2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГОРЛЕВСКИЙ ВЛАДИМИР — персональный блог

ГОРЛЕВСКИЙ ВЛАДИМИР — персональный блог

Георгиевская ленточка

Насмотревшись на водоемах на трудоемкую (мягко говоря) «процедуру» установки в лодки ПВХ «заводских» составных пайолов, убедившись в их недостаточной эффективности, решил продолжать пользоваться самодельными. Из 10-ти мм. фанеры у меня сделано несколько пайолов разного размера, пропитанных олифой и покрытых грунтом, которые использую в зависимости от водоема и продолжительности нахождения в лодке. Красить по олифе следует масляными красками и сушить при высокой температуре. Грунт серого или черного цвета использую автомобильный, в аэрозольных баллончиках – не скользко и камуфляжный эффект.

В транцевой лодке с мотором пайолы необходимы для обеспечения жесткости лодки, подгоняются точно по размерам днища и при накачивании лодки жестко зажаты бортами. В лодках резиновых или с надувным дном они служат для дополнительного комфорта и защиты днища, поэтому лежат свободно и достаточно закрыть две трети.

При изготовлении цельного пайола для транцевой лодки сначала вырезаем трафарет из ДВП или жесткого картона (упаковка от холодильника), не доходящий на 15-20 см до стыка носового баллона с днищем. Укорачиваем пайол именно в носовой части, поскольку она приподнята и мало оказывает влияния на общую жесткость днища. По трафарету выпиливаем пайол, обрабатываем его торцы наждачкой (кроме узкого, носового), и пытаемся вставить в лодку, уперев широкую часть в транец (баллоны спущены почти полностью). При неудаче прикидываем, на сколько следует обрезать со стороны носа – не спешить, лучше потом ещё один раз обрезать. Затем скруглить углы в носовой части побольше (легче будет вставлять пайол в лодку в холодную погоду), обработать наждачкой, пропитать олифой, покрасить и нанести «средство против скользкости» (я использую автомобильный грунт, дающий «шершавую» поверхность).

Для более жесткой связи пайола с лодкой я две короткие узкие планки внизу транца заменил на одну длинную и более широкую (на фото светлого цвета). В неё же установил на герметик сквозные болты для крепления транцевых плит.

Транцевые плиты

Изготовил их из взятого на авторазборке пластикового бампера битой иномарки. Испытания показали, что выбор материала оказался исключительно удачным:
— упругий, но прочный — гасит ударные нагрузки и этим защищает транец – слабое место надувных лодок;
— легко обрабатывается любым инструментом (ножовка и ножницы по металлу, нож, шило, наждачка);
— выравнивать края, снимать фаски, убирать неровности удобно простым маленьким рубанком;
— форма бамперов дает возможность подобрать нужный профиль: слегка выгнут, обрезиненная отбортовка по внешнему краю;
— не надо красить – и так не ржавеет и красиво смотрится!

Для крепления к транцу взял рояльный шарнир, к которому крепится на болтики-гаечки (с расклепыванием после окончательной примерки) алюминиевая полоса (шина от трансформатора) и транцевые плиты. Стойки транцевых плит сделал из алюминиевых трубок, входящих одна в другую, служат для настройки угла отклонения плит.

Шаг регулировки угла (расстояния между отверстиями в трубках-упорах) должен быть достаточно маленьким, чтобы иметь возможность добиться максимальной скорости при любых условиях плавания (загрузка, течение, ветер и т.п.). Изменение угла отклонения плит при такой конструкции занимает буквально 2-3 минуты, а эффект может быть очень значительным.

Читать еще:  Как отрегулировать фасады кухни

При спуске лодки на воду неспешная установка транцевых плит занимает около 5 минут и сводится к закручиванию 6-ти гаек. Для ускорения и большего удобства сделал специальный ключик из торцовой головки, гайки с шайбами хранятся на магните вместе с ключом – всё под руками.

При изготовлении любых конструкций для моторной лодки надо всегда помнить о вибрации – все гайки без гроверных шайб, герметика или резиновых стопоров рано или поздно откручиваются и теряются. Поэтому на торцах болтов крепления плит использую отрезки резинового шланга, которые кроме этого служат ещё для:
— защиты лодки от повреждений болтами при сворачивании лодки;
— защиты от воды и повреждений резьбовой части болтов.

Гидрокрыло

Удлинитель румпеля

Весла

Банки (сиденья)

Манометр

Для лодок с мотором давление в баллонах имеет первостепенное значение. Как оказалось, достигнуть рекомендуемого производителем давления в 0,2 Бар (150 мм. рт. ст.) штатным насосом-лягушкой невозможно по определению. Странно, что производители лодок комплектуют их насосами с заведомо не достаточными характеристиками.

Для использования автомобильного компрессора изготовил переходник со штуцером для контрольного манометра, который взял от старого тонометра. Это очень точный прибор и потребовалось лишь отметить на шкале нужное давление – 150 мм.рт.ст. Манометр с переходником соединил резиновой трубочкой от того же тонометра. Так оказалось гораздо удобнее и безопаснее: переходник присоединять к клапанам лодки можно в любом положении – шкала манометра всегда хорошо видна.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Транцевые плиты

Транцевые плиты — элемент регулирования положения судна в воде, помогающий скорректировать движение лодки, сохранив угол дифферента . Механизм плит частично нивелирует влияние ветра, течения, перегрузки. Разберемся подробнее.

Плиты различаются по нескольким параметрам и характеристикам. Первое — это вид приводной системы. Тут всё очень просто . Есть гидравлическая (она более старая), и есть электрическая (более новая).

Сразу о разнице. Первая, объективно, менее экологична. В гидравлике бегает масло, которое при незначительной деформации может покинуть привод. Поэтому иногда необходимо следить, чтобы всё было на своих местах: добавлять или менять масло, смотреть за подтеками. Среди преимуществ отметим относительную дешевизну комплекта плит. «Дешево и сердито».

Куда приятнее использовать электрическую версию. Никакого масла. Установка на лодку проста: делаем несколько отверстий в корме, кидаем проводку и, вуаля, готово. Обслуживать тоже практически не нужно — главное хорошо загерметизировать отверстия, а дальше грамотно управлять плитами. К слову, это отличный вариант для тяжелых лодок и моторных яхт.

Достоинства и недостатки наличия транцевых колес

Транцевые колеса, установленные на лодке ПВХ, имеют ряд преимуществ. Например:

  1. Появляются дополнительные удобства в процессе эксплуатации.
  2. Лодка приобретает новые технические качества.
  3. Повышается функциональность плавсредства.
  4. Транцевые колеса занимают мало места.
  5. Экономится полезное время, связанное с перемещением лодки.
  6. Повышается мобильность изделия.
  7. Простота устройства и крепления.
  8. Наличие колес не влияет на управляемость лодкой.
  9. Дополнительный срок службы приспособления.
Читать еще:  Что такое плавная регулировка скорости в блендере

К недостаткам их наличия следует отнести:

  1. Если их покупать, то они дорого стоят.

Решить этот недостаток поможет самостоятельное изготовление столь полезного приспособления.

Как выбрать подходящий тип колес

От правильного выбора транцевых колес для ПВХ лодки, зависит простота их монтажа, удобство эксплуатации при транспортировке и в моменты, когда в них нет необходимости. При выборе нужно учитывать следующее:

  • Тип транца. Если транец с прямой гладкой поверхностью, на него можно легко устанавливать модели любых конструкций. Транцы с выступами, неровностями на поверхности потребуют дополнительных вставок, прокладок под фланцы, крепежные элементы.
  • Транец по ширине. Лодкам с узким транцем больше подойдут модели со съемным механизмом, так как они будут мешать в собранном состоянии, когда плав средство находиться в воде. Широкий транец позволяет устанавливать любой тип колес.
  • Транец по высоте. Этот параметр стоит особенно учитывать если лодка с НДНД. Низкий транец, выступающая часть дна потребуют выбора колес, с длинной изогнутой стойкой.
  • Общий вес лодки в снаряженном состоянии. Для лодок весом более 80 кг, требуется выбирать колесные конструкции с мощным, нержавеющим фланцем, жесткой стойкой.
  • Колесная стойка. Для лодок НДНД больше подходят изогнутые стойки. Прямые будут упираться в выступающее дно.
  • Колеса. Если лодка перемещается по сухим, болотистым, каменистым, поросшим участкам, лучше выбирать надувные модели. Также стоит учесть их диаметр. Большие и широкие лучше преодолевают препятствия.
  • Качество. Для долгой эксплуатации необходимо выбирать варианты с конструктивными элементами из нержавеющей стали. «Нержавейка» выдерживает высокие нагрузки, не окисляется от воздействия соленой, пресной воды.

Подготовка к установке транца

Транец навесной для ПВХ лодки

Для того, чтобы надежно и правильно закрепить транец под мотор на лодке из ПВХ понадобится:

  • Навесной транец;
  • Две пары леерных шайб;
  • Клей для лодки ПВХ;
  • Растворитель;
  • Кисточка;
  • Строительный фен.

Здесь можно найти леерные шайбы – специальные пластиковые насадки с отверстием. Их приклеивают на лодочный клей для ПВХ ткани.

Навесной транец бывает различных марок. Чаще всего производитель лодок ПВХ предлагает собственный ассортимент навесных транцев, которые подойдут к определенным моделям надувных ПВХ лодок.

Они отличаются по функционалу, например, бывают складными или регулируемыми по наклону.

Также встречаются модели для маломощных моторов до 5 лошадиных сил или транцы под двигатели до 15 л/с.

Материал транца не имеет особого значения. Производители выпускают транцы из пропитанной водостойкой эмульсией фанеры или пластика.

Что удобнее для установки на лодку ПВХ – транец фанерный или пластиковый- решать непосредственно владельцу лодки, исходя из бюджета, особенностей эксплуатации, мощности мотора и личных предпочтений.

Обычно транец от производителя уже поставляется в комплекте со всей необходимой фурнитурой для установки и закрепа.

Но, если транец изготавливается собственноручно, то необходимо запастись леерными шайбами и металлическим каркасом.

Читать еще:  Как регулировать вытяжку в ванной

Для установки на корму леерных шайб понадобится клей для ПВХ.

Можно воспользоваться ремонтным комплектом, который предоставляется вместе с лодкой, или купить клей для лодочной фурнитуры отдельно.

Требования

Тип днища, размеры транца, внешний вид или способ крепления колес могут быть различными. Несмотря на это, существуют универсальные требования, которых следует придерживаться, чтобы колеса были не только функциональными, но и не повредили материал ПВХ. Тем более, что схема установки всех типов устройств идентична.

  • Транцевые колеса, стойки которых имеют изгиб, необходимо устанавливать так, чтобы ось была как можно ближе к центу тяжести. Изгиб стойки должен быть направлен откормы к носу лодки, а не назад. В таком случае на колеса будет приходиться основная нагрузка, что позволит снизить усилия тех, кто производит перевозку.
  • Между поверхностью покрышки колеса и днищем лодки должно быть определенное расстояние. В непогоду при перевозке грязь может налипать на колесе. Этот зазор необходимо для возможности вращения колеса, независимо от поверхности. Как минимум, он должен составлять 20 мм.
  • Смещать фланцы к самому нижнему краю транца нельзя. Между нижней точкой крепления и краем транца должно быть расстояние не менее 5 мм. Учитывая постоянные нагрузки и не слишком высокую прочность многослойной фанеры при попадании на нее воды, это расстояние увеличивают по максимуму. Точное значение зависит от длины стойки колеса.
  • Устанавливая стойки, рассмотрите вариант складывания колес, даже если в данный момент используются быстросъемные устройства. При складывании колесо не должно цеплять за баллон лодки. С другой стороны, колеса следует развести максимально, так как при этом увеличивается устойчивость на твердой поверхности. Расстояние между колесом и баллоном не менее 10 мм.
  • Еще одно требование не связано с соблюдением размеров. Это правило ориентирования стойки колеса. Во-первых, она должны быть строго вертикальной. Во-вторых, для отличия правой стойки от левой пользуются следующим правилом: стойка устанавливается так, чтобы колесо было обращено к баллону, а не к мотору.

Варианты положений

Покупка готового транца – оптимальное решение проблемы с мотором

Жесткое крепление

Как бы ни были хороши самоделки, но все же лучше использовать приспособления, изготавливаемые в промышленных масштабах на заводском оборудовании.

Тем более, что современная промышленность предлагает готовые комплекты для лодок ПВХ, цена которых вполне приемлема.

Своими руками остается только надежно приклеить крепежные элементы и правильно установить навесной транец.

Комплект, состоящий из каркаса, жесткого элемента и крепежных приспособлений, похожий на рассмотренный выше, обойдется владельцу недорого – его цена составляет примерно 2000 рублей.

Усиление изделия

Что касается варианта жесткого крепления с использованием шнуровки, то такой комплект также можно купить в интернет-магазине по цене 600-800 рублей.

Не стоит забывать, что даже выполнив усиление, подобные жесткие крепления нельзя использовать с моторами, мощность которых превышает 3,5-5 л.с.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector