1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что лучше бетон или тротуарная плитка

Забетонировать двор или уложить тротуарную плитку?

Бетон или плитка — что выбрать? Однозначный ответ дать нельзя. Давайте разбираться, какой материал предпочтительнее для укладки на территории частного двора. Для этого мы сравним бетон и тротуарную плитку по таким критериям:

  • дизайн;
  • практичность;
  • долговечность;
  • трудоемкость работ;
  • ремонтопригодность;
  • стоимость.

Затем мы сделаем выводы, что лучше: положить плитку во дворе или забетонировать его.

Дизайн

Бетонное покрытие — серое и невзрачное. При всем желании дизайнеру негде проявить свои таланты. Впрочем, однотонные решения имеют свои плюсы: они могут контрастировать с другими составляющими экстерьера.

Тротуарная плитка во дворе — другое дело. Большое количество форм (от банальных прямоугольников до «катушек»), размеров (от 4 до 50 штук в квадратном метре), цветов (серый, красный, желтый, коричневый). Логично, что с таким разнообразием простор для фантазии намного больше. Кроме того, существует множество схем укладки даже для однотонной плитки одинаковой формы: «волна», «кирпич», «клевер».

Практичность

Летом бетонное покрытие можно подметать и мыть водой из шланга. Учтите, что делать это придется часто: бетон сильно пылит. Лед и снег с покрытия счищают обычными лопатами и ломами.

Частные дворы с тротуарной плиткой в теплое время года моют мыльной водой: она помогает справиться со следами от шин, пятнами от бензина, следами сажи. Чтобы справиться с потеками краски, понадобится специальный растворитель. Зимой желательно пользоваться лопатой из дерева или пластика. Лопата или лом испортят хрупкое покрытие.

Долговечность

Срок службы бетона —5-10 лет, в зависимости от соблюдения технологии укладки и качества самого материала.

Долговечность тротуарной плитки в основном зависит от способа её производства. Вибролитая служит 5-7 лет (цифра, сравнимая со сроком службы бетона), вибропрессованная — до 40 лет. Разумеется, эти цифры актуальны, только если соблюдены технология производства и монтажа.

Трудоемкость работ

Подготовка к укладке тротуарной плитки и бетонированию двора примерно одинаковая. Нужно провести демонтаж старого покрытия, подготовить грунт, обозначить границы, сделать цементно-песочную «подушку». При бетонировании необходим дополнительный этап — армирование. Процесс нанесения в обоих случаях длится 1-2 дня, в зависимости от площади территории.

Однако, после укладки плитки ходить по ней можно сразу же; после бетонирования нужно ждать около 20 дней.

Ремонтопригодность

Бетонное покрытие не подлежит ремонту: если оно испортилось, значит, придется менять его полностью.

Укладка тротуарной плитки во дворе частного дома хороша тем, что при необходимости поврежденный участок можно заменить. Демонтированную продукцию можно использовать повторно (экономия!).

Стоимость

Здесь необходимо учитывать не только цену самого бетона или плитки, но и сумму, потраченную на оплату услуг рабочих. Обычно, итоговая стоимость укладки плитки выше на 30%-150%.

Но разумно учитывать не только единоразовые затраты, но и срок службы выбранного покрытия, его ремонтопригодность. В результате выходит, что забетонировать двор частного дома дороже.

Резюме

Плитка:

  • красивее;
  • дешевле (в конечном счёте);
  • практичнее;
  • долговечнее.

Укладывайте плитку во дворе — не пожалеете.

Тротуарная плитка или бетон

Обратный звонок

Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется

Отправить заявку

Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется

Перед тем, как настелить на дорогу, тротуар или аллею дорожное покрытие, хороший хозяин выбирает материал и технологию его укладки.

В статье вы найдете сравнение покрытия из бетона и тротуарной плитки, узнаете преимущества и недостатки обоих видов.

Для чего дороге покрытие

Чтобы выбрать, чем именно накрывать дорогу, необходимо понять, зачем дороге покрытие. В средневековье дорогами были протоптанные и укатанные колесами телег тропинки и направления. Передвижение по таким дорогам хоть пешком, хоть в телеге не радовало удобством и комфортом. В летнюю засуху дорога пылила, в осеннюю и весеннюю распутицу превращалась в непроходимое болото.

Затем, когда поток грузов по дорогам увеличился, тропы и направления стали облагораживать. В одних местах их заливали местными аналогами бетона, в других мостили камнями или бревнами. Цели этих мероприятий – возможность эксплуатировать дороги круглый год и повысить комфортность передвижения по ним. Некоторые дороги, оставшиеся со времен Римской Империи, все еще хранят каменную отмостку, которую укладывали легионеры и строители.

Перед выбором материала для дорожного покрытия, задайте себе вопрос: какие планы у вас на этот участок дороги, террасы или тротуара? Если вам необходимо обеспечить беспрепятственное движение пешеходов или транспорта, – это одно. Если необходимо сделать красивое покрытие, гармонично вписывающееся в дизайн ландшафта, по которому будут ходить исключительно пешеходы, – это другое. Если необходимо сделать красивое и прочное покрытие, рассчитанное на передвижение людей и автотранспорта (включая средние и тяжелые грузовики), – это третье.

Территория, мощеная брусчаткой

Нет идеального универсального покрытия, которое подходит для любой ситуации. Бетонное дорожное покрытие (при соблюдении технологии) используют для тротуаров и автомагистралей. Ему не страшны даже тяжелые грузовики. Но по внешнему виду такое покрытие уступает даже цветной бетонной тротуарной плитке.

Бетонная тротуарная плитка выдерживает движение и пешеходов и автомобилей, но щебенчато-песчаное основание не выдержит давления тяжелых грузовиков. А стоимость работ по укладке бетонной тротуарной плитки на бетонное основание взвинтит и без того высокую стоимость работ. Использование более дорогой и прочной плитки из натурального камня, клинкера или керамогранита еще больше увеличит затраты.

Преимущества и недостатки бетонного покрытия

Преимущества бетонного покрытия:

  • высокая прочность на излом;
  • высокая механизация всех этапов работ;
  • невысокая стоимость.

Недостаток бетонного покрытия:

  • низкая эстетическая привлекательность.

Бетон используют, когда необходимо соорудить прочное и надежное покрытие дороги или тротуара. Такое покрытие выдерживает высокие нагрузки (интенсивное движение тяжелых грузовиков), но сделать его декоративным и художественным невозможно.

Читать еще:  Затирка для тротуарной плитки

Требования к земляному корыту (траншея, из которой удаляют лишний грунт, чтобы уложить на уплотненную землю подстилающие слои основания) для плитки и бетона одинаковы и зависят от ожидаемой нагрузки. Идентичен расход щебня и песка для участков с небольшой нагрузкой (для пешеходов и редкого легкового транспорта).

На участках с возможным движением тяжелого грузового автотранспорта для укладки бетона не нужно заливать мощную армированную стяжку, а для плитки такая стяжка необходима. Поэтому стоимость подготовительных работ по укладке бетона на участке с движением тяжелого грузового транспорта в 2-5 раз меньше, чем для плитки.

Строительство бетонной дороги

Стоимость работ по укладке плитки превышает стоимость работ по заливке бетона в 1,5-3 раза. Стоимость бетона в 2-5 раз меньше, чем вибропрессованной плитки такого же качества и в 4-10 раз меньше плитки из натурального камня.

Кубометр бетона марки М-300, состав аналогичен тому, который используют для вибролитья и вибропрессования, стоит 3-5 тысяч рублей. Квадратный метр вибропрессованной плитки толщиной 50 мм стоит 350-450 рублей за квадратный метр. В одном кубометре 20 квадратных метров плитки, поэтому стоимость кубометра 7-9 тысяч. Разница почти в два раза.

Преимущества и недостатки тротуарной плитки

  • высокая эстетическая привлекательность;
  • возможность выкладывать рисунки;
  • более высокая стойкость к истиранию и морозостойкость.
  • высокая доля ручного труда;
  • повышенные требования к квалификации и опыту исполнителя;
  • стоимость работ и материала в 3-10 раз выше, чем для бетона.

При изготовлении плитки методом вибролитья и вибропрессования уплотнение бетона качественней, чем при заливке дорожного (тротуарного) покрытия. Ведь плитку изготавливают на специальном оборудовании, уплотняют с помощью вибростола и пресса. Это повышает износо- и морозостойкость готовой плитки по сравнению с застывшей бетонной стяжкой.

Прочность мощеного плиткой участка в первую очередь зависит от основания (подстилающих слоев). Поэтому избыточную прочность плитки невозможно использовать без серьезного увеличения качества основания. Но стоимость таких работ превысит цену стандартной подготовки в 2-3 раза. Если же работы выполняет бригада гастарбайтеров (с минимальным качеством, зато быстро и дешево), то превышение составит 3-8 раз.

Нет идеального материала для покрытия дорог и тротуаров. В одних условиях предпочтительней бетон, в других – вибролитая или вибропрессованная плитка, в третьих – брусчатка из натурального камня. Теперь вы знаете преимущества и недостатки бетона и тротуарной плитки и сможете выбрать тот материал, который больше соответствует вашим целям, ожиданиям и возможностям.

Бетонные тротуары или тротуарная плитка: плюсы и минусы

Почему-то в России совершенно не используется как тротуарное покрытие бетон. Посмотрите, как это выглядит, например,

в Сан-Франциско:

По такому тротуару и пешком, и на роликах, и на скейтбордах достаточно удобно передвигаться. Даже идеально уложенная плитка хуже просто из-за гораздо большего количества швов на квадратный метр, не говоря уж о том, что в этих швах может расти. Для пешехода это некритично. А для скейтера — очень даже.

Кстати, по данным специалистов, в год на каждого жителя США укладывается примерно 0,3 м2 бетонного тротуара, а в Европе — более 30 м2 на человека. И это при том, что, кажется, во всех американских городах тротуары залиты бетоном.

Нет необходимости сравнивать любое бетонное покрытие с натуральным камнем. Понятно, что камень, правильно обработанный и уложенный, — это идеальный вариант. Понятно, что по возможности нужно стараться мостить тротуары именно каменными плитами. В долгосрочной перспективе — это самый не только эстетичный и удобный, но и самый выгодный вариант — просто по причине отсутствия необходимости в обслуживании.

Итак, бетонная плитка или бетон?
Давайте сравним по нескольким характеристикам.

1. Доступность в разных фактурах и цветах:
Плитка: да.
Бетон: да.
И то, и другое можно изготовить практически любой фактуры и любого цвета. В этом они равны.

2. Долговечность:
Плитка: 5–20 лет
Бетон: 5–20 лет
Если качество смеси, защитной пропитки и защитного покрытия одинаковое, то плитка уступает бетону,
если она не армирована.

3. Время на установку покрытия (300 м2) при наличии уже подготовленной поверхности:
Плитка: 7-10 дней
Бетон: 3-4 дня на установку арматуры и укладку + 2-3 дня на высыхание — 7 дней
Здесь очень важна площадь покрытия. Чем она больше, тем больше бетон выигрывает у плитки.
Чем меньше площадь, тем сильнее выигрывает плитка. Ей не нужно время на высыхание.

4. Максимально допустимые нагрузки:
Плитка: пешеходы, эпизодически — легковой транспорт
Бетон: грузовой транспорт
Понятно, что по тротуарам грузовики ездить и не будут. Но сам факт говорит о несравнимо большей прочности,
а значит — долговечности бетонного покрытия.

5. Обслуживание:
Плитка: ежегодное удаление растительности и засыпка песка в швы
Бетон: раз в 3-4 года пропитка для выравнивания цвета покрытия
В России подобные мероприятия обычно вообще не проводятся. Но они необходимы для долгосрочной службы покрытия. Проводить такое обслуживание дешевле, чем делать новое покрытие раз в несколько лет.

6. Стоимость укладки 1 м2 (включая материалы и работу, примерная):
Плитка: 650–1500 руб. (в зависимости от качества плитки)
Бетон: 500–600 руб. (при максимальном качестве смеси)

7. Дополнительные преимущества:
Плитка:
• Удобство демонтажа в случае необходимости;
• Эстетика (лучше смотрится из-за большего количества деталей и оттенков);
Бетон:
• Более удобен для передвижения пешком (особенно — на каблуках), на роликах и скейтбордах и, что важно — на инвалидных колясках;
• Возможность делать идеально плавные переходы между уровнями, любые углы и скосы;
• Возможность наносить спец-покрытия для слепых, а также — любую объемную маркировку, надписи (фотка чуть ниже), обозначения.
• Больше возможностей для контроля качества смеси;
• Большая доступность материала в местах, удаленных от производства плитки.

Читать еще:  Тротуарная плитка для парковки

8. Прочие недостатки:
Плитка:
• Неудобна для передвижения на любых колесных средствах (ну и каблуках, если качество укладки не идеально);
• Неудобство нанесения спец-покрытий и маркировки;
• Невозможность сделать идеально ровные стыки, нужные углы и переходы между уровнями;
• Невозможность (проблематичность) проконтролировать качество изготовления;
Бетон:
• Неудобство демонтажа;
• Менее эстетичен (сильно зависит от плитки, с которой сравнивать);
• Коррупция (всё уже завязано на производстве плитки);
• Неосведомленность чиновников о преимуществах такого покрытия.

В принципе, понятно, что центральные улицы лучше вымащивать натуральным камнем или качественной плиткой. Для остальной части наших городов, а также — для частных территорий бетонное покрытие для тротуаров мне кажется идеальным вариантом.

Посмотрите вот ещё, как может выглядеть бетонное покрытие:

в JFK

на улице в Сан-Франциско

в провинциальном городке

Кому интересна тема, просто погуглите или заютюбте: concrete sidewalk. Фоток, схем, описаний, видео полно.
Тема бетонного покрытия у частных домов раскрыта по запросу: concrete driveway.

Что лучше: выложить тротуарной плиткой или забетонировать?

Как обустроить прилегающую к частному дому территорию – выложить плиткой или забетонировать?

Современные частные домовладения радуют глаз превосходными фасадами, тщательно подобранные цветовые сочетания поражают красотой. Но законченный образ дома создает благоустроенная придомовая территория. Каждому хозяину коттеджа хочется, чтобы его двор выглядел стильно и солидно. Да и дачные участки нынче все больше напоминают тщательно ухоженные сады с небольшими особнячками. Парковка, патио с мангальной зоной, детская площадка и, конечно же, удобные дорожки – на все это в первую очередь обращают внимание гости, когда посещают дом или дачу. Поэтому придомовая территория должна быть в идеальном состоянии.
Какие материалы подойдут для благоустройства? Как правило, разнофункциональные площадки придомовой территории мостят раз и навсегда. Данный факт нужно учитывать при выборе материала, ведь по этим поверхностям придется ходить, ездить на велосипеде и автомобиле, играть с детьми или просто отдыхать в удобном шезлонге. Уличное покрытие должно быть всесезонным, долговечным и практичным. Понятно, что площадка для стоянки автомобиля должна быть прочной; не стоит забывать, что дорожки помимо практичности выполняют декоративную функцию, следовательно должны быть оформлены в соответствии с общим стилем дамовладения. Детская площадка должна быть максимально безопасна и экологична, а если на территории есть бассейн, то покрытие вокруг него должно быть нескользким и стойким к влаге и грибку.

Современный рынок предлагает множество материалов для мощения.

Тротуарная плитка

Тротуарная плитка широко используется для облагораживания площадей, улиц, тротуаров, подъездных дорожек и т. д. И верно, гораздо приятнее идти по двору, вымощенному плиткой, чем по асфальтовому покрытию. И, конечно же, обращаешь внимание на причудливые формы и цвета: шестигранники, волны, веера, брусчатка или классика… Многообразие видов тротуарной плитки позволяет создать множество дизайнерских решений.

Плитка из бетона

Самыми популярными видами покрытия являются брусчатка и тротуарные плиты, изготовленные из бетона методом вибролитья или вибропрессования. Вибролитая плитка имеет привлекательный внешний вид, ровную, гладкую поверхность, широкий спектр оттенков, но подвержена истиранию и обладает низкой морозостойкостью.

Вибропрессованная тротуарная плитка – прочный, долговечный материал, устойчивый к истиранию и низким температурам, имеет шероховатую поверхность.

Преимущества

— на площадке, отделанной бетонной плиткой, не образуются лужи. Многочисленные щели между элементами плиточной поверхности пропускают влагу, обеспечивая дренаж;

— под жарким солнцем покрытие не утрачивает жесткости, не выделяет токсичных веществ;

— наличие щелей в тротуарном покрытии способствует поступлению в почву влаги и воздуха, т.е. не происходит угнетения корневой системы растений;

— обеспечивает доступ к подземным коммуникациям без критического повреждения отделки площадки. Достаточно фрагментарно демонтировать элементы тротуарной плитки на участке работ, а по их завершении – выставить плитку на место;

— данный материал обладает высокими эстетическими характеристиками. Комбинируя бетонную плитку различного размера, цвета и формы, можно получить покрытие с затейливым орнаментом на поверхности.

Клинкерная плитка

Клинкер применяется в производстве отделочных стройматериалов для обеспечения максимальной их прочности. К числу таких материалов причислена и клинкерная тротуарная плитка. В процессе ее изготовления используются глины сланца, в которые добавляют красящие флюсы и оксиды, и все эти компоненты подвергаются одинарному обжигу.

Данный материал идеален для мощения внутренних двориков, террас, садовых дорожек и т. п. Это не просто красивое решение проблем, а вариант обустройства покрытий, который отличается прочностью и устойчивостью ко всевозможным атмосферным воздействиям, огню, гниению, грибкам и т. д.

Полимерная плитка

Полимерная плитка (или песчано-полимерная плитка) дает большое количество вариантов благоустройства городской среды. Она может использоваться для покрытия садовых, парковых и пешеходных дорожек, площадок, в цеховых и складских помещениях, для укрепления откосов, в гаражах и т. д. Такая плитка обладает долговечностью, высокой прочностью, устойчива к воздействию грибков и плесени, к большому перепаду температур (от – 65 до + 200 °С), водонепроницаема.

Изготовление полимерной плитки является одним из наиболее перспективных направлений малого бизнеса. В настоящее время многие предпочитают укладывать данный вид покрытия вместо асфальтовых дорожек.

Плитка из камня

Самый популярный натуральный камень для изготовления тротуарной плитки – гранит. Он стоек к истиранию, имеет высокую морозостойкость, не впитывает нефтепродукты. Гранитная брусчатка изготавливается в карьерах из цельного гранита либо методами раскалывания или выпиливания. Колотая гранитная плитка имеет совершенно разные размеры, что мешает быстрой укладке; распиленная гранитная плитка особо правильной геометрией похвастаться тоже не может: как правило, сильно «прыгает» толщина. К достоинствам такой плитки можно отнести великолепные эксплуатационные характеристики – вымощенные площади древнего Рима на протяжении тысяч лет находится в эксплуатации, и конца срока их службы еще не видно! Но следует учитывать, что пиленная гранитная плитка очень скользкая.

Читать еще:  Сухая смесь под тротуарную плитку

Базальтовая брусчатка прочна и долговечна. Базальтовые кирпичи имеют толщину до 75 мм, их лицевая поверхность может быть гладкой или рифленой.

Тротуарная плитка из древесины

Дорожка, выложенная деревянными шашками, очень органично смотрится на придомовом участке, великолепно сочетаясь с зеленью. Для деревянных дорожек и проездов используют дерево, обработанное пропитками, которые снижают водопоглощение и влияние биологических факторов. Как правило, используют сосновые шашки диаметром 10–15 и 15–20 см. Это поперечные спилы стволов. Также шашки можно изготавливать из дуба, тополя, березы, ольхи.

Резиновая плитка

Резиновая плитка – новый продукт, уже нашедший широкое применение в различных сферах, где требуется специальное покрытие:

* детские игровые площадки;

* спортивные открытые площадки;

* пешеходные дорожки в придомовых территориях;

* площадки возле бассейнов.

Преимущества

— разнообразная форма и текстура. Плитка может быть квадратной, прямоугольной, восьмиугольной. Текстура тоже может быть разной: гладкой или рельефной. А выбор цветов удовлетворит вкус любого покупателя, за счет добавления разнообразных красителей цветовая гамма просто неограниченная;

— резиновая плитка обладает отличной амортизацией, она мягкая, поэтому падение на нее не оставит серьезных последствий;

— простота ухода и ремонта;

— износостойкость и прочность. Плитка не подвержена пагубному влиянию влаги и перепадов температур. Она не трескается и не скалывается, а превосходный внешний вид она сохраняет на весь срок использования.

О толщине тротуарной плитки

Тротуарная плитка толщиной 25–30 мм – это оптимальное решение для обустройства дорожек. Укладка может производиться на щебень, песчаную подушку или, в виде исключения, на бетонное основание. В последнем варианте обустройство дренажа для удаления дождевой влаги обязательно.

Толщина плитки в пределах 40 мм – это один из бюджетных вариантов. Технология укладки аналогична, кроме того, материал может использоваться для отделки придомовой территории.

Материал, толщина которого варьируется в пределах 50 мм, пригоден для паркинга для легкового автомобиля (например, гранитная брусчатка).

Плитка, утолщенная до 60 мм, считается универсальной. Материал может укладываться на дорожное покрытие с неинтенсивным движением грузового транспорта. Для значительных и постоянных локальных нагрузок больше подойдет плитка толщиной 70 мм.

Но можно пойти другим путем — забетонировать двор и дорожки.

Бетонирование

Бетонирование считается экономвариантом для обустройства придомовой территории. Бетонные конструкции очень практичны. К тому же, всю процедуру заливки можно сделать самостоятельно, не прибегая к услугам мастеров. Из основных материалов понадобится бетонный раствор, сетка для армирования и опалубка. На первый взгляд процесс бетонирования очень прост, но не стоит забывать о большом объеме подготовительных работ, без которых не обойтись.

Преимущества бетонного покрытия

— долговечность и большая прочность материала

— хорошее сопротивление воздействию неблагоприятных погодных условий (влагостойкость, морозостойкость и т.д.)

— устойчивость к влиянию механических нагрузок

— возможность изготовить дорожку любой конфигурации (главное, сделать подходящую опалубку)

— возможность выполнить монтаж самостоятельно, без привлечения специалистов

— широкие возможности для декорирования дорожек (во время приготовления раствора можно добавить пигменты любого цвета, либо использовать плиточную мозаику, природный или искусственный камень и т. п.; здесь главное — посадить элементы дизайна и украшения в раствор через несколько часов после заливки)

Этапы работ

1. Планирование. С помощью шнура и кольев разбиваются контуры будущего дорожки или площадки.

2. Подготовка котлована. Бетонирование на участке дорожки, как правило, производится из расчета на небольшую нагрузку: движение пешеходов и велосипедистов, потому толщина слоя бетона составляет примерно 0,1 м. В зависимости от разновидности почвы рассчитывается, сколько нужно подсыпать гравия. Как правило, достаточно подушки толщиной 0,15 — 0,25 м. Также следует спланировать уклон будущего покрытия, чтобы на нем не скапливалась вода. После расчетов выкапываем котлован.

3. Установка опалубки. Для этой цели используется обрезная доска и колья высотой 0,5 м. Они забиваются в грунт через каждые 1–1,5 м по обеим сторонам котлована. Уровнем выставляются вровень. К ним крепятся доски. Если на дорожке планируются закругления (плавные повороты), колышки следует вбить через 0,25–0,3 м, тогда можно легко округлить опалубку.

4. Добавляем слой щебня. Для создания твердого основания следует насыпать в опалубку слой щебня. Для обычной дорожки достаточно слоя в 5 см, а для подъездного пути толщина этого слоя должна быть около 10 см. Далее разравниваем поверхность и при помощи щетки и заполняем пустоты между камнями крупнозернистым песком. Трамбуем это основание.

5. Делаем температурные швы. Чтобы избежать появления трещин на поверхности дорожки из-за перепадов температуры через каждые 1,5 м рекомендуется поставить поперечные доски, толщиной 15 мм, которые при заливке сформируют температурные швы. Они должны стоять вровень и под прямым углом к опалубке длинных сторон.

6. Армирование поверхности. Для того чтобы сберечь будущее покрытие от чрезмерного растрескивания на подушку из гравия укладывается металлическая сетка.

7. Укладываем бетон в опалубку. Цемент, песок и щебень смешиваются в пропорции 1:3:2. Толщина бетонного покрытия должна составлять 5 см для пешеходной дорожки и 10 см — для подъездного пути. Готовый бетонный раствор следует уложить в опалубку и лопатой распределить его к краям и углам – очень важно, чтобы не оставалось воздушных раковин.

8. Просушка. Для того чтобы поверхность дорожки равномерно просохла, ее необходимо плотно закрыть полиэтиленовой пленкой на 5–7 дней.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector