602 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кустарники в детском саду

Консультация для педагогов «Озеленение участка для прогулок деревьями и кустарниками»

Ольга Владимирова
Консультация для педагогов «Озеленение участка для прогулок деревьями и кустарниками»

РМБДОУ «Детский сад «Солнышко»

П. Первомайское Знаменский район Тамбовская область

Консультация для педагогов

Озеленение участка для прогулок деревьями и кустарниками

Воспитатель старшей группы

Владимирова О. А.

П. Первомайское, 2018 год

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

Участок — это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т. д., что необходимо предусмотреть при его организации. Он должен отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится детский сад.

На участке располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных и птиц.

Участок огораживают забором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1—3 ряда.

Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность, солнечная радиация.

При планировке участка необходимо бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следует. Если деревья затеняют здание, лучше пересадить их в другое место. С разрешения местного общества охраны природы можно удалить с участка деревья и кустарники, если они по какой-то причине (ядовиты, имеют колючки) опасны для здоровья детей.

При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка,следует учитывать следующие требования:

— для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения;

— они должны быть разнообразны по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.

Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.

Деревья размещают группами, аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев и кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек. Деревья, посаженные группой, дают тень в течение всего дня, защищают детей от солнца.

Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов. Вместе с тем необходимо продумать удобное место для деревьев, за которыми дети будут наблюдать в течение всего года. К этим деревьям должны быть удобные подход и место, где можно расположить всех детей во время наблюдения.

Кроме деревьев, на участке детского сада выращивают различные кустарники: сирень (обыкновенная и венгерская, садовый жасмин, бересклет бородавчатый, облепиха, калина обыкновенная, жимолость (обыкновенная, кавказская, татарская, каприфоль, спирея, форзиция и т. д.

При посадках учитывают ориентацию окон групповых помещений, веранд. В средней полосе, где помещение не требует защиты от солнечных лучей, а также с южной, юго-восточной и юго-западной сторон необходимо сажать лиственные деревья на расстоянии не менее пятикратной их высоты. При ориентации окон на восток — на расстоянии высоты полного роста дерева.

В южных районах, где помещение необходимо затенять, чтобы защитить его от перегревания, деревья и высокие кустарники следует размещать ближе к зданию.

Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди 0,75—1,0 м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда. Для живой изгороди рекомендуется использовать такие деревья: бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня и т. д. ; кустарники: акация (желтая, белая, лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкновенный, боярышник, кизильник блестящий и т. д.

Групповые участки отделяют друг от друга также зеленой изгородью.

В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используют вьющиеся растения у зданий, оград; создают специальные решетки, галереи, арки (перголы) для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр и занятий детей, защитить их от ветра.

Для вертикального озеленения широко используются виноград (дикий, амурский, жимолость (каприфоль, клематисы, а также травянистые растения — душистый горошек, ипомея, бобы садовые, настурция

Деревья сажают не ближе 5 м от зданий, 2 м от подземных коммуникаций и 10 м от края дорожек. С южной стороны количество деревьев, используемых для затенения, увеличивают, а от рядовых посадок кустарников отказываются, так как они вызывают застой воздуха.

На групповых площадках детей младшего возраста устанавливают беседки, навесы, манежи, шведские стенки, создают уголок живой природы.

Ребятам постарше (3—7 лет) устанавливают качели, устраивают огород, плодово-ягодный сад.

Для озеленения детских садов рекомендуется следующий ассортимент деревьев и кустарников:

деревья высотой более 20 м — липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз обыкновенный, береза бородавчатая, дуб красный, каштан конский, лиственница сибирская, ели колючая и обыкновенная;

высотой 10—20 м— ива белая, туя западная;

кустарники высотой 5—8 м — сирень обыкновенная, привитая и венгерская, клен, вяз кустовой;

высотой до 2,5 м — чубушник, спирея калинолистная, акация желтая; высотой 1—2 м — можжевельник сибирский, вишня песчаная, смородина черная и альпийская.

При озеленении территорий любых детских учреждений следует обязательно использовать хвойные деревья и кустарники, так как именно им отводится главная роль зимой.

Надо полностью отказаться от применения растений ядовитых, с шипами, с колючками, с несъедобными плодами.

Растения не должны: содержать в корнях, стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ; выделять в воздух большого количества фитонцитов, эфирных масел, вызывающих отравление и поражение различных органов; вызывать аллергических заболеваний.

Групповые площадки младших (ясельных) групп должны приближены к зданию и имеют с ним непосредственную связь через навесы, которые предназначены для дневного сна и игр детей на свежем воздухе.

Ассортимент деревьев и кустарников:

Название пород Возраст, лет Примечания

Деревья по периметру участка (липа мелколистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз и др.) 12 — 16 с комом Д = 0,8 м Н = 0,6 м

Деревья лиственные в группах (береза бородавчатая, рябина обыкновенная, каштан конский, черемуха Маака, ива белая, липа, клен, вяз, ясень и др.) 12 — 16 то же, кроме березы

Деревья плодовые (яблоня, груша, слива, вишня) 8 — 11 с комом 1,0 х 1,0 х 0,6

Деревья хвойные (лиственница сибирская, ель колючая, ель обыкновенная) 12 — 16 с комом 1,0 х 1,0 х 0,6

Кустарники для групп (чебушник, спирея дубраволистная, сирень, форзиция, клен гиннала, роза Ругоза, дерн белый и др.) 3 — 5 без комма 4 м

Кустарники для живой изгороди (пузыреплодник, боярышник, смородина альпийская, дерн белый и красный, кизильник блестящий, акация желтая) 3 — 5 то же на 1 пог. м, шт.

Цветники на 1 м

1. В таблице ассортимента приведены основные породы деревьев и кустарников, которые можно применять при озеленении участков средней полосы России.

2. Колючие кустарники применять только для внешнего ряда периметральной живой изгороди.

На площадках предусмотрено создание различных навесов, при которых обязательны кладовые для хранения игрушек, мебели, конструкторов и инвентаря.

Зона зеленых насаждений включает: огород-ягодник, живую изгородь, групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, вертикальное озеленение здания и теневых навесов, декоративные растения, цветники и газоны, а также газонное покрытие игровых площадок. Площадь озеленения участка принята, не менее 40 % его общей площади.

При проектировании участка учитывается его конфигурация и существующие перепады рельефа, которые определяют виды используемых деревьев, кустарников и цветов Для разнообразия пространственной среды игровых площадок возможно создание микрорельефа из грунта (альпийские горки).

Для детей большую роль в познании природы и ее законов играет «огород»участок, который представляет собой естественную природную лабораторию, место трудового воспитания.

Спортивная и хозяйственная зоны желательно изолировать с помощью живой изгороди из деревьев и кустарников.

Перед фасадом здания размещают площадку для проведения торжественных линеек, основная роль в ее оформлении отводится цветам.

Каждая зона отделяется от других зон полосой посадок деревьев и кустарников шириной 3— 5 м. Чтобы деревья и кустарники не затеняли здание, их высаживают не ближе 10 м, а кустарники — 5м от стен. Расстояние от деревьев до кустарников не менее 0,75 м.

Читать еще:  Украшаем веранду в детском саду своими руками

Защитная полоса из деревьев и кустарников по периметру участка имеет ширину со стороны улиц и транспортных проездов 4—6 м, а на остальных участках — не менее 1,5 м. Для инсоляции плодового сада в течение всего дня декоративные деревья не высаживают ближе чем в 12 м от плодовых насаждений.

Озеленение участков детских учреждений должно создавать обстановку, способствующую отдыху детей, в непринужденной форме давать информацию, помогающую прививать трудолюбие, бережное и рациональное отношение к природе.

Благоустройство и озеленение участка в детском саду. Создание эмоционально-благоприятных условий для детей Благоустройство и озеленение участка в детском саду Грибенникова Яна Николаевна группа «Львенок» МБДОУ «Детский сад № 34» Цель: Создание.

Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой» Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за деревьями и кустарниками зимой» Цель: расширять и углублять знания о растениях. Задачи:.

Конспект прогулки «Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками» Цель прогулки:Учить детей видеть красоту ярких красок весны; познакомить с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев] (цветение);.

Конспект прогулки «Наблюдение за деревьями и кустарниками» с экспериментированием ЦЕЛИ: учить узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам ; формировать представления о корне как части растения,.

Конспект прогулки «Наблюдение за кустарниками и деревьями» ЦЕЛЬ ПРОГУЛКИ: Учить детей узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам; формировать представления о корне как.

Консультация для педагогов «Методика организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОО» консультация для педагогов «Методика организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОО».Экскурсии — один из основных видов занятий.

Консультация для педагогов «Организация прогулок зимой» Вопросы охраны жизни и здоровья детей на прогулке в зимний период При организации прогулок в зимний период возрастает травмоопасность,.

Консультация для родителей «Удобная одежда для прогулок» Консультация для родителей «Удобная одежда для прогулок» Одежда для прогулок должна быть подобрана таким образом, чтобы ребенок мог одеться.

Оформление участка «Озеленение и украшение» Воспитатель может многоеЕжегодно, после того как сойдет снег, подсохнут участки, задачей, а еще лучше сказать желанием каждого воспитателя,.

Прогулка в подготовительной группе «Наблюдение за деревьями и кустарниками» 23.01.2015 г Провела Магамедкеримова Д. Д Прогулка в подготовительной группе Наблюдение за деревьями и кустарниками Цель: расширять и углублять.

Какие растения разрешено сажать на территории доу. Насаждения на участках детских учреждений

Территория детского сада делится на несколько зон. На территории находятся некоторые хозяйственные постройки. Здесь должна быть общая для всего садика спортивная площадка, сад, огород и цветники, за которыми также ухаживают все вместе. У каждой группы должен быть свой участок для прогулок. Территория городского детского сада рассчитывается по количеству детей, она не должна быть меньше 35 кв. м на ребенка. Территория сельского детского сада может быть и меньше, в зависимости от условий. Санитарные нормы определяются СанПиНом 2.4.1.2660-10

Все, что находится на территории садика, должно быть безопасно для детей. Хозяйственные постройки и хозяйственная площадка, на которую приезжают машины с продуктами или мусоровозы, должна находиться на достаточном расстоянии от групповых участков. Детский сад должен быть огорожен. Забор должен быть высотой не менее полутора метров. Садик можно огородить деревянным или металлическим забором, а также живой изгородью. Растения живой изгороди не должны быть колючими или ядовитыми.

На каждом участке должна быть веранда для того, чтобы дети не находились целый день на солнцепеке. Веранда играет и организующую роль, она обозначает место, поблизости от которого должны находитья малыши. На веранде находится скамейка, поместиться на ней должны все дети. Летом занятия нередко проводятся на улице, и нужно, чтобы в них участвовать могли все. Если есть возможность мыть уличные игрушки на территории садика, то на веранде может стоять шкаф для этих игрушек.

На каждом участке должна быть песочница. Песок должен быть чистым, его необходимо менять 1-2 раза в год. После прогулки и утром воспитатель приводит песочницу в порядок — подметает скамеечки и вскапывает песок горкой.

Помимо оборудования, стоящего на спортивной площадке, должно быть и физкультурное оборудование на каждом групповом участке. Как правило, это лесенки и лианы. Могут стоять качели и небольшие карусели. Все оборудование должно быть исправно и прочно установлено. Как правило, качели и лесенки вкапывают в землю.

Групповые участки обычно не огораживают, но между ними могут быть живые изгороди. Вообще зелени следует уделять большое внимание. Она не только украшает территорию. Летом дети не должны все время находиться на солнцепеке, в то же время они не могут постоянно сидеть на веранде, поэтому тени от деревьев должно быть достаточно. Как правило, в садиках сажают лиственные деревья. Они могут располагаться аллеями, группами или по одному. Группы деревьев и одиночные посадки не должны представлять угрозы безопасности детей. Необходимо использовать деревья с мощной корневой системой, поскольку одиночное дерево при сильном ветре может упасть.

Особое внимание следует уделить цветникам, саду и огороду. В общий и групповые цветники необходимо подбирать растения, способные цвести с весны до поздней осени. Они должны быть неприхотливыми, чтобы за ними могли ухаживать и дети. Что касается огорода, то там у каждой группы должна быть своя грядка, на которой выращиваются растения, предусмотренные Программой воспитания в детском саду.

Все оборудование на участках необходимо своевременно ремонтировать. На крышах веранд не должно быть протечек, на физкультурном оборудовании не должно быть сломанных металлических деталей и острых углов.

Т ерритория детского сада

Цветы, как люди, на добро щедры,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры.

Лето – прекрасная пора: светит яркое солнышко, цветут разные цветы, поют птицы. А когда смотришь на бабочек, порхающих около цветков, на душе становится радостно. Так и хочется воскликнуть: «Как прекрасна эта жизнь!».

Наш детский сад «Почемучка» огорожен высокими деревьями, которые создают приятную прохладу летом.

При входе в садик детей встречает большая клумба пестрых цветов и растений. Дети, видя такую красоту, с большой радостью направляются на участок.

На территории нашего детского сада расположены спортивно-оздоровительная зона, зеленая зона для совместных игр, учебно-опытный участок, участок цветника, хозяйственные постройки, пожарный гидрант. Все перечисленные зоны территории образовательного учреждения активно используются в учебно-воспитательном процессе МАДОУ.

Учебно-опытная зона представлена зоной, где растут деревья, кустарники (живая изгородь), цветковые растения (клумба) и непосредственно учебно-опытным дошкольным участком. Зеленая зона — любимое место для совместных игр воспитанников и проведения различных мероприятий с воспитателями и педагогами МАДОУ. Эта зона пользуется успехом в любое время года. Здесь проводятся занятия по окружающему миру, мероприятия летнего и зимнего периода, познавательные экскурсии. Ежегодно на территории зеленой зоны производится подрезка кустарников, облагораживание клумбы, обрезка сухих веток деревьев, скашивание травяного покрова зоны.

Весной 2015года натерритории МАДОУ были посажены разноцветные петуньи, бархатцы и цинии. Высадка цветковых растений, на территории установка декоративных элементов, выполнены из подручных материалов (пластиковые бутылки, автомобильные шины дерева и пр.).

Воспитатели нашего садика – увлеченные своей работой люди. На каждом участке они организовали композиции. Например, композиция, которую собрали специалисты МАДОУ, состоит из собой колодца, коня, скамейки с сидящими на ней дедушки и бабушки, возвращает нас в прошлые века и рассказывает о жизнедеятельности наших дедушек и бабушек. А композиция «Африка» — это пальма и веселая зебра встречает детей по утрам. Она привлекает к себе людей, любящих помечтать и пофантазировать. Эта композиция прививает любовь детей к животным, а также чувство бережного отношения к природе. Также на участке имеется композиция пчелиных ульев, подготовительной группы. Дети с удовольствием общаются с пчелками, трогают их и задают различные вопросы. Участок 1 младшей группы №2, встречает детей поле подсолнухов. Композиция на летней веранде переносит нас в один из одноименных любимых детьми мультсериалов «Смешарики» группы №1. Каждый участок нашего детского сада по своему оригинален и красив.

На участке расположен овощной сектор, в летний период на котором выращиваются тыква, морковь, укроп и петрушка. Летом воспитанники старших групп совместно с воспитателем с удовольствием проводят практические занятия, ухаживают за огородом.

Физкультурно-спортивная зона образовательного учреждения представлена гимнастической площадкой с турниками и полосой препятствий. Указанная зона используется для проведения уроков физической культуры, соревнований по легкой атлетике, эстафет, проведения тренировок, различных праздников, дней здоровья. Территория физкультурно-спортивной зоны окружена декоративными кустарниками.

В воспитательном процессе, территория детского сада активно используется в различные времена года. Проводятся трудовые работы с воспитанниками старших групп, экскурсии и практические работы на занятиях окружающего мира, занятия физической культуры, прогулки, мероприятия по формированию ЗОЖ, торжественные мероприятия. А зимой на нашем участке вырастает городок из ледяных фигур. Детей встречают сказочные герои, как Маша и Медведь, Колобок, Репа, Крокодил Гена, Трое Поросят и т.д. Дети разглядывая эти сказочные фигуры, возвращаются в мир сказок и волшебства.

Читать еще:  Выбор детской кровати

Для работы на нашем детском саду сотрудникам разработаны инструкции по технике безопасности и правилам поведения во время работы на участке, во время занятий физической культурой, проведения массовых спортивных мероприятий. Правила поведения на территории МАДОУ являются обязательными для выполнения всеми участниками образовательного процесса.

С целью благоустройства территории образовательного учреждения, кроме бюджетных средств, привлекается помощь от родительского комитета.

Родительский комитет каждой группы оказал большую помощь в облагораживании дошкольного образовательного участка: поделки из дерева, подставки для растений, декоративные решетки были сделаны руками родителей наших воспитанников. Облагораживание, благоустройств детского сада — важная часть воспитательного процесса. Детский сад — это место, где дети проводят большую часть дня и оно должно быть удобным и комфортным. Именно к этому стремятся все участники образовательного процесса нашего детского сада.

Детские сады и ясли, как правило, располагают непосредственно у жилья на внутриквартальных территориях. Участок должен быть хорошо освещен, сухой, с естественным стоком дождевых и талых вод. В типовых проектах зданий детских учреждений зеленым насаждениям отводят важную роль в создании своеобразного архитектурного ансамбля.

Для защиты участка от ветра, шума, пыли по периметру создают живую изгородь из рядовых посадок деревьев и кустарников, увеличивают ширину полосы со стороны проездов. Площадки для занятий детей различных возрастных групп изолируют друг от друга с помощью естественных зеленых стен. Свободно размещенные взрослые деревья должны создавать затененные на протяжении всего дня части площадок, но при этом не затенять здание детсада-яслей, огород, бассейн. Деревья сажают не ближе 5 м от зданий, 2 м от подземных коммуникаций и 10 м от края дорожек. В южных районах количество деревьев, используемых для затенения, увеличивают, а от рядовых посадок кустарников отказываются, так как они вызывают застой воздуха.

На групповых площадках детей младшего возраста устанавливают беседки, навесы, манежи, шведские стенки, создают уголок живой природы. Ребятам постарше (3-7 лет) устанавливают качели, устраивают огород, плодово-ягодный сад, сооружают плескательный бассейн. На физкультурной площадке размещают оборудование для лазания, прыжков, подвижных игр. Легко трансформирующиеся малые архитектурные формы располагают на газоне.

деревья высотой более 20 м — липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз обыкновенный, береза бородавчатая, дуб красный, каштан конский, лиственница сибирская, ели колючая и обыкновенная; высотой 10-20 м- ива белая, туя западная;

кустарники высотой 5-8 м — сирень обыкновенная, привитая и венгерская, клен гиннала, вяз кустовой; высотой до 2,5 м — чубушник, спирея калинолистная, акация желтая; высотой 1-2 м — можжевельник сибирский, вишня песчаная, смородина черная и альпийская.

При озеленении территорий любых детских учреждений следует обязательно использовать хвойные деревья и кустарники, так как именно им отводится главная роль зимой.

Надо полностью отказаться от применения растений ядовитых, с шипами, с колючками, с несъедобными плодами.

Растения не должны: содержать в корнях, стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ; выделять в воздух большого количества фитонцитов, эфирных масел, вызывающих отравление и поражение различных органов; вызывать аллергических заболеваний.

А- деревья лиственные;
Б — деревья хвойные;
В- кустарник в группах;
Г- кустарник колючий;
Д- цветники;
Е- газон;
Ж — грядки для овощей;
1 — здание детского сада-яслей;
2-теневые навесы;
3-площадки для детей ясельного возраста;
4 — площадки для детей 3-7 лет;
5 — спортивная площадка;
6 — площадки для сушки белья;
7 — велосипедная дорожка;
8- асфальтовое дорожное покрытие

В проекте генплана яслей-сада, разработанного для г. Горького (архит. Л. М. Ушакова), площадь участка равна 8300 м2 и принята из расчета 30 м на одно место. Для детей ясельного и младшего дошкольного возраста предусмотрены групповые площадки, дифференцированные по площади в зависимости от возраста детей: от 1 года до 2 лет — 100 м, от 2 до 3 лет — 150 м, от 3 до 4 лет- 180 м. Групповые площадки младших ясельных групп приближены к зданию и имеют с ним непосредственную связь через навесы, которые предназначены для дневного сна и игр детей на свежем воздухе. Групповые площадки для детей дошкольного возраста (4 до 7 лет) заменены на тематические и специализированные по видам деятельности детей, размер площадок по 220 м. Размещение и планировка предусматривает возможность их объединения в игровое пространство для проведения праздников, спортивных развлечений и соревнований. Для данного участка принят следующий набор 7 площадок для детей дошкольного возраста: тематические: для творческих игр- «театральная»; для сюжетно-ролевых игр — «космическая»; для подвижных игр — «приключенческая», «транспортная», которая предназначена для изучения правил дорожного движения; специализированные: площадка для изо деятельности и занятий, физкультурная.

На тематических и специализированных площадках предусмотрено создание различный по композиции навесов, при которых обязательны кладовые для хранения игрушек, мебели, конструкторов и инвентаря.

ДЕРЕВЬЯ ЛИСТВЕННЫЕ
ДЕРЕВЬЯ ХВОЙНЫЕ
КУСТАРНИКИ В ГРУППАХ
КУСТАРНИКИ В ЖИВОЙ ИЗГОРОДИ
ГАЗОН
НОМЕР ПО АССОРТИМЕНТУ
КОЛИЧЕСТВО, ШТ.
ЦВЕТНИКИ ИЗ ЛЕТНИКОВ
ЦВЕТНИКИ ИЗ МНОГОЛЕТНИКОВ
ДЕРЕВЬЯ ПЛОДОВЫЕ

Зона зеленых насаждений включает: огород-ягодник, живую изгородь, групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, вертикальное озеленение здания и теневых навесов, декоративные растения, цветники и газоны, а также газонное покрытие игровых площадок. Площадь озеленения участка принята из расчета 17 м на одно место, но не менее 40 % его общей площади.

1 — крупные деревья;
2 — бассейн с влаголюбивыми растениями;
3 — зооуголок;
4 — коллекция растений местной флоры;
5 — альпинарий;
б — скамьи;
7 — площадка для занятий на свежем воздухе;
8 — лестница

Благоустройство территории детского сада

Территория, прилегающая к детскому саду, должна быть безопасной для малышей, способствовать хорошему отдыху и правильному развитию. И способствовать этому в первую очередь должен правильно сформированный ландшафт детского сада. На территории дошкольного учреждения обязательно должны присутствовать такие элементы, как:

  • зелёные насаждения;
  • аллеи, дорожки, тропинки;
  • павильоны, беседки;
  • игровые и спортивные площадки.

Зелёные насаждения

Прежде всего, отметим, что на территории детского сада не стоит высаживать растения, способные создать неблагоприятный микроклимат (к примеру, дающие пух тополя) и несущие опасность для малышей (например, волчеягодник). Прилегающую к детскому саду территорию следует полностью очистить от сорных растений, представляющих опасность для детского здоровья – токсичной белладонны, белены, дурмана, колючего чертополоха и т.п.

В идеале ландшафтный дизайн территории детского сада должен стать базой для первоначального ботанического образования, здесь можно высаживать и характерные для данного региона деревья, цветы и кустарники, и редкие растения и настоящую экзотику. Причём желательно, чтобы растения присутствовали в ландшафте сада в нескольких экземплярах – так они лучше запомнятся малышам.

Очень уместны не территории детского сада хвойники – они очищают и оздоравливают воздух. Но сажать колючие растения лучше подальше от игровых площадок, например, у ворот или у центрального входа в здание. Один из самых уместных детсадовских хвойников – это ель, которая в преддверии Нового года будет наряжена и создаст праздничное настроение не только у детей, но и у взрослых.

Лиственные деревья на территории детского сада лучше высаживать вдоль забора и вдоль аллей. Для создания тени на игровых площадках имеет смысл посадить поблизости один или несколько крупномеров с раскидистыми кронами. Если на территории дошкольного учреждения высаживаются плодовые деревья, необходимо следить, чтобы опавшие плоды были вовремя прибраны с земли.

Кустарники и живые изгороди в дизайне участка детского сада прекрасно подойдут для разделения пространства. Калина, жимолость, жасмин, арония отлично подойдут для высадки по краям игровых и спортивных площадок. Невысокая живая изгородь из самшита или туи отделит площадку от тропинки.

Не обойтись на детсадовской территории без клумб, цветников, миксбордеров. Растения для них следует подбирать яркие, разноцветные. Клумбы около детского сада должны радовать глаз с весны и до осенних холодов. Вблизи тех мест, где малыши играют и перемещаются лучше высаживать цветы попроще – календулу, ирисы, ромашки, эшшольцию, китайскую гвоздику, петунии и пр. Более редкими растениями можно украсить партер или цветник возле центрального входа.

Особое внимание – оформлению клумб. Они могут быть огороженными или визуально отделёнными от тропинок красивым бордюром из цветных камушков, мини-плетнём, старыми пластиковыми кубиками или другим декором. На таких клумбах будут уместны садовые фигурки, самодельный декор, старые, но милые водостойкие игрушки и многое другое.

При благоустройстве территории детского сада необходимо предусмотреть грядки или клумбы, за которыми будут ухаживать сами малыши, ведь воспитание любви к природе – немаловажный аспект в формировании личности. Это должны быть маленькие участки земли, чтобы дети могли легко дотянуться до любого места на грядке. Хорошим решением в этом смысле являются клумбы из автомобильных шин небольшого диаметра.

Дорожки

Главные дорожки и аллеи на территории детского сада, как правило, асфальтируют или вымащивают плиткой. Боковые тропинки и площадки можно сделать песчаными или засеять мягкой и низкорослой газонной травой.

Читать еще:  Детская с темной мебелью

На спортивной площадке можно обустроить ортопедическую дорожку из округлой гальки. Для этого следует огородить её по сторонам невысоким бордюром, чтобы камушки не рассыпались по сторонам. Затем пространство между бордюрами заполняем некрупной морской галькой. По такой дорожке малышам полезно будет походить пешком – это станет хорошей профилактикой от плоскостопия.

Беседки и павильоны

На территории детского сада всегда имеется несколько сооружений, в которых детвора при необходимости может спрятаться от внезапно начавшегося дождя или от палящего солнца. У таких сооружений как минимум одна стена должна быть сплошной, а внутри обязательно должны быть скамеечки.

На территории большинства дошкольных учреждений, возведённых по типовым проектам, имеются простые по конструкции и безопасные павильоны, которые, впрочем, неплохо справляются с возложенными на них функциями. Их единственным недостатком является чрезмерный аскетизм. Чтобы такие конструкции не выглядели однообразно и уныло, их разрисовывают яркими водостойкими красками, создают на стенах картины со сказочными, природными, фантастическими сюжетами.

Что касается пространства вокруг павильонов и беседок — в ландшафтном дизайне участков детского сада стоит предусмотреть один-два раскидистых крупномера, посаженных рядом с такими сооружениями. Кроны деревьев создадут там благоприятный микроклимат, защищая беседки и павильоны от перегрева в жаркие дни.

Игровые и спортивные площадки

В ландшафтном дизайне детского сада обязательно должны быть предусмотрены площадки для подвижных игр и занятий спортом. Главное требование ко всем конструкциям, установленным на таких площадках – это безопасность. Поэтому их размещение необходимо планировать заранее. Игровые конструкции нужно устанавливать на расстоянии друг от друга, а также от объектов ландшафта, чтобы, к примеру, съехав с горки, ребёнок не попал в кусты.

Горки, песочницы, качели и другой игровой инвентарь должен подбираться с учётом возраста малышей, которые будут им пользоваться, для этого разные площадки обычно оборудуются под дошкольников разного возраста. Стандартное покрытие для игровых площадок – песок или газон.

Спортивную площадку необходимо вписать в ландшафт детского сада таким образом, чтобы поблизости не было растений, которые может серьёзно повредить брошенный ребёнком мяч или другой предмет. Турник, баскетбольное кольцо, невысокое бревно и другие спортивные снаряды должны находиться на достаточном удалении друг от друга. Неизменным покрытием для спортивной площадки является качественный газон.

Кроме того…

В детских садах иногда оборудуются и другие ландшафтные объекты, например, искусственные водоёмы, фонтаны. Если есть задумка организовать нечто подобное на территории детского сада, в который ходит ваш ребёнок – основным критерием должна стать безопасность водного объекта. Искусственные пруды, к которым дети могу получить доступ, должны быть очень мелкими, вода в них должна хорошо прогреваться. Другие водные объекты должны быть надёжно огорожены. Для освежения воздуха на территории детского сада идеально подойдёт «сухой» фонтан.

Как видим, благоустройство территории детского сада имеет свои особенности, ведь ориентировано оно на самых маленьких ценителей ландшафтного искусства. Создание комфорта для малышей – задача не такая уж сложная, но требующая желания, фантазии и ответственного отношения. И если вы хотите и можете что-то сделать в этом направлении – беритесь за дело без сомнений, и тогда ваш малыш сможет с гордостью сказать своим приятелям: «Это сделали мои родители!».

озеленение школ и дошкольных учреждений

Озеленение школ и детских дошкольных учреждений

Участки школ и детских дошкольных учреждений должны иметь площадь озеленения, соответствующую показателям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1. Рекомендуемые показатели озеленения участков школ и детских дошкольных учреждений

Рекомендуемый уровень озелененности участка, %

Площадь озеленения на одного ребенка, кв. м

Детские дошкольные учреждения

При размещении участка в непосредственной близости от парков и других ландшафтно-рекреационных территорий, площадь озеленения допускается сокращать на 10 %.

Со стороны господствующих ветров и возможных источников загрязнения воздушных потоков создаются ветро- и пылезащитные полосы древесных и кустарниковых зеленых насаждений шириной не менее 10 м.

Древесно-кустарниковые зеленые насаждения. Из лиственных деревьев на пришкольном участке рекомендуется использовать березу пушистую, вяз перистоветвистый, иву белую, конский каштан обыкновенный, клен остролистный, липу мелколистную, рябину обыкновенную. Береза – декоративное дерево, она хорошо очищает воздух и насыщает его фитонцидами. Липа ценится душистыми цветками. Рябина обладает округлой компактной формой, цветет душистыми белыми цветками, собранными в крупные соцветия. Декоративны также листья и ягоды рябины. К достоинствам клена следует отнести его быстрый рост. При подборе ассортимента декоративных растений для озеленения участка следует учитывать, что детьми лучше воспринимаются невысокие, густо расположенные растения.

Запрещается посадка деревьев и кустарников с шипами и колючками (например, барбарисов, боярышников, роз), а также ядовитых растений (тис ягодный, бузина обыкновенная, волчеягодник смертельный, др.).

При выборе лиственных кустарников для озеленения территориии предпочтение надо отдавать наиболее декоративным экземплярам с красивыми цветами. На маленьких участках озеленения красиво выглядят сочетания декоративных форм или сортов одного и того же вида кустарника. Например, эффектными могут быть ландшафтные композиции из заметно различающихся по окраске листьев растений чубушника венечного и его формы – золотистой или группы разных сортов спиреи Бумальда, окраска цветков у которых варьируется от белой до темно-гвоздично-розовой.

Хвойные деревья и кустарники (пихты – сибирская, одноцветная и бальзамическая, ель колючая, туя западная, можжевельник обыкновенный, др.) рекомендуется высаживать группами с учетом их формы и окраски хвои. Летом хвойные контрастируют с лиственными деревьями и кустарниками и выгодно оттеняют друг друга, являясь хорошим материалом для построения композиций озеленения участков на основе контрастов форм, фактурных и цветовых сочетаний. Эффектны небольшие участки озеленения, засаженные только хвойными деревьями кустарниками. Низкорослые хвойные деревья и кустарники лучше высаживать на газоне группами, рядом с камнями, перед более высокими хвойными деревьями и кустарниками.

Хвойные кустарники незаменимы в ландшафтных композициях из растений с камнями, обладают богатством силуэтов – от колонновидных до горизонтальных и стелющихся, могут иметь хвою разных фактур и оттенков – от серебристо-голубых до желтоватых и золотистых тонов, а также пеструю окраску хвои. Большим разнообразием декоративных форм обладают можжевельники обыкновенный, китайский. Следует, однако, учитывать, что использование в озеленении детских учреждений можжевельника казацкого не желательно в связи с ядовитостью хвои и плодов.

Ассортимент зеленых насаждений на участках озеленения школ и детских садов определяется с учетом функционального назначения площадок и сооружений, размещаемых на них. При помощи зеленых насаждений на участках озеленения создаются более благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия. Рядовые посадки используются для изоляции разных площадок и сооружений друг от друга. Кроме того, зеленые насаждения используются в качестве наглядного материала для ознакомления детей с растительным миром.

Плотность посадки деревьев и кустарников на 1 га площади участка озеленения ориентировочно следующая:

— 150-180 деревьев и 2500-3000 кустарников для озеленения детских садов;

— 100-200 деревьев и 1200-1500 кустарников для озеленения школ.

Расстояние между низкорослыми кустарниками в группе должно быть 0,8 м, между среднерослыми – 1,2-1,5 м и высокорослыми – до 2 м.

При посадках нужно учитывать расстояние до проездов, площадок, зданий, а также интенсивность роста и величину взрослых растений.

Посадка деревьев должна производиться не ближе 10 м, кустарников – 5 м от фасадов зданий. Расстояние от деревьев до края дорожек – не менее 0,75, от кустарников – не менее 0,3. Низкорослые кустарники рекомендуется высаживать от проездов на расстоянии 50 см, а высокорослые – дальше.

Цветочное оформление. Цветочные ландшафтные композиции помогают разнообразить и украсить территорию озеленения. Планировка цветников может быть регулярной и свободной.

Для создания цветников используются красивоцветущие однолетники (настурция культурная, календула лекарственная, астра однолетняя, бархатцы отклоненные, прямостоячие и тонколистные, резеда душистая, ромашка садовая, сальвия сверкающая, портулак крупноцветковый и др.), двулетники (маргаритка многолетняя, виола Витрокка, незабудка гибридная, мальва садовая). Среди многолетников к использованию на участках озеленения детских учебно-воспитательных учреждений рекомендованы следующие виды: астильба гибридная, астры альпийская, кустарниковая, новоанглийская, гелениум гибридный, рудбекия гибридная, сорта пионов, колокольчики карпатский, гарганский, скученный, персиколистный, флоксы растопыренный, метельчатый, шиловидный. В сочетании с красивоцветущими для озеленения участков применяются растения с декоративной листвой: хосты ланцетолистная, Зибольда, Форчуна, резуха кавказская, бадан толстолистный, гипсофила метельчатая и др. Однако при разработке решения цветочного оформления и озеленения участка не следует использовать слишком большое количество разнообразных видов. Необходимо также исключить из ассортимента ядовитые виды травянистых растений (аконит клобучковый, наперстянку пурпурную, безвременник осенний, ландыш майский, лютики, молочаи, борщевики).

Следует акцентировать отдельные участки озеленения территории, подчеркнуть основные направления пешеходных потоков, создавать цветочные ландшафтные композиции в зоне отдыха (альпийские горки, модульные цветники и др.).

Устройство газонов. Газоны улучшают температурно-влажностный режим на территории озеленения детских учреждений, уменьшают запыленность. На газонах могут высаживаться цветы. При использовании газонов в качестве покрытия игровых площадок необходимо применять травосмеси, выдерживающие вытаптывание (спортивные газоны).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector