1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Беспорядок в детской комнате

Порядок или . беспорядок в детской комнате.

В одной болгарской сказке говорится об отце, который хотел женить своего сына. В жёны сыну он хотел невестку аккуратную и работящую. Вышел отец на рыночную площадь и объявил: «Меняю мусор из дома настолько же килограммов яблок». Люди стали нести мешки мусора. Человек менял мусор на яблоки ровно по весу. Много пришло людей и почти у каждого было по мешку мусора. И только одна девушка принесла мусор, завернутый в маленький узелок. Она сказала, что больше дома мусора нет. Женил он сына на этой девушке. И ожидания отца сбылись – девушка и правда оказалась аккуратной и работящей.

Многие родители то же хотят, чтобы их дети были аккуратными и трудолюбивыми. И для этого они постоянно пытаются заставить детей наводить порядок в детской комнате. Используют разные способы: сами убирают, заставляют убирать детей с помощью принуждений и наказаний, уговоров и чувства стыда( вот придут к тебе друзья и будет тебе стыдно за беспорядок), чувства вины( вот придут к тебе друзья и будет мне стыдно, что я воспитала «поросёнка») и многими другими способами.

Давайте посмотрим — что такое порядок для детей и взрослых.

Дети находятся в постоянном развитии. Они активны и непостоянны, креативны и не последовательны. И в этот жизненный период порядок не вписывается по определению. Наши дети что-то ищут, делают, придумывают и живут в своем ритме. А их комната – это их территория, где им удобно и безопасно, привычно и достаточно комфортно. И порядок для них – это совсем не тот порядок, который себе представляют взрослые. А чтобы у детей был стимул развиваться и творить психологи советуют с детьми договариваться о наведении порядка, а не делать как удобно нам. Как сказал Альберт Эйнштейн : « Порядок нужен глупцам, гений властвует над хаосом.»

Взрослые намного стабильнее и уравновешеннее, чем дети. (В основном, хотя есть и исключения). Для них порядок в доме – это необходимость. И для его поддержания взрослые сами находят стимулы и мотивируют это соблюдением гигиены, красотой и т.д. Наводя порядок систематически, взрослые дают положительный пример своим детям.

Как же нам, взрослым и детям найти общий язык для наведения и соблюдения чистоты и порядка в детской комнате.

Во – первых, отказаться от манипулирования детьми с помощью чувства стыда и вины.

Чувство стыда сделает ребёнка более неуверенным и зажатым, а не аккуратным и работящим.

Чувство вины может перерасти в злость и раздражение, а не в порядок и уют в квартире.

Научитесь спокойнее относиться к событиям, которые пугают своей неизбежностью.

Одна моя знакомая рассказывала о том, как её тринадцатилетняя дочь стала быстро наводить порядок в своей комнате. К приходу матери с работы дочка все свои вещи засовывала под кровать. Когда мама это обнаружила, она задумалась и поняла: криками и запретами чистота в комнате появилась, но вещи были мятые и неопрятные, а ребёнок научился хитрить. А ещё у ребёнка, я думаю, появился страх и чувство тревоги перед матерью.

Во-вторых, как я говорила раньше, служите примером для ребёнка в наведении порядка в своей комнате. Систематически убирайте сами и давайте ребёнку посильные поручения по наведению порядка не только в его комнате, но и по всей квартире.

В-третьих, хвалите ребёнка за его старания и помощь. Этим вы стимулируете его систематически наводить порядок и добавите уверенности в личностном развитии. Ведь, работа с радостью будет качественнее сделана, чем с принуждением и без желания.

В-четвёртых, давайте ребёнку возможность выбора:

«Ты уберёшь свои вещи сейчас или через два часа?»,

« Ты сам уберёшь свои вещи или мы сделаем это вместе?»,

«Я уже просила тебя навести порядок, может тебе напомнить, когда ты сделаешь уроки?».

В-пятых, говорите с ребёнком спокойно, без упрёка и сарказма. Уважительное отношение к ребёнку способствует развитию уверенности и защищённости – «дома меня любят любого».

А если вам хочется рассказать о том, как вы злитесь на беспорядок и невыполнение вашего поручения, начинайте говорить с «Я-высказываний».

«Я злюсь, что ты опять не убрал в своей комнате».

«Мне не нравится, как ты разложила вещи в шкафу».

Такой способ обращений минимизирует агрессию, ведь вы начинаете не с упрёков, а с рассказа о своих чувствах. Начиная с «Ты-высказываний»( «Ты опять не убрал в своей комнате»!), вы сразу нападаете и ребёнку придётся отбиваться.

Разговаривать с ребёнком спокойно поможет следующее упражнение.

Представьте, к примеру, вам хочется заставить ребёнка сделать уборку в его комнате, а он уже несколько дней всё только обещает. Всю свою злость и раздражение в свойственной вам манере общения запишите на листке бумаги. Например: « Сколько я буду тебе повторять, я что собачка гавкать и гавкать?! Ты совсем не бережёшь моё здоровье! На столе только грязной обуви не хватает! Смотри на меня, я к тебе обращаюсь! Ты может глухой, что ни как не реагируешь?!» У каждого текст может быть другой. А потом этот текст скажите своему мужу с той же интонацией или ещё лучше представьте, что этот текст вы говорите своей подруге. Как ощущения? Почему же мы это позволяем высказывать нашим детям?

Читать еще:  Виды детских кроваток для новорожденных

В некоторых квартирах такой порядок, так всё аккуратно и стерильно, что кажется — это не квартира, а музей, в котором никто не живёт.

Обычный детский беспорядок – это ещё и то, что наполняет дом жизнью.

Беспорядок в детской комнате

Разбросанные игрушки, беспорядок на письменном столе — одних родителей такое зрелище расстраивает, других злит, так как отнестись к такой ситуации спокойно очень непросто. Почему ребенок так неаккуратно обращается со своими вещами? И что с этим можно сделать? Спросим у детского психолога Светланы Пятницкой.

Все дети разные. Ваш малыш любит строить из конструктора, собирать мозаику, рисовать, то есть заниматься всеми видами деятельности неторопливо, сосредоточенно, усердно, длительно? Скорее всего, по характеру он относится к системно мыслящим, вдумчивым людям. У такого ребенка комната обычно поделена на четкие зоны: тут играют в одно, а тут — в другое. За столом мы только рисуем, книжный шкаф — исключительно для книг, ковер — для игры с конструктором и возведения сооружений из кубиков.

Я знаю детей, которые любят прибираться. Они с удовольствием сортируют в один контейнер красные машинки, в другой — желтые, в третий — роботов, в четвертый — динозавров, и не остановятся до тех пор, пока не положат вещь на ее законное место. Во время уборки такие дети восстанавливают свою внутреннюю гармонию, нормализуют эмоциональный фон. Зачастую они не лягут спать, пока не расставят фигурки слонов от мала до велика в строгом порядке.

А есть дети, которые всех буквально «строят», они организуют и преобразовывают пространство вокруг себя, но уборка для них — пытка. У таких детей книжный уголок быстро превращается в гараж, а в шалаше разворачивается стройка века. Их основное правило: «Никаких правил!» Такие ребята очень любят воплощать свои задумки сходу, в миг, когда их настигло вдохновение. И для этого они берут все необходимые материалы. Бруски для создания башни? Это скучно! Неважно, что сверху будет красоваться папин ботинок, а не звезда, главное, что задуманное воплотилось в жизнь! Они готовы потратить всю свою энергию, чтобы реализовать идею.

И тут вы входите в комнату с возгласом: «Что ты наделал?» Как это влияет на ребенка? Нескольких таких случаев вполне хватит для того, чтобы маленький воображариум медленно, но верно сник и постепенно и вовсе отказался от своих затей. Когда весь его запал был потрачен на блестящую задумку и ее первоклассное воплощение, какой разговор может быть об уборке? На нее просто нет сил и, по правде говоря, желания. Пик работоспособности малыша пришелся на игру. А сейчас у него есть ресурс только на то, чтобы полежать и послушать, как вы восхищаетесь им.

Такие дети — лидеры, генераторы идей, всевозможных оригинальных решений и воплощений. Но никак не те, кто с азартом воспримет вашу просьбу об уборке, особенно если она прозвучит в приказном тоне.

Как реагировать родителям?

Если родитель или оба склонны к педантизму, любят порядок и чистоту, если им важно, чтобы квартира сверкала и сияла, им будет непросто договориться с ребенком о поддержании порядка в детской. Но выход есть!

Поощряйте стремление малыша помочь с уборкой

В три года ребенок очень хочет проявлять самостоятельность, показать, что он многое умеет не хуже взрослого. Приветствуйте его желание поучаствовать в наведении порядка. Давайте возможность проявлять свои умения. Пусть протирает пыль, сметает крошки, моет посуду, режет овощи так, как умеет. Главное — проявить уважение к этому желанию и поощрить пробудившиеся проявления самостоятельности. Ребенок не может просто встать в один день с кровати с желанием мыть за собой посуду и пылесосить ковер в своей комнате. Мы приучаем его ко всему постепенно, учитывая интересы и возможности.

Предоставьте ресурсы

Если вам важно, чтобы был хотя бы визуальный порядок, купите симпатичное мусорное ведро и поставьте его под стол ребенка. Введите правило бросать обрезки бумаги, огрызки от яблок и прочий мусор туда. Заведите непрозрачные контейнеры или ящики, в которые малыш сможет складывать конструктор, игрушки, атрибуты игр. Магазины товаров для дома вам в помощь.

Мотивируйте, играя

Придумывайте разнообразные способы мотивации на уборку. Тут стоит проявить изобретательность и смекалку. Два раза один и тот же способ вряд ли вдохновит детей.

Игра «Мусорный король». Скажите ребенку: «Кажется, король Мусор завладел нашими землями. Он поработил своим хламом и мусором каждый участок земли. Неужели мы так просто сдадимся и зарастем пылью? Ну уж нет! Мы объявляем тебе бой! Сдавайся, или проиграешь! Король Мусор, я сражусь с тобой не одна, у меня есть помощники! Орудия, к бою!» После этих слов выдайте ребенку тряпку, а остальным членам семьи — швабру, совок.

Игра «Хитрый глаз». Родитель загадочно трет место выше бровей и шепчет: «Кстати, а я тебе говорила, что у меня есть очень хитрый глаз, который не видят окружающие? Он обладает суперсилой: способен видеть вещи, которые лежат не на своих местах. Не веришь? Разве этот носок на месте? А эта книга? И вот этот мишка лежит под кроватью. Давай вернем каждую вещь на свое место! Иначе этот глаз так и будет чесаться и не даст мне играть с тобой!»

Читать еще:  Детская площадка во дворе частного дома

Игра «Песочные часы». Купите в аптеке песочные часы, переверните их и скажите: «Спорим, мы успеем убрать игрушки до тех пор, пока не пересыпятся песчинки? Время пошло!»

Игра «Кто быстрее?». Дети 6−7 лет любят соревнования. Это нам на руку, применяем на практике: «Кто быстрее уберет мусор: ты или я? Ты — в комнате, я — на кухне, папа — в коридоре. Три, два, один, начали!»

Хвалите

Поощрение — важное условие продуктивного труда. Ведь на любимой работе вы получаете не только удовольствие, но и зарплату, верно? Нет, я не предлагаю вам платить ребенку за его труд. Такой прием чреват тем, что ребенок, получая за каждый вынос мусорного пакета 10 рублей, однажды, когда пакетов окажется сразу два, потребует уже 20 рублей. И впоследствии палец о палец не ударит без материального вознаграждения. Важно донести до малыша, что мы все живем в этом доме, значит, дружно принимаем участие в поддержании чистоты. А тот, кто особенно старается, достоин похвалы и поощрения.

Можно применять творческие навыки. Например, изобразить алгоритм уборки при помощи нескольких картинок, которые вы демонстрируете ребенку в определенной последовательности. Первая картинка — стол, то есть начать надо с того, чтобы смести крошки со стола с помощью тряпки или щетки. Затем вторая — пол и веник, то есть теперь нужно подмести пол.

Среди картинок вставьте ту, где изображено мороженое/кинолента/игра в мяч, то есть награда за труды. Предложите: «А сегодня ты устанавливаешь очередность действий». Например, ребенок располагает картинки так: уборка игрушек — книга, то есть совместное чтение, мытье полов — чай. Храните такие картинки в отдельном сундучке. Пусть предстоящий труд для ребенка будет сопряжен с неким сюрпризом. Убираться надо, это бесспорно, но полезно внести в рутинный процесс элемент новизны и чего-то душевного.

Разделите ответственность и проявите терпение

Чем старше ребенок, тем больше ответственности мы возлагаем за уборку в его пространстве на него. Поговорите о том, кто какой смысл вкладывает в понятия «порядок» и «беспорядок». То, что для вас жутко, для него — гармония или, наоборот, толчок к новому видению возникших идей. Отнеситесь с уважением к тому, что у вашего ребенка может быть другое представление о чистоте и порядке.

Подумайте сообща, как он может поддерживать чистоту. Если ему комфортно пребывать в творческом беспорядке, подарите ему возможность жить в этом процессе. Но помните: то, что для человека спонтанного хорошо, для человека системного — зло. Аккуратному малышу, который привык складывать свою одежду на стул в определенном порядке, будет непросто смириться с тем, что мама «вся такая внезапная, противоречивая вся», и каждое утро начинается с переворачивания дома с ног на голову в поиске нужных вещей.

Вы часто предлагаете навести порядок в вашем личном пространстве другим людям? Вам важно, чтобы ваши книги стояли именно так — по цветам корешков/по размеру/по алфавиту/в понятной только вам логике? Если ребенок уверяет, что его все устраивает, задумайтесь, почему это выводит из равновесия вас. И если все дело исключительно в вашем восприятии, медленно делайте вдох через нос на счет 7, выдох через рот — на счет 11 (3−5 раз), закройте дверь в его комнату, уважая право жить так, как ему хорошо. Если у ребенка нет своей комнаты, выделите ему уголок, где личное пространство будет соответствовать его представлениям о балансе и гармонии.

Не наводите порядок сами: есть вероятность, что ребенок не сможет найти именно то, что ему срочно понадобилось прямо сейчас. А это может стать поводом для конфликта.

Будьте последовательны, относитесь к проявлениям характера ребенка с уважением, и пусть разбросанные игрушки, как и ваше недовольство беспорядком, станут чем-то очень редким.

Беспорядок в комнате: Порядок глазами малыша

Родителям маленького человека всегда хочется, чтобы в квартире всегда было чисто. Оглядываясь по сторонам, мы часто вздыхаем: какой же беспорядок в комнате! Разбросанные детали конструктора, кубики, сломанные цветные карандаши, кукольная одежда, краски, альбом… что же с этим делать?

  • Ох уж этот беспорядок!
  • Порядок в понимании детей и взрослых;
  • Универсальные принципы;
  • Три правила;
  • Воспитываем личным примером.

Ох уж этот беспорядок!

Наверняка, многие родители делают открытие: малыш проснулся, немного поиграл и от вчерашней генеральной уборки не осталось и следа, а в квартире поселился Хаос! Для ребенка полутора лет самыми интересными предметами являются те, которыми он, по мнению взрослых, интересоваться не должен. Свежевыглаженное бельё, сложенное в стопку, посуда, столовые приборы, бытовая химия… всего и не перечислить, что может привлечь внимание маленького непоседы. Стоит только отвлечься на минутку — и вот уже бельё с нижних полок перекочевало на диван, крупа рассыпана, а шалун, добравшийся до заветной косметички и отведавший любимую мамину помаду, с упоением стучит ложкой по кастрюле!

Читать еще:  Детская угловая гардеробная

Порядок в понимании детей и взрослых

Дети видят порядок примерно следующим образом. Весь пол в детской комнате завален кукольной одеждой? Зато весь гардероб на виду! А вдруг любимой кукле срочно нужно будет переодеться?

Взрослые понимают порядок иначе. Малыш собирал крепость из кубиков, она упала, кубики рассыпались по всей комнате, значит, надо собрать все детали в коробку.

Ребенку удобнее оставлять вещи там, где он с ними играл, ведь они еще могут ему понадобиться. Для него пластмассовые динозавры, роботы и куклы — живые существа, и их нельзя просто перекидать в коробку. Правда, иногда случается, что маленькие шалуны и сами не в силах разобраться в своем привычном беспорядке. А понятие «пыль и грязь», чувство брезгливости у малышей зачастую просто отсутствует.

Универсальные принципы

Формируем навыки в детстве. Обратите внимание малыша на то, что беспорядок в комнате — это нехорошо, а порядок — приятно, красиво и радует глаз.

«Посмотри, какой у нас беспорядок! Давай все уберем». «Какой порядок мы с тобой навели, как стало чисто и уютно!».

Подобные мелочи очень важны, ведь любовь к чистоте и порядку закладывается с детства.

Безопасность прежде всего! Главное — помнить, что самое важное — безопасность малыша. Поэтому вилки, ножи, иголки, пуговицы, моющие средства , лекарства, — всё это должно быть вне поля зрения малыша. Уксус и другие химические вещества должны быть подняты на самую верхнюю полку.

Вовлекаем в процесс уборки. Постарайтесь почаще привлекать ребёнка к уборке квартиры. Двухлетке вполне по силам вытереть пыль с книжной полки, стула, детского столика. Покажите ему, где вы храните тряпки для сухой и влажной уборки, как и когда он может ими пользоваться.

Малыш может помочь вам загрузить белье в машинку, а потом и достать его, а уж вы его развесите, не забывая нахваливать маленького помощника:

«Какой у меня помощник растет!».

Вернувшись вместе с вами из магазина, малыш может помочь разложить купленные продукты по местам. После еды он может убрать посуду со стола. Ребенок с радостью постирает что-то из своих мелких вещичек (конечно, под чутким наблюдением мамы и или папы!). Единственное дополнение к этому пункту — стирка должна быть без химических стиральных порошков, которые могут вызвать аллергию у крохи. Здесь на помощь придет простое «советское» хозяйственное мыло.

Беспорядок в комнате: Три правила

Три основных правила для поддержания порядка в доме

Правило 1. Игрушки должны находиться только в детской комнате, от души раскидывать их можно только там. В других комнатах игрушки разбрасывать нельзя!

Правило 2. На ночь все игрушки с пола должны быть убраны, проход к кровати должен быть свободным. Чтобы мама, заглянувшая к спящему малышу, не наступила босой ногой на конструктор.

Правило 3. У всех вещей должно быть свое место. Бумага для поделок, специальные детские ножницы с закругленными концами, клей-карандаш должны храниться в ящике письменного стола, одежда — лежать на полке в шкафу или висеть на вешалке. Как правило, дети легко привыкают к последовательности действий и без труда поддерживают определенный порядок, когда знают, что у вещей есть специальное место.

Помните, ребенку необходимо подходящее «оборудование» детского уголка, которое будет помогать поддерживать порядок в комнате. Некоторым детям не хватает терпения ставить книги на книжную полку, а кукол — в специальный кукольный домик. Для них просьба мамы «убраться» означает: все игрушки свалить в одну большую коробку. В таком случае все игрушки удобнее раскладывать по небольшим коробкам или контейнерам, которые можно снабдить надписями или яркими наклейками. В коробке с нарисованным солдатиком располагается игрушечная армия, а в коробке с изображением машинки — гараж. Это удобно, и малыш не будет рыться в коробке с конструктором в поисках затерявшегося динозаврика.

Воспитываем личным примером

Поскольку у родителей и детей несколько разные представления про порядок и беспорядок в комнате, во многих семьях разногласия по поводу уборки становятся одной из причин ссор и ругани. А ведь речь идет всего лишь о практическом вопросе: ну да, что, кому и когда убирать.

Если мама и папа сами будут соблюдать определённые правила, то и ребенку будет несложно их выполнять. Ему самому не придется тратить время на поиск нужной вещи, игрушки или книжки. Подавайте малышу положительный пример: повесьте костюм на вешалку в шкаф, забросьте грязное бельё в стиралку, а грязную посуду поставьте в раковину.

И еще маленький совет. В солнечный денек покажите вашему крохе пыль, летающую в лучах света. Вместе с ним проведите тряпками по столу, а потом по полу, объясняя, куда попадает пыль из воздуха. И чтобы он сам поучаствовал в этом волшебстве — создании чистоты.

Приложите совсем немного усилий, и Хаос непременно покинет ваш дом! Хотите что-то сказать? Пишите в комментарии в конце заметки. А еще буду признателен вашему лайку и подписке . Давайте дружить! 🙂

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector