102 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Асфальтовые бетоны и растворы

Строй-справка.ру

Отопление, водоснабжение, канализация

Навигация:
Главная → Все категории → Строительное материаловедение

Асфальтовый бетон (асфальтобетон) — строительный материал, получаемый в результате отвердевания уплотненной рационально подобранной смеси, состоящей из асфальтового вяжущего вещества и Заполняющих компонентов. При отсутствии в смеси крупного заполнителя — щебня или гравия — получаемый строительный конгломерат именуется песчаным асфальтом или асфальтовым раствором. Асфальтовые бетоны и растворы используют в строительстве при возведении магистральных, городских, аэродромных, дорожных, кровельных и других покрытий, гидротехнических, мостовых, промышленных, жилищно-гражданских и иных зданий и сооружений. В зависимости от температуры укладки асфальтобетонной массы различают асфальтобетоны горячие, теплые и холодные. Соответственно используют битумные материалы более вязкие при горячем асфальтобетоне, более мягкие с повышенной пенетрацией—при теплом и жидкие, высокоподвижные битумы или битумные эмульсии — при холодном асфальтобетоне. Горячие и теплые асфальтобетоны подразделяют на плотные с остаточной пористостью от 2 до 7% и пористые— для нижних слоев покрытий и основания — с пористостью 7—12% и высокопористые с пористостью 12—18%.
По технологическому признаку асфальтобетонной массы в процессе ее укладки и уплотнения асфальтобетоны и растворы могут быть жесткими, пластичными и литыми. Для уплотнения жестких и пластичных масс используют тяжелые и средние катки; литую асфальтобетонную массу уплотняют специальными валками, легкими катками или приглаживанием укладочными машинами. С увеличением пластичности масеы, определяемой на приборе удобообраба-тываемости конструкции И.А. Рыбьева (рис. 10.4), снижается расход энергии, затрачиваемой на уплотнение смеси. Однако появляется тенденция к понижению прочности готового покрытия, возрастает способность его к пластическим деформациям, особенно при нарушенной оптимальной структуре асфальтобетона.

Производство асфальтобетонной массы осуществляется на специальных заводах: стационарных и временных. Стационарный асфальтобетонный завод (АБЗ) выпускает массу в больших количествах и предназначен для строительства асфальтобетонных покрытий на крупных и густо сконцентрированных строительных объектах, работы на которых выполняют в течение нескольких лет, например АБЗ для строительства городских дорожных покрытий. Временные АБЗ предназначены для обслуживания асфальтобетонной массой небольших объектов или крупных, но сильно растянутых в одном направлении, — магистральных автомобильных дорог и др.

Заводы по производству горячей (она является основной продукцией заводов) асфальтобетонной массы относятся к высокомеханизированным предприятиям. На современных заводах достигнута не только полная механизация, но и автоматизация основных технологических операций. В состав завода входят: смесительный цех, машины и оборудование которого предназначены для приготовления асфальтобетонной массы, дробильно-сортировочный цех для изготовления щебня и его фракционирования, помольный цех для изготовления минерального порошка,, цех битумного хозяйства, энергосиловое и паросиловое отделения, складское хозяйство, ре-монтно-механические мастерские и лаборатория при отделе технического контроля качества. Современные заводы, в целях избежания излишней запыленности территории, ориентируются на централизи-Рованное снабжение их материалами с каменно-заготовительных и нефтяных баз. Основная операция технологии — смешение исходных и подготовленных материалов, принимаемых в определенных количествах по проектному составу. Температура выпускаемой из смесительного аппарата массы 150—180°С или ниже у теплых и холодных масс. На рис. 10.5 показана технологическая схема механической (смесительной) установки ДС-84-2. Иногда в состав асфальтобетонной массы одновременно с битумом вводят поверхностно-активную добавку, дозируемую с помощью специального дозатора.

Рис. 10.5. Технологическая схема производства асфальтобетонной массы:
1 — агрегат пылеулавливания; 2 — агрегат минерального порошка; 3 — битумоплавильный агрегат; 4 — агрегат питания; 5 — сушильный агрегат; 6 — смесительный агрегат; 7 — накопительный бункер

Наиболее часто используют лопастные смесители. Быстрое перемешивание в смесителях этого типа достигается при турбулент-но-вращательном движении массы за счет повышенной частоты вращения валов лопастей мешалки — до 200 об/мин вместо обычных 70—80 об/мин при производительности от 50 до 120 т/ч. Облегчает и ускоряет перемешивание песчаной асфальтобетонной массы предварительное активирование минерального порошка или введение активных добавок непосредственно в смеситель в период перемешивания. Вследствие большого количества кварцевого песка в массе благоприятное влияние приносит добавление извести-пушонки в количестве 3—4% массы минерального порошка. Чтобы не остудить асфальтобетонную массу в пути следования к месту ее укладки, особенно в холодную и ветреную погоду или при большой дальности перевозки (более 20 км), кузов автомобиля-самосвала рекомендуется покрывать брезентом, матами, деревянными щитами или оборудовать двойными стенками для обогрева выхлопными газами. Температуру массы, прибывшей на строительный объект, контролируют не менее чем в трех точках кузова на глубине 10—15 см от поверхности.

Укладывают горячую массу механическими укладчиками, а при устройстве покрытий на большой площади или при большой ширине проезжей части (покрытия) — двумя или более асфальтоукладчиками одновременно. Чем выше температура воздуха и лучше участок защищен от ветра, тем больше длина укладываемой полосы. Так, например, при температуре более +25°С и хорошей защите от ветра длина полос составляет 100—200 м, при +5—10°С она составляет 25—60 м. Самый распространенный способ уплотнения распределенной горячей массы при больших масштабах строительства дорожных и аэродромных покрытий — укатка катками (статического действия, вибрационными, пневмоколесными), а в помещениях — площадочными вибраторами. Первичное уплотнение уложенного слоя производится трамбующим брусом асфальтоукладчика. Монолитный асфальтобетон в покрытии должен удовлетворять определенным техническим требованиям.

Отвердевший и готовый к эксплуатации в покрытиях горячий асфальтобетон характеризуется, подобно другим ИСК, своей структурой и свойствами.

Структура асфальтобетона (рис. 10.6) состоит из заполняющей смеси щебня (или гравия) и песка, скрепленной в монолит матрич-Ньш асфальтовяжущим веществом. Микроструктура вяжущей части характеризуется непрерывной пространственной сеткой связующего ВеЩества (битума) и дискретными частицами минерального порошка, выполняющего роль асфальтирующей добавки. Структура асфальтобетона, как и других ИСК, включает также поры и контактные зоны.

Читать еще:  Брусчатка старый город от производителя

В теории ИСК предпочтение отдается общему методу проектирования состава асфальтобетона. Он обеспечивает получение необходимого материала не только с заданными показателями свойств, но и с их экстремальными числовыми значениями. Приходится учитывать, что реальные свойства асфальтобетона не остаются постоянными, так как внешние условия могут быстро изменяться, а вместе с ними должны изменяться и свойства покрытия из асфальтового бетона. При обычной температуре (20—25°С) четко проявляются упруго- и эластичновязкие его свойства, при повышенных температурах — вязкопластические, а при пониженных, отрицательных температурах асфальтобетон становится упругохрупким телом. Но он чувствительно реагирует не только на колебания температуры (Т°), но также на изменение скорости (v) приложения механических усилий (нагрузки) или скорости деформирования. Чем выше значения v, тем при более высоких напряжениях разрушается асфальтобетон. Обе зависимости отражены в обобщенной формуле (10.1) прочности этого материала, которая адекватна (3.12) в теории ИСК:
Однако прочность этого конгломерата оптимальной структуры зависит как от концентрации (Б/П), что выражено в формуле (10.1) в виде симплекса — L так и от количества этого вяжущего вещества, т. е. от Б+П в процентах от общей массы асфальтобетона или в долях единицы. Эта зависимость наиболее ярко проявляется в пространственной системе координат xyz.

В формуле (10.3) показатели степени пит зависят от качества заполнителей и их смеси (песок + щебень). Величина пористости при плотных оптимальных структурах составляет 1—3%, а кп принимается обычно равным единице.

Для перехода, к другим ГИУ необходимо при пересчете исходить из формулы (10.1). Битум модифицированный, т. е, с добавками (каучуком, резиной, полимерами и пр.), обозначается в этих формулах Бмд.

В производственных работах обычно механическую прочность асфальтобетона характеризуют пределом прочности при сжатии стандартных образцов, испытанных при заданных температуре и скорости приложения нагрузки. При одноосном сжатии предел прочности асфальтобетона определяют на цилиндрических образцах, размерами’(диаметр и высота) 50,5×50,5 или 71,4×71,4 мм (в зависимости от крупности минерального заполнителя). Испытания проводят при температурах 20, 50, 0°С и скорости приложения нагрузки, равной 3 мм/мин.

При температуре 20°С предел прочности при сжатии асфальтобетона составляет около 2,5 МПа, а при растяжении — в 6—8 раз меньше. С понижением температуры предел прочности при сжатии возрастает (до 15—20 МПа при -15°С), а с повышением — снижается (до 1,0—1,2 МПа при +50°С).

Из других технических характеристик следует отметить износо-и водостойкость. Износостойкость определяют по потере массы образцов, испытываемых на кругах истирания или в барабанах (с определением износа). Горячий асфальтобетон в дорожных покрытиях изнашивается в пределах 0,2—1,5 мм в год. Водостойкость характеризуют величиной набухания и коэффициентом водостойкости, равным отношению пределов прочности при сжатии образцов в ВоДонасыщенном и сухом состояниях при температуре 20°С. Он Должен быть в пределах 0,6—0,9; величина набухания в воде не более 0,5% (по объему).

Навигация:
Главная → Все категории → Строительное материаловедение

Асфальтовые бетоны и растворы, состав, основные свойства, применение

В XIX веке улицы городов мостились камнями (булыжная мостовая). Начиная с середины XIX века во Франции, Швейцарии, США и ряде других стран дорожное покрытие начинают делать из битумно-минеральных смесей. В 1830-х годах асфальтобетонное покрытие было впервые применено для покрытия тротуаров парижского Королевского моста. Примерно тогда же были покрыты тротуары на лионском мосту Моран через реку Рона.

Летом 1839 года в Санкт-Петербурге были покрыты тротуары на протяжении 45,5 погонных сажень шириной 5 футов (97,08 × 1,52 м) и часть моста длиной 8,5 и шириной 6,5 футов (2,59 × 1,98 м) у дамбы Тучкова моста. В 1876 году Московская городская дума ассигновала 50 тысяч рублей на проведение эксперимента по устройству асфальтобетонного покрытия: на Тверской улице построили несколько участков из нового материала.

Бурно развивающаяся дорожная сеть требовала новых типов дорожных покрытий, которые можно было так же быстро сооружать, как и земляное полотно. В 1876 году в США впервые применили литой асфальт, приготовленный с использованием нефтяных битумов. В 1892 году в США индустриальным методом была построена первая дорожная конструкция из бетона шириною 3 м. 12 лет спустя с помощью гудронатора со свободным истечением горячего битума была построена дорога в 29 км.

В России изготовление асфальта впервые наладил инженер и архитектор Иван Буттац — асфальт стали добывать в 1873 году на Сызранском заводе, на правом берегу Волги на 20 км выше Сызрани). Стоимость 1 м² покрытия обходилась в 14 руб.

В связи с бурным развитием транспортной промышленности (в частности наземной) и постоянным увеличением числа транспортных средств в настоящее время особенную значимость приобретает вопрос о развитии дорожной системы. Основой автомобильных дорог является асфальтобетон, а пешеходных тротуаров – асфальтовый раствор.

Асфальтовый раствор — строительный материал, получаемый в результате уплотнения и затвердевания смеси из песка, минерального порошка и битума, перемешанных в нагретом состоянии. Асфальтовый растворявляется разновидностью плотного асфальтового бетона.

От асфальтовых растворов асфальтобетоны отличаются присутствием в их составе крупного заполнителя. В качестве последнего применяют преимущественно щебень из плотных карбонатных пород, с которым битумы дают наиболее прочное сцепление.

Асфальтобетон (асфальтобетонная смесь) – важнейший дорожно-строительный материал, получаемый в результате уплотнения при оптимальной температуре рационально рассчитанной и приготовленной смеси, состоящей из битумного вяжущего, минерального порошка и заполняющих компонентов. Асфальтобетон является чрезвычайно популярным материалом, который используется в современной строительной отрасли. Его относительно недорогая стоимость материала наряду с оптимальными характеристиками позволяют использовать асфальтобетон как верхнее дорожное покрытие.

Читать еще:  Производство тротуарной плитки в москве

Целью работы является изучение асфальтовых растворов и бетонов, их состава и свойств, классификации и разновидностей, процесса изготовления и применения.

Асфальтовые бетоны и растворы: состав, особенности свойств, применение

Изучение классификации асфальтовых бетонов. Характеристика их структурных признаков и способов укладки. Особенности изготовления асфальтобетонных смесей. Физико-механические свойства битума, и его влияние на пластичность и коррозионную стойкость.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Асфальтовые бетоны и растворы: состав, особенности свойств, применение

Асфальтовым бетоном называют материал, получаемый в результате затвердевания уплотненной и рационально подобранной однородной смеси асфальтового вяжущего и минеральных заполнителей. Под асфальтовым вяжущим понимают смесь битума с минеральным наполнителем — тонкодисперсным порошком. В качестве минеральных заполнителей служат песок и щебень или гравий.

Асфальтовые бетоны классифицируют по структурным признакам — зернистости и пористости, температуре при укладке, физическому состоянию и назначению. В зависимости от максимальной крупности зерен смеси заполнителей различают крупнозернистые (до 40 мм.), среднезернистые (до 25 мм.) и мелкозернистые (до 15 мм.) асфальтовые бетоны. Максимальная крупность заполнителей не должна превышать 0,6-0,7 толщины асфальтобетонного покрытия. При отсутствии в массе зерен крупного заполнителя (более 3-5 мм.) материал называют песчаным асфальтовым бетоном или асфальтовым раствором. При пористости менее 5% асфальтовые бетоны считают плотными, а более 5% — пористыми. По температуре массы при укладке различают горячие, теплые и холодные асфальтовые бетоны. Первые укладывают при температуре массы не ниже 120°С, вторые — не ниже 60°С. Холодные асфальтовые бетоны укладывают при температуре массы 25-30°С и окружающего воздуха не ниже 10°С. Положительными особенностями горячих асфальтовых смесей является высокая скорость затвердевания, а холодных — длительная сохранность и небольшая стоимость.

Асфальтобетонные смеси в зависимости от удобоукладываемости бывают жесткие, пластичные и литые. По мере уменьшения жесткости смесей затрудняется раскладка массы, однако облегчается ее уплотнение.

По назначению асфальтовые бетоны классифицируют на дорожные, аэродромные, кислотостойкие, декоративные и гидротехнические. Гидротехнический асфальтобетон предназначен для постоянной работы в воде и должен отличаться повышенной водонепроницаемостью, водоустойчивостью, эластичностью и теплостойкостью.

Для изготовления горячих асфальтобетонов применяют вязкие дорожные битумы марок БНД90/130, БНД60/90, БНД40/60. При этом более вязкие битумы применяют при необходимости обеспечить повышенную теплоустойчивость и водоустойчивость покрытия. В теплых смесях используют битумы пониженной вязкости БНД200/300 и БНД 130/200, а также жидкие быстро и средне густеющие битумы. Холодные асфальтобетоны приготавливают на основе жидких средне и медленногустеющих битумов. Для асфальтобетонов, применяемых в гидроизоляции, эффективно использование битумно-полимерных вяжущих.

Важнейшим компонентом асфальтобетонов является наполнитель, который улучшает основные свойства материала, связывает битум на своей поверхности и структурирует его. Минеральный наполнитель способствует повышению плотности асфальтобетона и снижению расхода битума. В качестве наполнителя применяют тонкоизмельченные низко гидрофильные порошки из основных материалов — известняков, доломитов и асфальтовых пород. Иногда используют также пылеватые отходы промышленности. Содержание глинистых частиц в наполнителе должно быть не более 5%. Оптимальной является дисперсность порошка, при которой его удельная поверхность составляет 4000-5000 см 2 /г.

Минеральный порошок, полученный из кислых горных пород, не оказывает на битум необходимого структурирующего влияния. Для снижения содержания битума пористость минеральных порошков должна быть не более 35%. Набухание в воде смеси порошка с битумом не должно превышать 2,5%. Эффективный способ улучшения качества наполнителя — его активизация обработкой битумом и поверхностно-активными веществами в процессе измельчения.

Теплоустойчивость и трещиностойкость асфальтобетона существенно улучшаются при добавке 2-3% волокнистого наполнителя — низкосортного асбеста. Избыток асбеста приводит к отрицательному эффекту, повышается пористость и снижается водоустойчивость бетона.

Песок и щебень или гравий для асфальтовых бетонов применяются обычно такие же, как и для цементных бетонов. При этом важно создать такой гранулометрический состав минеральной части асфальтобетона, который обеспечивал бы минимальную пористость смеси.

Из методов проектирования составов асфальтобетона наиболее распространен метод подбора по кривым плотных смесей, включающий:

— определение гранулометрического состава щебня, песка и наполнителя;

— выбор соотношения между минеральными материалами из условия 100% суммарного содержания всех фракций;

— назначение ориентировочного количества вяжущего с последующим корректированием пробными замесами и испытанием образцов.

В таблице 1 приведены ориентировочные составы песчаных и мелкозернистых смесей, рекомендуемых для гидротехнического асфальтового бетона.

Основные свойства асфальтового бетона тесно связаны с его структурой, которая, в свою очередь, определяется структурой минерального остова, особенностями взаимодействия минеральных материалов с битумом.

Физико-механические свойства асфальтового бетона связаны прежде всего с его плотностью. Так, наибольшей плотности соответствует и наибольшая прочность материала. Воздействие влаги на асфальтовый бетон усиливается при увеличении количества сообщающихся между собой пор. Объем этих пор характеризуется косвенно как водопоглощение.

Битум имеет наиболее высокие вязкость и прочность в адсорбированном состоянии, т. е., в зоне контакта с поверхностью минеральных компонентов. Увеличение количества не адсорбированного свободного битума приводит к ослаблению структуры асфальтового бетона. Однако определенное количество свободного битума необходимо для придания асфальтовому бетону пластичности и коррозионной стойкости.

Читать еще:  Тротуарная плитка в гулькевичи от производителя цена

Предел прочности асфальтового бетона определяется при испытании на сжатие образцов-цилиндров при температуре 0, 20 и 50°С.

Отношение прочности при нормальной температуре к прочности при температуре 50°С называют коэффициентом теплоустойчивости, а отношение прочностных показателей при 20 и 0°С — коэффициентом эластичности.

При недостаточной теплоустойчивости в покрытиях развиваются деформации сдвига, вызывающие оплывание асфальтового бетона на откосах, а при недостаточной эластичности снижается способность к деформации и трещиностойкость этого материала при низких температурах. Улучшить структурно-механические свойства асфальтовых бетонов можно добавками некоторых полимеров и в особенности каучуков.

Подобные полимеры в количестве 2-3% массы битумов увеличивают интервал пластичности асфальтобетонных смесей до 100-120°С, понижают на 10-20°С температуру хрупкости, существенно повышают их эластичность в широком диапазоне температур, улучшают ряд других свойств. Для обеспечения температурной устойчивости асфальтового бетона важно также обеспечить в нем оптимальное содержание битума и минерального наполнителя.

Водоустойчивость асфальтового бетона характеризуется отношением пределов прочности на сжатие водонасыщенных и сухих образцов при 20°С, а также водопоглощением и набуханием под вакуумом. На водоустойчивость положительно влияют повышение плотности и улучшение сцепления битума с минеральными компонентами.

Водоустойчивость зависит от количества и химического состава битума и минерального порошка. В гидротехническом асфальтобетоне рекомендуется содержание битума и порошка на 1-2% более высокое, чем в дорожном. Основные технические требования к свойствам гидротехнических асфальтовых бетонов приведены в таблице 2.

Крупнозернистый асфальтобетон контактной структуры применяют для устройства нижнего слоя покрытия, шероховатая и пористая поверхность которого обеспечивает хорошее сцепление с верхним слоем.

Средний зернистый и мелкозернистый асфальтобетон поровой структуры применяют для устройства верхнего слоя покрытия на участках дороги с большими продольными уклонами при тяжелом и интенсивном движении. Покрытие из этих типов асфальтобетона обладают повышенной шероховатостью, что обеспечивает хорошее сцепление с автомобильными шинами. асфальтовый бетон битум

Мелкозернистый асфальтобетон базальной структуры применяют для устройства верхнего слоя двухслойных покрытий при интенсивном движении. Асфальтобетон этого типа обладает достаточно высокой сопротивляемостью механическим воздействиями атмосферным факторам.

Песчаный асфальтобетон поровой структуры применяют для устройства верхнего слой покрытия на дорогах со средней интенсивностью движения на участках, где требуется создание водонепроницаемого слоя. Песчаный асфальтобетон базальной структуры на природном песке с малым содержанием зерен фракции 5,0-1,25 мм., обладает меньшей сопротивляемостью усилиям, возникающим при движении транспортных средств, чем перечисленные выше типы асфальтобетонов, поэтому его применяют для устройства покрытий на автомобильных дорогах с легким движением, тротуаров и т. д.

Битумоминеральные смеси, приготавливаемые на минеральных материалах пониженного качества (по сравнению с материалами для асфальтобетона), применяют для устройства покрытий на дорогах с небольшой интенсивностью движения, покрытий облегченного типа, для устройства оснований и др.

Асфальтовые бетоны

Классификация асфальтовых бетонов

Асфальтовый бетон (асфальтобетон) — искусственный строительный материал, получаемый в результате отвердевания уплотненной асфальтобетонной массы, состоящей из рационально подобранных по качеству и количеству и тщательно перемешанных компонентов: щебня (гравия), песка, минерального порошка и битума. Асфальтобетон без крупного заполнителя (щебня) называют песчаным асфальтом или асфальтовым раствором.

Асфальтобетоны и растворы являются разновидностями искусственных строительных конгломератов, располагаются в единой классификации ИСК и относятся к группе безобжиговых материалов, получаемых на основе органических вяжущих веществ. Они в современном строительстве занимают одно из ведущих мест, поскольку являются важнейшими материалами для устройства дорожных и аэродромных покрытий, ирригационных каналов, плоских кровель, гидротехнических сооружений, штучных изделий.

К основным классификационным признакам асфальтобетонов относятся разновидность крупного заполнителя, вязкость битумов, размеры зерен щебня или гравия, структурные параметры, производственное назначение. В зависимости от вида крупного заполнителя асфальтобетоны разделяют на щебеночные, состоящие из щебня, песка, минерального порошка и битума; гравийные, в состав которых входят гравий, песок или гравийно-песчаный материал, минеральный порошок и битум; песчаные — асфальтобетоны, в которых отсутствует крупный заполнитель (щебень или гравий).

По вязкости применяемого битума и’по температуре укладки асфальтобетонной массы в конструктивный слой они подразделяются на горячие укладываемые при температуре не ниже 120°С; теплые, получаемые на основе вязких, но более мягких битумов или жидких битумов. Их укладывают в дорожные покрытия при температуре не ниже 70°С; холодные, приготавливаемые на жидких битумах марок МГ, СГ или битумных эмульсиях и укладываемые при температуре окружающего воздуха, но не ниже 5°С.

По наибольшему размеру зерен щебня или гравия горячие и теплые асфальтобетоны разделяют на крупнозернистые — наибольший размер зерен до 40 мм; мелкозернистые — до 20 мм; песчанные — с наибольшим размером зерен до 5 мм (иногда 3 мм). Холодные асфальтобетоны могут быть только мелкозернистыми или песчаными. Кроме того, горячие и теплые асфальтобетоны в зависимости от использования их в дорожной конструкции разделяют на плотные — для верхних слоев покрытия дорог с остаточной пористостью от 2 до 7%; пористые — для нижнего слоя и оснований дорожных покрытий, с остаточной пористостью от 7 до 12% по массе, высокопористые — с пористостью 12 . 18%.

По производственному назначению различают асфальтобетоны дорожные, аэродромные, гидротехнические, для плоской кровли и полов. По технологическим признакам асфальтобетонной массы в процессе ее укладки и уплотнения асфальтобетоны и растворы разделяют на жесткие, пластичные и литые. Для уплотнения жестких и пластичных масс применяют тяжелые и средние катки. Литую асфальтобетонную массу часто уплотняют специальными валками, легким катком или вовсе не уплотняют.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector