку укладывают на металлические или каменные подставки. Арматура должна находиться на 3-5 см выше поверхности траншеи. Гарцовка для тротуарной плитки готовится из песка и цемента в пропорции 3:1. Лучше использовать речной или карьерный мытый песок. В нем не должно быть частичек глины или извести. Раствор равномерно и тщательно распределяется по участку траншеи, чтобы добиться ровной поверхности.

Лучше сразу залить бетоном всю дорожку. Если часть работ откладывается на следующий день, залитый бетоном участок надо накрыть полиэтиленом. Бетонное основание под тротуарную плитку должно иметь толщину 10-12 см. Чтобы цементная подушка была прочной, ее 3-5 дней увлажняют. После увлажнения бетон накрывают полиэтиленом. Укладывать покрытие можно через 7-12 дней.

Из песка и цемента

Траншея засыпается смесью песка и цемента. Ее готовят в пропорции 3:1. Толщина песочно-цементного основания должна составлять 12-15 см. Подстилающий слой нужно хорошо утрамбовать и выровнять. Если глубина траншеи слишком большая, ее можно уменьшить с помощью песка. Песок насыпают под основание и тщательно трамбуют.

Технология мощения тротуарной плиткой требует, чтобы цементно-песочная смесь была сухой. Поэтому лучше делать основание непосредственно перед мощением в сухую погоду. Цементно-песочный слой нужно укладывать на геотекстиль. Если этого не сделать, песок быстро вымоется, а плитка просядет.

Обработка плитки перед укладкой

Перед монтажом плитку нужно обработать гидрофобным раствором. Средство повысит морозоустойчивость и влагостойкость материала, а также увеличит срок его эксплуатации. Гидрофобизаторы улучшают декоративные качества и защищают от грибковых микроорганизмов. На обработанной гидрофобным раствором поверхности не появляются солевые пятна. Материал погружают в гидрофобный состав, затем высушивают. Процедуру повторяют.

Во время обработки нужно тщательно осматривать все элементы. Изделия с дефектами нужно отложить. Когда понадобится резать тротуарную плитку, чтобы оформить углы, бракованные элементы пригодятся.

Работы по укладке нужно осуществлять при подходящих погодных условиях. Погода должна быть сухой и безветренной. Нельзя укладывать покрытие на песчано-цементное основание при минусовой температуре. При замерзании почва расширяется, а после оттаивания проседает. Если уложить покрытие на замерзший грунт, после его оттаивания оно разрушится. Правила укладки тротуарной плитки позволяют выполнять работы на бетонном основании во время мороза, но делать это нежелательно.

Читать еще:  Технология укладки тротуарной плитки своими руками

Монтаж

Тротуарную плитку на бетонном основании закрепляют цементным раствором. Швы полностью заполняют смесью. При этом толщина швов не должна превышать 3 мм. Укладывая элементы, нужно находиться на покрытии. Наступать на основание нельзя. После укладки каждого ряда нужно проверять качество выполненных работ строительным уровнем. Элементы, которые уложены неправильно, выравнивают резиновым молотком.

На цементно-песочное основание необходимо укладывать, вбивая каждый элемент деревянной киянкой. Материал должен надежно закрепиться в основании. Если изделие «проваливается», под него нужно насыпать слой песка. Зазоры между плитками заполняют смесью или песком. После выполнения работ покрытие увлажняют из шланга с распылителем. Если в зазорах смесь «просела», нужно насыпать в них еще немного смеси. Пользоваться покрытием можно через 2-3 дня.

Заделка швов тротуарной плитки осуществляется с помощью песка, цементной или бетонной смеси. Если используется песок, его нужно предварительно просеять. Цементную смесь готовят из цемента и песка в соотношении 1:5. При приготовлении бетонной смеси цемент смешивают с песком в пропорции 1:3. Песок и смеси должны быть сухими. Выкладка затирки осуществляется с помощью резинового шпателя. Уровень смеси в зазорах должен составлять от 1/2 до 3/4 высоты плитки. Излишки смеси сметают с покрытия веником.

После этого приступают к заливке швов. Когда смесь застынет (через 1-3 суток), в зазоры насыпают смесь и снова ее увлажняют. После высыхания состава процедуру повторяют в третий раз. Возможно, что придется добавлять смесь в швы еще несколько раз. Заканчивать работу можно тогда, когда смесь в зазорах будет на одном уровне с поверхностью плитки.

Популярные способы укладки тротуарной плитки

Оригинальные схемы и способы укладки тротуарной плитки позволяют резко повысить художественную ценность экстерьеров зон мощения. В данной статье рассматриваются исключительно принципы раскладки и декоративные узоры из фигурных элементов мощения, а не технологии укладки на песок, гранотсев или раствор.

Методика выбора схемы раскладки ФЭМ

Коллекции брусчатки и тротуарной плитки различной конфигурации и размеров получили название фигурных элементов мощения (ФЭМ). Выбирая способы укладки тротуарной плитки для обеспечения оригинального дизайна зон мощения, следует учесть нюансы:

  • геометрию парковки/тротуара и самих элементов ФЭМ;
  • имеющийся бюджет облагораживания участка;
  • трудозатраты при подрезке и использовании разноцветной брусчатки.

Для большинства популярных коллекций схемы раскладки ФЭМ уже созданы. Однако это не мешает домашнему мастеру экспериментировать в графическом редакторе в изготовлении собственных оригинальных узоров.

Раскладка ФЭМ в программе.

Геометрические размеры

Общими принципами проектирования покрытия стоянок, зон отдыха и тропинок на участке являются:

    толщина ФЭМ – 4 см плитка пригодна исключительно для пешеходного трафика, то есть применяется для дорожек и зон барбекю/отдыха, спортплощадок, 5 – 8 см брусчатка и плитка тротуарная созданы для парковок и территорий возле ворот, куда в принципе могут заезжать грузовики и легковой транспорт;

Применяемость плитки в зависимости от толщины.

Существует две крупных категории тротуарной плитки – крупноформатная (30 х 30 см, 40 х 40 см и 50 х 50 см) и мелкоформатная.

Крупноформатная плитка Калифорния.

Конфигурация плитки

Помимо разных размеров элементы ФЭМ имеют не одинаковую конфигурацию. Существует брусчатка правильной геометрической (квадрат, ромб, прямоугольник) и произвольной формы.

ФЭМ правильной геометрической формы.

Первую проще укладывать, но декоративная ценность второго варианта значительно выше. Производители обеспечивают основное условие для плитки произвольной формы:

    боковая поверхность ФЭМ идеально повторяет ответную сторону соседней плитки;

Идентичная боковая поверхность брусчатки.

Коллекция ФЭМ из нескольких элементов.

Форма зоны мощения

Основные проблемы при мощении элементами ФЭМ у домашнего мастера возникают на радиусных и криволинейных участках. При этом необходимо учесть нюансы:

    по технологии укладки наружный периметр зоны мощения всегда обрамляется бордюрами, имеющими классическую геометрию;

Снаружи облицовка примыкает к поребрику.

Мощение участка сложной формы.

Например, на фото ниже предоставлен вариант декорирования крупной площадки узором в форме концентрических кругов.

Декорирование крупной площадки

Серая и цветная брусчатка

Простейшим способом повышения декоративной ценности экстерьера зоны мощения является применение разноцветной плитки одинаковой формы:

  • серые и цветные ФЭМ укладываются хаотично;
  • используются полосы одного цвета вдоль или поперек тропинки;
  • выкладываются геометрические узоры разной величины.

Совет! Кроме цветной плитки промышленность выпускает светящиеся элементы ФЭМ, которые повысят качество эксплуатации тротуарного покрытия в сумерках.

Трудозатраты и декоративная ценность

Поскольку «красота требует жертв», применительно к тротуарному покрытию это означает увеличение бюджета отделки и трудозатрат домашнего мастера:

    без проблем удастся уложить квадратную плитку, Кирпич и элементы коллекции Старый город вдоль бордюров на прямых участках;

Мощение дорожки квадратной плиткой.

Диагональная схема мощения.

Для удобства пользователей промышленность выпускает кроме цельной тротуарной плитки «половинки» изделий. Для некоторых коллекций (Клевер, Ромб) имеются продольные и поперечные половинки, для других только один их вид.

Поэтому, рекомендуется вначале нарисовать зону мощения в масштабе на эскизе или в графическом редакторе. Затем «разложить» конкретную коллекцию брусчатки на экране/бумаге, чтобы снизить количество подрезки и обеспечить приемлемую декоративную ценность дорожки, парковки или зоны отдыха.

Популярные схемы раскладки

Каждый производитель брусчатки старается облегчить пользователям работу с этим облицовочным материалом. Для 90% коллекций тротуарного покрытия существуют готовые схемы раскладки с полосами, орнаментами и узорами геометрической формы.

Однако, они не могут учесть конкретную конфигурацию зоны мощения. Поэтому домашнему мастеру придется потрудиться над эскизом в любом случае, хотя бы для того, чтобы вычислить необходимое количество элементов ФЭМ.

Кирпич

Этот вариант покрытия относится к брусчатке при толщине от 5 см либо тротуарной плитке при толщине 4 – 5 см. Стандартным размером считается 10 х 20 см, некоторые производители реализуют камни 16 х 24 см, 7 х 21 см или 8,8 х 18 см. Доборный элемент «кубик» является половинкой формата 10 х 10 см.

Кроме редко используемого линейного рисунка, в котором совпадают поперечные и продольные швы, а элементы укладываются поперек дорожки, используются схемы раскладки:

    перевязка – смещение поперечных швов на 10 см в каждом соседнем ряду;

Укладка Кирпича елочкой.

Блочная раскладка Кирпича.

Шахматный узор Кирпичом.

Колодец из Кирпича.

На фото ниже приведены основные схемы раскладки Кирпича.

Схемы укладки Кирпича.

Этот вариант ФЭМ удобен для радиусных участков:

  • схему раскладки можно не изменять, подрезая Кирпич у поребрика;
  • использовать швы в форме клина, чтобы полностью избавиться от подрезки.

Мощение радиуса Кирпичом

Кирпич удобен на перекрестках и ступенях, при толщине 8 см может являться самостоятельным бордюром при укладке на раствор, но только для садовых дорожек и не интенсивного пешеходного трафика.

Стандартным форматом тротуарной плитки Ромб считаются диагонали 19 х 33 см. Из-за специфической формы ФЭМ применяется единственная схема раскладки. Зато при использовании разноцветной брусчатки появляются декоративные варианты:

    шестигранник – 3 плитки соприкасаются тупым углом в одной точке;

Шестигранник из Ромба

Звезда из Ромба.

Объемный узор из Ромба.

Орнаменты цветным Ромбом.

Совет! Производители выпускают половинки Ромба по длине и ширине, что позволяет обойтись без подрезки на прямых участках возле бордюра.

Катушка и Волна

Несмотря на различную форму тротуарной плитки коллекций Волна и Катушка, в декоративных схемах раскладки ФЭМ имеются общие принципы:

    элементы можно сместить относительно друг друга на половину их длины по методу «перевязка»;

Смещение Катушки наполовину.

Елочка из Волны.

Поэтому варианты укладки напоминают схемы Кирпича.

Клевер

Изначально коллекция тротуарного покрытия Клевер состояла из большой (29,5 х 29,5 см) и малой (21 х 21 см) плитки. Первая имела прямые, а вторая радиусные поверхности боковых сторон. Большие плитки образовывали решетку, а малые вставлялись внутрь нее.

Позже были добавлены модификации Клевера, состоящие из одной плитки размерами 29,5 х 29,5 см и 22 х 26,4 см. В этом случае каждая плитка имеет два закругленных края на противоположных сторонах и два с прямым срезом на оставшихся.

Поэтому схем укладки тротуарной плитки своими руками здесь меньше:

  • вся большая плитка одного цвета, малая другого;
  • цветные узоры на отдельных участках серого фона.

Некоторые производители продают длинные и короткие половинки для этой коллекции, что позволяет избежать подрезки в примыканиях к бордюру.

Старый город

Классическая коллекция тротуарной плитки Старый город состоит из 4 элементов. Одна сторона каждого из них имеет фиксированный размер 12 см, другая – 6 см, 9 см, 12 см и 18 см, соответственно. Существует вариант Старого города трапециевидной формы, у которой измеряются размеры внешней и внутренней стороны:

  • 5,3 х 6,3 см;
  • 6,3 х 7,3 см;
  • 7,3 х 8,3 см;
  • 8,3 х 9,3 см;
  • 9,3 х 10,3 см.

Схемы раскладки отличаются от прочих коллекций:

    поперечная – ряды расположены под прямым углом к трассе дорожки, элементы укладываются в них произвольно;

Мощение Старый город поперечное.

Мощение Старый город мозаичное.

Мощение разноцветным ФЭМ Старый город.

На фото приведен пример декоративной раскладки ФЭМ Старый город при мощении крупной территории.

Плитка коллекции Старый город на большой площадке.

Благодаря мелкому формату плитки, она идеально подходит для круглых геометрических узоров, укладке на извилистых и радиусных дорожках. Для этого достаточно изменить форму швов с прямоугольной на клиновидную.

Таким образом, домашний мастер может «разложить» тротуарную плитку на эскизе или в программе по собственному усмотрению или использовать типовые схемы для ФЭМ конкретной конфигурации. При этом следует учесть геометрию и размеры зоны мощения, в которую вписывается тротуарная плитка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector