1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тротуарная плитка википедия

Тротуарная плитка и брусчатка: что это и как выбрать?

Мощеные каменные и плиточные покрытия тротуаров, пешеходных дорожек, автомобильных стоянок и проезжей части дорог в последнее время можно все чаще встретить в населенных пунктах. В качестве полотна в данном случае чаще всего укладывается брусчатка или тротуарная плитка.

Эти два вида дорожного материала имеют много общего и часто применяются для решения одинаковых задач. Однако их технические характеристики, геометрические размеры и то, из чего они изготовлены, существенно разнятся.

Тротуарная плитка

Что это такое? Это твердые плоские штучные материалы относительно небольшой толщины, изготовленные с использованием различных технологий и предназначенные для мощения тротуаров и площадок. В зависимости от применяемых исходных материалов, различают следующие виды тротуарной плитки:

  • вибропрессованную, вибролитую и прессованную, из обычных и цветных бетонных смесей;
  • пиленную, из натурального природного камня;
  • клинкерную, из специально подготовленной глины;
  • полимерпесчаную, получаемую в результате высоко температурного спекания полимерных материалов и песка;
  • резиновую, из переработанных автомобильных покрышек.

Благодаря доступной стоимости, простой технологии изготовления и хорошим эксплуатационным характеристикам, такая бетонная «плитка для пола на улице» нашла широкий отклик в частном и подрядном строительстве.

Распространенные формы и размеры

Разнообразие выпускаемой сегодня плитки для тротуарных покрытий уже давно вышло за пределы ГОСТ 17608-91, который определял технические требования только к бетонным плитам.

Формы и размеры плит.

В ассортимент современных материалов для мощения может входить не только прямоугольная и квадратная тротуарная плитка, но также изделия в виде широкой плоской волны, ромба, многоугольника, клевера или же в виде набора нескольких элементов, из которых складывается фигурный рисунок.

Также в процессе выбора тротуарной плитки следует обратить внимание на «коллекционные серии». Сюда следует отнести «Старый город», «Английский булыжник», «Калифорнию», «Флориду» и некоторые другие. Все они отличаются своим внешним видом от традиционных изделий особым дизайнерским подходом при изготовлении.

Важной размерной характеристикой тротуарной плитки является ее толщина. Эта характеристика в значительной мере определяет область её применения. Диапазон толщины изделий находится в пределах от 30 до 80 мм. Наиболее тонкие виды можно использовать лишь для мощения садовых дорожек с малой пешеходной нагрузкой. Среднюю толщину — для уличных тротуаров и площадей, а самую толстую — в местах парковки легковых автомобилей и для проезжей части с неинтенсивным движением.

Говоря о геометрических размерах в плоскости штучных изделий, то тут наиболее популярная длина находится в пределах 200-400 мм при ширине 140-250 мм.

Маркировка

Современные условия производства и изменение технологий изготовления тротуарной плитки привели к тому, что большинство заводов маркируют этот дорожный материал в соответствии с собственными техническими условиями. В то же время Государственный стандарт указывает, что в маркировке плитки должны быть указаны:

  • материал, из которого она изготовлена;
  • ее геометрическая форма;
  • длина, ширина и толщина в см.
  • квадратная бетонная тротуарная плитка 50х50х30 мм обозначается как Б К 5.5.3;
  • прямоугольная из гранита размером 300х200х40 мм – Г П 30.20.4;
  • клинкерная шестиугольная размером 120х180х50 мм – К Ш 12.18.5;
  • тротуарная плитка волна 50х150х40 из бетона – Б В 5.15.4.

Так или иначе, такой формат довольно сложен для восприятия, а потому у человека без строительного образования в процессе покупки могут возникнуть затруднения. Потому на магазинных ценниках наименование обычно указывается без использования маркировки, а сразу приведена ее расшифровка в понятных для покупателя терминах и величинах.

Популярные размеры плит.

Технические характеристики материала

Эксплуатационные характеристики тротуарной плитки зависят от качества материала, из которого она сделана, а так же технологии изготовления. Например, самая популярная плитка из цветных бетонных смесей, в зависимости от способа ее формовки, может иметь следующие характеристики:

  • прочность на сжатие 0,40-0,60 кг/см 2 ;
  • морозостойкость 200-350 циклов;
  • плотность или удельный вес тротуарной плитки 1800-2200 кг/м 3;
  • водопоглощение 2-5%;
  • истираемость 0,15-0,55 г/см 2 ;
  • расчетный срок эксплуатации до 25 лет.

Гранит, мрамор, клинкерная и полимерпесчаная плитка имеют более высокие эксплуатационные показатели, которые определяются в каждом случае отдельно и зависят от множества факторов.

Выбор плитки

Решение задачи, как выбрать тротуарную плитку, зависит от совокупности ответов на следующие вопросы:

  • назначение дорожного покрытия;
  • ожидаемая пешеходная и весовая нагрузка на поверхность;
  • желаемый вид узора и цветовой оттенок;
  • финансовые возможности.

Гранитная или клинкерная плитка прочнее и долговечней, но высокая стоимость этого материала заставляет многих застройщиков остановить свой выбор более дешевых изделиях из цветного бетона.

Перед тем, как выбрать тротуарную плитку, обратите внимание на отсутствие трещин и сколов по поверхности, проверьте правильные геометрических размеров и однородность цвета.

Качественная плитка при постукивании должна издавать достаточно звонкий звук. Глухая отдача говорит о высокой влажности изделий и низком качестве исходной смеси.

В среднем изготовители укладывают на поддон от 10 до 14 кв. метров плитки в зависимости от ее толщины. В результате вес одного поддона может составлять от 680 до 1120 кг. Поэтому особое внимание, при оптовой закупке, нужно уделить тем плиткам, что несут на себе весь этот вес, находясь в самом низу.

Стоимость материала и работ по его укладке

Стоимость тротуарной плитки заводского изготовления зависит от применяемых материалов, толщины и способа ее изготовления. Средний показатель цены за кв. метр в крупных городах России составляет:

  • вибролитая цветная бетонная — 300-480 руб/м 2 ;
  • вибропрессованная бетонная — 530-750 руб/м 2 ;
  • гранитная, в зависимости от сорта, — 1700-3500 руб/м 2 ;
  • полимерпесчаная — 410-480 руб/м 2 ;
  • резиновая — 800-1700 руб/м 2 .

Себестоимость бетонной вибролитой плитки, изготовленной самостоятельно в домашних условиях, составляет 160-200 руб/м 2 .

Стоимость работ по укладке тротуарной плитки силами строительной организации в значительной степени зависит от сложности подготовки основания. Но в среднем цена составляет от 30 до 50% от стоимости всех израсходованных материалов (около 900 рублей за кв.м. вместе с подготовкой основания).

Читать еще:  Магазин тротуарной плитки

Брусчатка

В отличие от тротуарной плитки, этот материал имеет больший внутренний объем, т.е. его высота больше, а размеры в плоскости меньше или такие же. Также отвечая на вопрос, что такое брусчатка, следует отметить, она обладает высокой прочностью и способна выдерживать весьма значительные весовые нагрузки. Поэтому ее можно использовать для мощения дорог и тротуаров с большой пешеходной нагрузкой. Ее изготавливают по технологиям:

  • вибропрессования, вибролитья и полусухого прессования из бетонных смесей;
  • обработки гранита, мрамора и другого природного камня для получения полноколотых, гладких с одной или пяти сторон изделий;
  • клинкерного обжига глины.

Резиновые, полимерпесчаные и полимерные материалы для изготовления брусчатки не применяют. Наиболее распространены штучные изделия, сделанные из бетона, однако использовать их на проезжей части дорог не рекомендуется из-за более быстрого износа.

Виды, размеры, характеристики

Брусчатка бывает только с прямоугольной или квадратной формой поверхности. Фигурных изделий этого типа не производят, поскольку укладывать фигурный материал большой толщины труднее, изготовить его сложнее, а устойчивость такого дорожного покрытия будет хуже.

Толщина брусчатки варьируется от 60 до 120 мм с шагом в размере 20 мм. Самая тонкая брусчатка изготавливается по технологии клинкерного обжига. Ее толщина начинается от 50 мм.

Наиболее распространенные прямоугольные размеры поверхности — 100х200 мм, 70х210 мм и 160х240 мм. Изделия квадратной формы имеют размеры 50х50 мм, 100х100 мм, 150х150 мм и 200х200 мм.

Точный вес брусчатки зависит от плотности исходного материала, но в среднем для плиток толщиной 60 мм составляет он 135-145 кг/м 2 . На поддон укладывается 11-12 м 2 или 1600-1700 кг. Квадратный метр плиток толщиной 80 мм равен 180-185 кг и на поддон укладывают 10-11 м 2 .

Особенности выбора

Во время выбора брусчатки необходимо убедиться в отсутствии видимых дефектов на поверхности материала. В том, что отсутствуют заметные сколы, трещины и отверстия. Даже если они находятся с тыльной или боковой стороны, то при попадании внутрь влаги это может привести к разрушению тротуарного покрытия.

Камни, изготовленные из бетона, должны иметь одинаковый цветовой оттенок без солевых и других пятен. Качество материала можно проверить, постукивая два изделия друг о друга. Звук должен быть звонким. Глухой звук говорит о низком качестве изготовления. У клинкерных изделий должна быть плотная и прочная поверхность любой из граней.

Толщина брусчатки должна соответствовать будущим условиям эксплуатации. Там, где планируется передвижение легкового автомобиля, толщина камня должна быть не менее 80 мм, а для небольших грузовых машин потребуется уже 100 мм.

Что выбрать?

Выбирая плитку или брусчатку необходимо понимать, что решение зависит, прежде всего, от условий будущей эксплуатации дорожного покрытия, желаемой долговечности, внешнего вида и финансовых возможностей застройщика.

Разница в условиях эксплуатации

Брусчатка отличается меньшим размером поверхности при большей толщине. Благодаря этому весовые нагрузка на поверхность у брусчатки распределяются одновременно на 2-4 камня, а у тротуарной плитки — на одно изделие большой площади. В результате такого распределения нагрузок брусчатое покрытие допускается использовать в более тяжелых условиях эксплуатации.

Кроме этого, брусчатка отличается более высокой морозостойкостью и износоустойчивостью. Все это определяет брусчатое дорожное покрытие как более прочное и долговечное, однако более дорогое и сложное в укладке.

Сравнительные преимущества брусчатки и плитки

Важное отличие этих двух видов дорожных материалов заключается в их стоимости. При использовании одного и того же вида исходного сырья, брусчатое покрытие, из-за своей толщины, будет всегда стоить дороже тротуарной плитки. Поэтому выбор материала должен быть основан на эксплуатационных требованиях.

Для садовой дорожки, по которой ходят не так часто, вполне достаточно недорогой бетонной вибролитой плитки, а вот подъезд к гаражу лучше вымостить брусчаткой толщиной 60-80 мм.

Во дворе возле дома, может быть, стоит уложить клинкерную плитку или красивые фигурные изделия.

Разница между брусчаткой и плиткой в размерах.

В любом случае, плиточное покрытие менее прочно, но более красиво и дешево. Исходя из этих основных отличий и следует подбирать материал для каждого конкретного случая.

Варианты укладки

Укладка плитки и брусчатки должна производиться на подготовленное основание из песка, песчано-цементной смеси или бетона, при наличии нижнего дренажного щебеночного слоя. Поскольку мощеные поверхности используются в качестве элементов дизайна при обустройстве территории, то удачно подобранный способ укладки будет влиять на общее визуальное восприятие всего участка. Поэтому к выбору схемы укладки нужно подходить очень продуманно.

Тротуарная плитка. Виды и технология изготовления тротуарной плитки.

Тротуарная плитка — это плоские по форме и твердые штучные материалы, изготовленные из бетонных смесей, глины, полимерных и резиновых материалов, используемые для мощения пешеходных дорожек, тротуаров, дворов и разного рода площадок.

В настоящее время существует большое разнообразие тротуарной плитки, потому необходимо обладать хотя бы минимальными знаниями о данном отделочном материале, для выбора подходящей плитки для каждого отдельного случая. В этой статье мы рассмотрим основные характеристики, виды и свойства разных видов тротуарной плитки, что позволит читателю сделать правильный выбор плиточного материала для конкретно своего случая.

Виды тротуарной плитки по способу производства и материалу изготовления

Изготовление вибролитой тротуарной плитки

Для изготовления вибролитой плитки необходимо простое оборудование, такое как бетономешалка, набор пресс-форм (которые могут быть из силикона, полиуретана или пластика) и вибростола. Изготовить ее можно в кустарных условиях.

вибролитая тротуарная плитка

Изготавливают данную тротуарную плитку из бетонной смеси включающей в себя мелкий щебень, цемент с песком, пластификатор и окрашивающий пигмент с водой. Кроме перечисленных компонентов, можно добавлять и другие материалы, такие как гранитную или базальтовую крошку, фиброволокно, стекловолокно, некоторые изделия армируют проволочной сеткой, для повышения прочности.

Читать еще:  Как положить тротуарную плитку на раствор

Наполненные бетонной смесью пресс-формы устанавливаются на вибростоле, в процессе работы которого из смеси в формах удаляются остатки воздуха и сам состав уплотняется. Прочность изделие набирает в течении трех- пяти дней, затем готовое изделие извлекается из пресс- форм и досушивается в течении трех недель до возможности его использования.

Производство вибролитой тротуарной плитки в кустарных условиях простое и дешевое. Такая плитка пригодна для использования для мощения поверхностей не подвергающихся большим нагрузкам, для тротуаров в жилых дворах, так как она не характрезуются высокой прочностью и морозостойкостью. Таким образом, изготавливается плитка толщиной до 60 мм. Тротуарная плитка на которую предполагается воздействие больших нагрузок, например для передвижения тяжелого автотранспорта изготавливается методом гиперпрессования.

Изготовление вибропрессованной тротуарной плитки

Вибропрессованная плитка изготавливается на заводах, на специальных технологических линиях. В отличие от процесса производства вибролитой плитки еще используется специальный пресс для придания высокой прочности и плотности изделию. Прочность такая тротуарная плитка набирает в пропарочных камерах, где подвергается воздействию высокой температуры.

Такая плитка используется для мощения поверхностей автостоянок подъездов, где будет претерпевать тяжелые нагрузки.

Изготовление гиперпрессованной плитки

Гиперпрессованную плитку изготавливают методом полусухого прессования. Изготавливают и ее из цемента и мраморного известняка с добавками минералов и пигментов.

Такое производственное сырье помещают в пресс-формы и подвергают воздействию пресса с давлением до 20 Мпа. Затем, на полученные изделия воздействуют высокой температурой в пропарочных камерах с особым режимом температуры. После чего, полученные изделия просушивают в специальных помещениях с определенным режимом температуры и влажности. Процесс такого производства тщательно отрегулирован и должен соответствовать разработанной технологии во всех тонкостях. Гиперпресованную плитку используют не только для мощения тротуаров, но и для обустройства фасадов.

Изготовление полимерпесчаной тротуарной плитки

Полимерпесчаная плитка – это строительный материал, для изготовления которого используют мелкофракционный песок, который составляет до 75 % тела изделия, полимерную крошку, разного рода красители и модифицирующие присадки.

Для производства сырьевую смесь нагревают до высокой температуры, за счет которой происходит плавление полимерной составляющей сырья, ее перемешивают и формируют под давлением.

двор вымощенный из полимерпесчаной плитки

Полимерпесчаная плитка обладает повышенной морозостойкостью, износоустойчивостью и долговечностью от 40 лет, не впитывает влагу, выдерживает высокие нагрузки как и гиперпресованная тротуарная плитка. За счет своего небольшого веса удобна в работе и не создает дополнительной нагрузки на свое основание. За счет использования полимерных материалов устойчива к воздействию химических и биологических веществ.

Брусчатка. Изготовление тротуарной плитки из природного камня

Тротуарная плитка изготовленная из природного камня – брусчатка, является наиболее дорогостоящим материалом для мощения тротуаров, пешеходной и проезжей поверхностей, в связи с тем что обладает уникальными эксплуатационными свойствами.

Для изготовления тротуарной плитки из природного камня, используют такие горные породы как: мрамор, гранит, травертин, кварцит, песчаник. Подробнее о природном камне в строительстве.

Изделия изготавливают путем распила горных пород с помощью промышленных станков. Размеры плитки могут быть самыми различными, определятся как индивидуально, по заказу, так распил осуществляется на стандартные размеры. Как правило уто размеры сторон: 100х100, 100х200, 200х200, 300х300 мм и толщина изделия 60—80 мм.

Брусчатка различается по способу обработки граней:

Пиленая брусчатка – это изделие с ровными гранями , которые подвергают шлифованию.

Колотая брусчатка – это брусчатка которую изготавливают путем скола частей горной породы, при этом грани камня приобретают необработанный естественный или дикий вид.

Колото-пиленая брусчатка, камень обрабатывается таким образом что верхняя и нижняя поверхности брусчатки колотые то есть имеют вид дикого камня, а грани изделия изготавливаются ровными.

Изготовление клинкерной тротуарной плитки

Клинкерную тротуарную плитку изготавливают как и кирпич из обожженной глины, потому в простонародье ее так и называют – дорожным клинкерным кирпичом.

Для производства клинкерного дорожного кирпича размечают сухую глиняную смесь и очищают, затем разводят с водой. Влажную глиняную массу подвергают давлению через специальные экструзионные отверстия, для удаления влаги и частиц воздуха. Таким образом образуются длинные прямоугольные заготовки, которые нарезают на изделия соответствующего размера. Готовое изделие высушивают несколько дней при температуре до 150° С, обжигают в туннельной печи в течение двух суток.

Клинкерную тротуарную плитку используют для мощения тротуаров, проездов и стоянок автомобилей, для газонов, для отвода воды. Такую плитку производят разнообразной формы и цветовой гаммы.

Резиновая плитка. Производство резиновой плитки

Среди материалов для мощения пешеходных дорожек и площадок следует отметить и резиновую плитку, хотя ее нельзя определить только как тротуарную плитку, поскольку ее широко применяют и для отделки поверхности полов в специализированных помещениях.

тротуарная резиновая плитка

Резиновая плитка производится из резиновой крошки, которую получают при утилизации автомобильных покрышек, обуви других изделий из резины и полиуретана, с добавлением пигментов, которые необходимы для придания нужного цвета изделию. Полученную сырьевую массу подвергают воздействию высокой температуры, перемешивают все добавленные в нее компоненты и выливают изделия в заготовках нужной формы.

площадка вымощенная плиткой из резиновой крошки

Резиновую плитку используют в первую очередь, для покрытия спортивных и детских площадок, лестниц, пандусов для инвалидов, площадок бассейнов и аквапарков, примыкающих к водоемам, используют как напольное покрытие спортивных , тренажерных залов, промышленных зданий.

Резиновая плитка обладает способностью амортизировать, что позволяет избежать травм, она не скользкая, имеет высокую износостойкость, морозостойкость, выдерживает значительные нагрузки. Резиновую плитку просто монтировать и легко демонтировать, не выделяет вредных для здоровья веществ.

Каждая из разновидностей материалов для отделки пешеходных дорожек, тротуаров, уличных площадок и площадей имеет место на свое существование и благодаря своим уникальным качествам будет выполнять свои функции и придавать эстетический внешний вид всему ландшафту будь то приусадебный участок или часть уличной инфраструктуры города.

Читать еще:  Мощение тротуарной плиткой цена

Тротуарная плитка

Тротуарная плитка — современный материал для покрытия тротуаров, улиц, подходов к зданиям. Плитка проста в установке и обслуживании. В отличие от асфальтового покрытия не препятствует растениям в питании водой и газообмене. Она может выдержать большие перепады температур, не плавится от солнца и не выделяет вредные газы.

Содержание

История тротуарной плитки

Производство было изобретено в Голландии в XIX веке. Тротуарная плитка использовалась при строительстве дорог из-за недостатка в стране каменных материалов. После того, как применение такого материала было признано достаточно успешным, производство тротуарной плитки началось и в других странах.

В России брусчатка из искусственных материалов появилась в 1970-х — 1980-х годах. Первоначально использовались массивные железобетонные плиты квадратной и прямогоульной форм. Производство фигурной тротуарной плитки началось в середине девяностых годов XX века, сначала только методом вибролитья. На данный момент это достаточно популярный строительный материал.

Производство

Бетонная тротуарная плитка изготавливается промышленно из смеси цемента, заполнителя и воды [1] .

Тротуарную плитку производят двумя основными методами:

  • вибропрессование сухих смесей;
  • вибролитья.

Вибролитьё

Бетонная смесь укладывается в пластиковую форму. Форма ставится на вибростол (стол с непрерывно вибрирующей поверхностью) и выдерживается на нём некоторое время. После того как бетонная смесь в форме утрамбовалась, форма снимается со стола и выстаивается при температуре 38 градусов около 12 часов, после чего из неё достается готовое изделие.

Бетонная смесь укладывается в пресс-форму (матрицу), которая стоит на станине. Станина непрерывно вибрирует. На смесь сверху начинает давить пуансон (деталь обратная матрице, идеально точно входящая в неё, как поршень в цилиндр) и давит до полного уплотнения смеси. Пуансон тоже непрерывно вибрирует. После этого матрица и пуансон поднимаются, а на поддоне остается готовое изделие. Метод высокопроизводителен и допускает высокую степень автоматизации в производстве тротуарной плитки.

Дренаж

При укладке тротуарной плитки необходимо учесть отвод воды в дренажные системы. Один из распространенных способов — использование поперечного уклона, предполагающего скат воды в дренажные желоба за счёт наклона поверхности тротуарной плитки.

Физические характеристики

Средние характеристики изделий, изготовленных методом вибролитья:

Произведенная методом вибролитья плитка имеет привлекательную глянцевую поверхность.

Средние характеристики изделия изготовленных методом вибропрессования:

  • прочность при сжатии: 400 кг/см 2 ;
  • водопоглощение: 4,9% от объёма;
  • истираемость: 0,39 г/см 2 ;
  • марка по морозостойкости: F200.

Произведенная этим методом плитка имеет шершавую поверхность.

История возникновения тротуарной плитки

Как вы думаете, когда и где придумали бетонную тротуарную плитку? В какой стране первой эту технологию взяли за основу вместо брусчатки из натурального камня? Весь мир должен быть благодарен за появление такого доступного строительного материала, как тротуарная плитка, голландцам.

Первое производство тротуарной плитки

С древних времен люди поняли, что развитие экономики и бизнеса способствуют сети дорог. Жаль только, что в наше время чиновники забывают об этом в гонке за собственным обогащением. Многие из истории помнят, что уже в Римской империи дороги мостили из булыжников.

Добыча натурального камня велась в разных странах не одинаково. В некоторых из них просто отсутствовали залежи. Голландия также начала испытывать острый дефицит натуральных камней в XIX веке. Однако в то время уже была открыта технология производства бетона. Умельцы из Амстердама на рубеже XIX и XX веков решили начать производство бетонных плит маленьких размеров. Чем меньше они были, тем более прочной оказывалось вымощенная дорога. Первая дорога из бетонной тротуарной плитки была проложена в Нидерландах от столицы — Амстердама до города Гарлем. Она считалась торговой, так как по ней в основном ездили обозы с товарами. После этого слава о бетонной тротуарной плитки начала расходиться по другим странам. Все поняли преимущества этого строительного материала перед натуральным камнем. Он был намного доступнее, но обеспечивал практически такую же прочность и долгий срок эксплуатации дорожного покрытия.

История тротуарной плитки в России

Даже каменные дороги появились в России не сразу. Хотя залежей горных пород у нас достаточно практически в каждом регионе, до XVIII века в России использовались практически только деревянные дороги. Просто вырубка леса и обработка древесины были дешевле, чем добыча натурального камня. Например, в столице Российской империи Санкт-Петербурге улицы выкладывали из деревянных шестиугольников. Однако не только дерево использовали на территории России в качестве заменителя натуральных камней. В Кронштадте рядом с Санкт-Петербургом дорожная плитка была изготовлена из чугуна. На территории современной Грузии дороги делали из обожженной глины.

Современная история тротуарной плитки

Со временем были разработаны специальные добавки в бетон — пластификаторы. Они обеспечивают высокую текучесть песчано-цементной смеси, из которой изготавливают тротуарную плитку. Благодаря этому готовые изделия получают высокую плотность и прочность бетона. Это всё является залогом долгой эксплуатации плитки.

Строители перешли на использование тротуарной плитки не только из-за ее дешевизны по сравнению с натуральным камнем, но и из-за ее практичности. Необходимость в точном подборе по размерам камней отпала. Масштабное производство позволяло изготовить элементы одинаковых размеров и одинаковых физических свойств.

Если в ХХ веке в Европе укладка тротуарной плитки практиковалась повсеместно во всех городах, то в СССР дела с этим обстояли иным образом. На заре становления СССР большевики решили, что эффективнее использовать строительный материал подешевле — асфальтобетон. Поэтому в советских городах все улицы и тротуары были уложены асфальтом. Когда СССР развалился, и появилась рыночная экономика, в России вновь начали масштабно применять тротуарную плитку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector