Тени исчезают. Как использовать свет в интерьере
Тени исчезают. Как использовать свет в интерьере
Допустим, окна вашей комнаты выходят на север, и девять месяцев в году вы живете в печальных сумерках. Квартира слишком мала или, наоборот, кажется необжитой и пустынной. Вам неуютно, у вас болят глаза, вы не можете ни толком сосредоточиться, ни расслабиться. Пространство кажется плоским, а цвета искажаются. Если хотя бы один из перечисленных симптомов вам знаком, то, возможно, наступило время всерьез заняться освещением вашего дома.
Светодизайн — одно из новых направлений искусства оформления интерьеров. Речь не о том, чтобы выбрать самый оригинальный светильник. Свет окружает нас, отражаясь, преломляясь и рассеиваясь. Играя с ним, можно маскировать недостатки, исправлять ошибки и создавать иллюзии. Дизайнеры наших проектов занимались этим не раз. Несколько самых выдающихся примеров мы приведем в конце этой статьи, а пока давайте разберемся, каким бывает освещение и как с ним правильно работать.
Одной люстры недостаточно
Освещение делится на основное, акцентное и локальное, а свет — на естественный, искусственный и комбинированный. При этом, он может быть прямым, рассеянным и отраженным. Перебирать грани этого многоугольника можно сколь угодно долго, но для удобства дизайнеры создали общую концепцию освещения, в основе которой лежит назначение света и его роль в жизни человека. Итак, в вашем доме обязательно должны быть:
• Свет, чтобы жить. Это естественное освещение, необходимое для нормальной работы человеческой психики.
• Свет, чтобы видеть. Тот, что помогает нам ориентироваться в пространстве в темное время суток: не натыкаться на мебель, не наступать на лапы собаке. Эту функцию выполняет искусственное освещение.
• Свет, чтобы работать. Свет, необходимый для чтения, приготовления пищи и других обязательных ежедневных занятий.
• Свет, чтобы чувствовать. Выполняет декоративную роль в интерьере, акцентирует внимание на деталях, создает атмосферу.
Важное условие правильного освещения — его многоуровневость. Верхний, основной уровень — это свет, идущий от потолочных светильников, люстр и настенных приборов. На среднем уровне расположены бра, торшеры, настольные лампы и декоративная подсветка. Еще ниже — подсветка различных предметов интерьера и мебели. Одна из последних модных тенденций сегодня — светильники, встроенные в пол. Здесь, конечно, надо быть осторожным и очень хорошо представлять себе конечный результат.
Светодиоды или «лампочка Ильича»?
Разумеется, мы всегда пытались играть со светом. В те времена, когда альтернативы лампам накаливания не было, мы выбирали 40 Вт для настенного бра и 60 Вт — для люстры. Потом появились галогеновые светильники — это было ярко, современно и «как в отеле». Многим нравилось. Потом оказалось, что электричество стоит дорого, и наступила эпоха люминесцентных энергосберегающих ламп. Теперь даже с улицы можно было определить, кто экономит, а кто — нет, потому что светились они унылым рассеянным светом. К счастью, прогресс не стоит на месте: дизайнеры стали использовать в интерьере светодиоды.
Стоят они дороже, однако, и правда, обладают рядом роскошных преимуществ. Светодиодные светильники более экономичны (если энергосберегающая лампочка потребляет в 5 раз меньше электроэнергии, чем лампа накаливания, то светодиод — в 10–12 раз), служат дольше (рассчитаны примерно на 30-50 тысяч часов работы), не бьются и практически не нагреваются в процессе работы, поэтому подходят для абажуров и плафонов любого типа. И, что не менее важно, светодиоды не содержат экологически вредных веществ и не нуждаются в особой утилизации.
Теплый, холодный, нейтральный
Почему в одних помещениях нам хорошо, а из других хочется бежать, куда глаза глядят? В значительной степени это зависит от выбранного оттенка освещения. В светодизайне существует такой термин — температура света. Он напрямую связан с ассоциациями человека, который видит в красном и желтом цветах – тепло, в белом и голубоватом – холод. Производители лампочек указывают температуру света на упаковке — она измеряется в градусах Кельвина (К). Мы редко обращаем на нее внимание — и напрасно. Итак:
• 2500-3000К. Оттенок: теплый оранжевый. Создает уютную вечернюю атмосферу в спальне и гостиной. Хорош для освещения обеденного стола. Используйте такие лампы для торшеров, бра и прикроватных светильников.
• 3000-4000К. Оттенок: теплый желтоватый. Комфортный и расслабляющий свет для жилых комнат. Чаще всего такую температуру используют в лампах люстр.
• 4000-5000К. Оттенок: нейтральный белый. Дневной свет для жилых комнат и кухни, направленный свет на рабочем столе. Повышает работоспособность и активирует внимание, однако в избыточных дозах утомляет и может довести до депрессии.
Играем с пространством
Итак, с техническими характеристиками и температурой света мы разобрались. Теперь перейдем непосредственно к светодизайну. Если ваша квартира невелика, попробуйте сделать следующее:
1. Не ограничивайтесь одним источником света. Единственная люстра или торшер дает длинные тени. Задействуйте еще хотя бы один, а еще лучше — два дополнительных светильника, чтобы подсветить все углы и сделать пространство каждой комнаты более открытым.
2. Выбирайте прозрачные плафоны, светильники в стиле эко или хай-тек. Избегайте громоздких абажуров.
3. Используйте светильники с поворотными кронштейнами. Один такой светильник решает проблемы с освещением в разных зонах.
4. Используйте диммеры. Так вы сможете управлять интенсивностью света в любое время дня в зависимости от целей и настроения.
5. Создавайте оптические иллюзии с помощью мобильных светильников и декоративных источников света.
6. Соблюдайте пропорции. Маленькая люстра над большим обеденным столом или слишком большая настольная лампа рядом с диваном ломают всю визуальную геометрию пространства.
Создаем иллюзии
Иногда с помощью грамотного освещения удается преобразить даже самые безнадежные помещения. Представьте себе жилую комнату, единственным источником естественного света в которой является узкое окно, полуподвальный этаж или, наоборот, мансарду, похожую на длинный темный тоннель. Дизайнерам «Переделки ТВ» приходилось решать и такие задачи.
Во многих случаях мы использовали трековые светильники, с помощью которых герои впоследствии могли самостоятельно менять сценарий освещения. Проложенные по потолку и стенам светодиодные ленты подчеркивали геометрию помещения, делали его открытым и сложным одновременно. При этом, в каждом проекте была своя индивидуальная «фишка»: неоновая «космическая капсула» в девичьей комнате, фальш-окно в музыкальной гостиной, парящие в воздухе световые скульптуры, клубки светящихся лент или футуристичные, будто стекающие с потолка длинные капли . Над лестницей, ведущей в одну из мансард , был сооружен целый стеклянный купол со «звездным небом». Длина этой люстры-сети, состоящей из несчетного количества светодиодных ламп, превышала два метра, а ее свечение можно было регулировать с помощью диммеров.
Свет как искусство
Если говорить о главных модных тенденциях в области светодизайна, то это — минимализм и максимальная функциональность. Светильники все чаще превращаются в произведения искусства, отдельный элемент декора. И одновременно становятся все менее заметными. Некоторые дизайнеры специально прячут лампы в специальных нишах, чтобы был виден «свет, а не световой прибор». Эффект, который они при этом получают, характеризуется одним словом — «бесконечность». Путь к этой бесконечности непрост, но увлекателен. Главное — избегать проторенных дорог.
В коридоре и прихожей:
- Чтобы помещение казалось просторней, нужно «подсветить» стены.
- Светильники, спрятанные за фальш-панелью, визуально "приподнимут" потолок. Например, с помощью светодиодной ленты на самоклеющейся основе – ее легко скрыть карнизом.
- Плоский плафон, исполняющий роль центральной люстры визуально «приподнимет» потолок.
- Располагая точечные светильники по периметру помещения, не стоит забывать делать акцент на дополнительном освещении зеркал.
- Практичным дополнением станет внутренняя подсветка шкафов.
Душа квартиры: кухня
Для создания современного интерьера и гостеприимной атмосферы нужно объединить, по крайней мере, два основных типа освещения: общее, основная цель которого обеспечить хороший и удобный уровень видимости; локальное, помогающее выделить и украсить некоторые аспекты, в то же время, позволяющее зрительно сделать помещение более просторным и стильным.
При выборе кухонных светильников в первую очередь учитывают цвет стен. Тёмные стены отражают меньше света, поэтому стоит выбрать светильники, которые имеют больше светового потока. Если цвет стен яркий, то соответственно нужно выбирать светодиодные светильники с меньшим световым потоком. При выделении отдельных кухонных зон важно принять во внимание места, где будут выполняться повседневные задачи хозяек – область около плиты, рабочего стола и мойки.
Встраиваемые светильники
Вместо сильного и слишком яркого света традиционных ламп, современные светильники потолочные встраиваемые позволяют управлять светом, приглушая или, наоборот – увеличивая яркость света на кухне.
Основной критерий при выборе потолочных встраиваемых LED светильников – технические характеристики и эстетический внешний вид. У нас в ассортименте можно найти как классические модели, так и самые современные решения.
Рекомендуемые серии:
Как выбрать цветовую температуру освещения
Цветовая температура – важный показатель, на который необходимо ориентироваться при выборе светильников и создании освещения в комнате. Измеряется в Кельвинах (К). Она влияет на восприятие цвета и общее самочувствие человека. Правильно подобранные светильники помогут создать рабочую или расслабленную атмосферу в помещении.
Выбор цветовой температуры в зависимости от назначения помещения:
- 2700 К – подходит для создания уютной атмосферы в спальне или гостиной;
- 3000 К – белый свет с легким желтым оттенком, используется в кафе, лаунж-зонах, вестибюлях, библиотеках;
- 3500 К – используется в школах, офисах, выставочных галереях, кинотеатрах, книжных магазинах;
- 4100 К – яркий холодный свет, применяется в больницах, учебных классах, торговых центрах, шоу-румах;
- 6000 К – резкий и холодный свет, используется в музеях, больницах, ювелирных магазинах.
Важно знать. Закарнизное освещение — интересное решение в дизайне интерьера. Светодиодные ленты или люминесцентные лампы располагают в нише карниза потолка, благодаря чему он визуально становится выше.
Если вы хотите приобрести красивую люстру для своего дома – перейдите в каталог. Здесь представлены подвесные и потолочные модели, люстры на штанге, каскадные и хрустальные люстры. Осветительные приборы превосходно впишутся в любой интерьер.
Как создать правильное освещение в доме
Потолочный светильник в одной из гостиных Петербурга
1. Для чего нужна многоуровневая подсветка?
Одна шикарная центральная люстра – важный светильник, дающий много света, и этот простой вариант остаётся актуальным много лет. Но углы в виде конуса при таком освещении останутся в тени. Ограниченность освещения делает комнату монотонной и грустной, а из-за того, что углы гораздо темнее центра, комната кажется намного меньше.
Основное правило освещения – одним светильником в комнате не обойтись.
В каждой комнате сделайте несколько вариантов освещения, чтобы включать отдельные зоны по ситуации и настроению. Равномерно освещенная комната кажется просторнее, чище и светлее.
Какие уровни подсветки в интерьере существуют?
Потолочные – люстра, потолочные светильники, точечные встроенные светильники;
Выше уровня глаз – бра, торшеры, настенные светильники;
Ниже уровня глаз – настольные лампы на прикроватных тумбочках, кофейных столиках, подоконниках;
Напольные – подсветка ступеней лестниц, под напольными предметами интерьера, встроенные в плинтус и пол светильники.
Все эти источники света позволяют менять атмосферу в доме и преображать пространство одним нажатием на выключатель. Чем ниже располагается источник освещения, тем более романтичную обстановку он создает. Если заранее продумать разные сценарии освещения, вы сможете выбрать нужный свет в зависимости от желания и необходимости. Чем лучше продуман сценарий, тем больше удовольствия вы получите от нахождения в интерьере.
Световой сценарий – это одновременно включение и выключение нескольких типов световых приборов: люстр, торшеров, бра, светильников.
Чтобы узнать, какие именно светильники нужны для вашего интерьера, проанализируйте, чем вы планируете заниматься в каждой комнате и в какое время суток. Отталкиваясь от личных потребностей, организуйте подходящее освещение. К примеру, Вы можете рассуждать: «Я хочу повесить на этой стене свою любимую картину, и поставлю рядом с ней на тумбочку бра. Чтобы сосредоточить всё внимание на картине, я выберу белое бра, которое будет практически сливаться со стеной».
Бра подсвечивает картину, потолочный светильник выделяет обеденный стол
2. Как рассчитать необходимую мощность освещения?
3. Как организовать освещение в каждой комнате?
- В гостиной
Бра и люстра с кристаллами в латунном обрамлении для гостиной
- На кухне
Люстра из матового стекла на кухне
- В спальне
Настольная лампа со светло-коричневым плафоном в спальне
- В детской
- В ванне
Зеркала с LED-подсветкой для ванной Мадрид и Вегас
- В прихожей
4. Что такое цветовая температура ламп?
5. Как правильно расположить светильники?
- Люстра
- Бра
Бра в интерьере гостиной, совмещенной с кухней
- Торшер
Торшер-прожектор на треноге
- Настольная лампа
Настольная лампа возле кровати
6. Как с помощью освещения расширить пространство?
- В помещении меньше 15 квадратов достаточно установить настенные и настольные лампы вместо потолочной люстры.
- В маленьких комнатах отлично сработают зеркала. Например, используйте узкое вертикальное зеркало в полный рост — такой приём тоже визуально расширит пространство.
- Вешать люстру в маленьком помещении необходимо не по центру, а над предметом мебели, на котором вы хотите сделать акцент – например, над столом или диваном.
- У светильников бывает разное направление потока света. Выбирайте бра или торшер с направлением подсветки вверх. Это позволит зрительно увеличить высоту потолка.
- Ряд одинаковых светильников в коридоре помогает создать эффект перспективы и удлиняет помещение. Разместите потолочные светильники друг за другом, чтобы расставить акценты и подчеркнуть геометрию пространства.
7. Какое освещение сейчас в тренде?
Потолочный светильник из матового стекла молочного цвета
Потолочная лампа из металла и стекла в интерьере кухни
Люстра Пэрис цвета латунь
Каким должно быть освещение в прихожей или коридоре.
В отличии от других помещений в прихожей дневной свет в большинстве случаев отсутствует круглосуточно, поэтому нам приходится пользоваться светильниками постоянно независимо от времени суток.
Главное требование, кроме того что прихожая должна ярко освещенной. Она в то же время должна примерно совпадать с освещенностью соседних помещений как днем, так и ночью, что бы не было резкой перемены освещённости при переходе между комнатами, что приводит к неприятному чувству «сбивания» зрения.
Кроме общего освещения предусмотрите отдельное освещение для выполнения отдельных функций таких, как удобство одеться, обуться и т. д.
Хорошо зарекомендовали себя светильники для прихожей с датчиками движения, которые включают светильники автоматически при вашем присутствии.
Не плохо зарекомендовали себя в больших прихожих настенные светильники или с возможностями коррекции направления освещения.
Хорошо вписывается в интерьер отдельная подсветка зеркала или декоративных деталей.
Схема подключения люстры
Схема подключения люстры с 5 лампочками и двухклавишным выключателем: О — ноль; ф — фаза; 1 — люстра; 2 — коробка соединений; 3 — двухклавишный выключатель; 4 — соединительные клеммы. Чтобы не вылущивать отдельные жилы из внешней оболочки, для подведения и отвода тока к выключателю используется обычный двужильный провод, к двухклавишному — трехжильный и т. д.
Если устанавливать в качестве выключателя диммер, то первое, на что стоит обратить внимание, — это на какую мощность он рассчитан. Если на диммере есть надпись 300 Вт, значит, он рассчитан на люстру из 5 лампочек по 60 Вт каждая. Есть устройства для домашнего использования с мощностью и 1000 Вт. При помощи такого светорегулятора можно менять уровень освещения в нескольких комнатах сразу. Устанавливается диммер точно так же, как и обычный выключатель.
Единственное отличие — на контактах светорегулятора есть обозначение, какой именно провод подключать к тому или иному контакту. От этого зависит корректность его работы. Контакт для входящего провода обозначается латинской буквой «Е».
Проходной выключатель отличается от обычного количеством контактов. Если у обычного одноклавишного их 2, то у проходного 3 контакта. К одному подключается входящий провод, к другому — идущий к источнику света, третий идет к другому такому же выключателю. У двухклавишного выключателя 4 контакта.
Принцип работы проходных выключателей
Схема соединения выключателей между собой: посередине — крестовой с 4 контактами для соединения остальных переключателей между собой
Схема подключения двухклавишных проходных выключателей варианты подключения
Различные варианты схем для подключения 3 проходных выключателей
На рисунках хорошо видно, как управлять источником освещения при помощи проходных выключателей из 3 разных мест. На колодке специальными обозначениями показано, какой контакт чему соответствует. Важно не перепутать порядок подключения при монтаже.