Какой щебень под брусчатку
Как проводится подготовка основания под тротуарную плитку
Среди существующих видов дорожного покрытия брусчатка является наиболее популярным вариантом. Ее используют для обустройства небольших участков местности — площадок, дорожек и тропинок. Практичным решением является мощение основания в беседках, гаражах и под навесами. Необходимым условием получения качественного результата является правильная подготовка основания под тротуарную плитку. От полноты выполнения данного этапа зависит презентабельность, прочность и срок эксплуатации сооружения.
Виды оснований и требования к ним
Для проведения мощения цементными, каменными или полимерными блоками могут изготавливаться такие основания:
- Песок или мелкий отсев. Плитка укладывается непосредственно на подушку, толщина которой может составлять 20 см.
- Смесь цемента и песка. Для дополнительного укрепления снизу может добавляться слой щебня.
- Бетон. Блоки приклеиваются на предварительно изготовленную плиту.
К основаниям предъявляются следующие требования:
- ровная поверхность;
- прочность и устойчивость;
- долговечность;
- гидроизоляция от грунтовых вод;
- наличие дренажа;
- заглубление в грунт.
Рассмотрим этапы подготовки и проведения мощения.
Расчет материалов
Чтобы создать надежное основание для тротуарной плитки, потребуются инструменты:
- рулетка;
- уровень;
- киянка;
- болгарка;
- молоток;
- шпатель;
- грабли;
- штыковая лопата;
- бетономешалка;
- ручная или механическая трамбовка.
Расчет сыпучих материалов проводится по математическим формулам вычисления объема. Полученное число умножается на показатель удельного веса. Арматура приобретается из расчета сборки из прутов решетки с ячеей 20 см. Количество бордюров определяется путем деления периметра на длину одного блока. Для заливки плиты делается бетон марки М200. Раствор делается из цемента, песка, щебня и воды в соотношении 1:3:3:2.
Дополнительно потребуются такие материалы:
- полиэтиленовая пленка для гидроизоляции;
- геотекстильное полотно для предотвращения вымывания почвы и прорастания травы;
- маяки для корректировки уровня поверхности;
- шнур и колья для проведения трассировки.
Приобретать материал следует с запасом 10-15 % из расчета на потери при транспортировке, хранении и ошибки во время работы.
Земляные работы
В первую очередь составляется схема сооружения. Осуществляется привязка к местности и элементам ландшафта.
После этого выполняются такие действия:
- Проводится трассировка. Измеряются все стороны, проверяется соответствие длины диагоналей.
- Снимается верхний слой грунта. Глубина канавы делается такой, чтобы финишная поверхность была вровень с грунтом или возвышалась над ним на 1-2 см. В противном случае на дорожке будет скапливаться вода.
- Дно траншеи очищается от корней растений и крупных камней. Проводится ее выравнивание с использованием уровня и лопаты.
- Грунт трамбуется до достижения твердого состояния. Если земля рыхлая, то в нее рекомендуется добавить крупный щебень для связывания.
- На дно укладывается геотекстильное полотно. Укладка осуществляется так, чтобы куски материала накладывались друг на друга на 10-12 см. После этого стыки проклеиваются скотчем.
Выбранную почву следует сразу убрать с рабочей площадки. В зависимости от степени плодородности земля выносится на огород или используется для засыпки ям.
Дренажная подушка из гравия
После выкапывания канавы на ее дно насыпается слой просеянного песка толщиной до 6 см. Материал выравнивается и поливается водой. Подсыпка песка осуществляется по мере его уплотнения. Задача подушки под тротуарную плитку состоит в связывании камней, которые будут на нее укладываться.
Для создания дренажной подушки следует использовать щебень средней фракции. Мелкие камни создадут плотную субстанцию, через которую не сможет просачиваться влага. Крупные фрагменты со временем меняют положение и уплотняются. Это приводит к деформации поверхности площадок и дорожек.
Щебень насыпается слоем 10-15 см, тщательно выравнивается и трамбуется. Для окончательной фиксации положения камней в пространстве они засыпаются сухим песком. Засыпка заливается водой, которая способствует проникновению песка вглубь дренажного уровня. После того как песок перестанет проникать в кладку, добавляется еще 2 см материала, который смачивается и выравнивается.
Гидроизоляция основы
После обустройства дренажа осуществляется его гидроизоляция. Данное мероприятие предназначено для создания защиты последующих уровней от грунтовой влаги. Целесообразно использовать один сплошной кусок материала, так как со временем стыки расходятся и начинают пропускать воду. Если готовится основание для площадки, то полосы сшиваются на швейной машинке и с обеих сторон оклеиваются алюминиевым скотчем.
Оптимальным выбором для проведения гидроизоляции является плотный целлофан, продающийся в рулонах. Материал прочный, гибкий и эластичный. Он не подвержен гниению и разложению. При этом полимер не выделяет вредных веществ в окружающую среду.
Для увеличения прочности целесообразно его сложить вдвое. Края выводятся наружу, чтобы обеспечить полную герметичность. Сразу после укладки полиэтилена его нужно присыпать песком для предотвращения сдувания ветром и повреждения острыми предметами.
Три вида оснований
Для строительства площадок и дорожек обустраиваются 3 вида оснований, отличающихся в технических решениях, материальных затратах, прочности и долговечности. Выбор определяется толщиной и материалом изготовления плиток, типом почвы, уровнем подъема грунтовых вод и финансовыми возможностями владельцев участка.
Так, песчаная подушка применяется для укладки больших и толстых блоков, обладающих высокой несущей способностью. Для строительства из блоков средней толщины целесообразно использовать цементно-песчаную смесь, которая принимает на себя вес людей и транспортных средств. Железобетонная плита изготавливается в качестве основания для тонких плиток или при проведении работ на неустойчивом, болотистом и пучинистом грунте. Фрагменты наклеиваются на фундамент с помощью цементного раствора или полимерного клея.
Подушка под тротуарную плитку
Основание обустраивается поверх укрепленного и изолированного от влаги дренажа. Если имеется выбор, целесообразно остановить его на просеянном и промытом речном песке. Этот материал состоит из мелких фрагментов, которые сохраняют форму лучше , чем карьерные и морские аналоги.
Для надежной устойчивости брусчатки целесообразно делать несущий слой толщиной не менее 8 см. При укладке блоки будут погружаться в песок. В зависимости от выбранного материала этот показатель составляет 3-5 см. Необходимо его учитывать, чтобы обеспечить возвышение дорожки над землей.
Засыпку материала следует проводить поэтапно, загружая слои толщиной не более 3 см. Каждый уровень равномерно смачивается водой и утрамбовывается. Данное мероприятие необходимо для удаления из слоя пустот и более плотного прилегания фрагментов друг к другу.
Уплотнение материала осуществляется ручным инструментом (бревно с рукоятками), асфальтовым катком или электрической вибрационной машиной.
После окончания трамбовки подготовленное основание выравнивается доской или правилом. Кладку можно начинать после просыхания материала.
Песчано-цементное основание
Основание из смеси цемента и песка является аналогом бетонной плиты, но только отсроченного действия. Толщина такого слоя меньше — до 6 см. Готовится смесь непосредственно перед применением из просеянного сухого песка и цемента марки М600 в соотношении 3:1.
Работу нужно проводить в сухую безветренную погоду на хорошо просушенном дренажном фундаменте. Засыпаются слои высотой 2-2,5 см, проводится их уплотнение и выравнивание. Последний уровень толщиной 2 см не трамбуется, а только выравнивается. Он предназначен для предварительной фиксации камней.
Плитку нужно укладывать сразу, так как смесь впитывает влагу и может быстро затвердеть. В таком случае ее придется удалять и утилизировать. После завершения данного этапа дорожка заливается водой, которая, просачиваясь в швы, впитывается в смесь, вызывая ее отвердение.
Бетонное основание
Решение использовать бетонное основание под тротуарную плитку принимается при оформлении территории декоративным материалом, имеющим низкую прочность. Преимуществом такого выбора является полное исключение вероятности размывания и проседания опорного элемента. Монолитное сооружение оказывает равномерное давление на почву, независимо от местонахождения груза на его поверхности.
Толщина фундамента варьируется в пределах 6-15 см. Выбор определяется расчетной нагрузкой, которая на него будет воздействовать. Так, для пешеходных дорожек достаточно слоя минимальной толщины. Площадки перед крыльцом, под беседками и навесами следует делать массивнее — до 10 см высотой. Места, где будет проезжать легковой автомобиль, рекомендуется делать самыми крепкими — толщиной 15 см.
Следует помнить, что для того, чтобы бетон набрал прочность, необходимо до 25 дней после заливки. Поэтому выполнять данное мероприятие следует в период, когда на участке не проводятся сельскохозяйственные работы и отсутствуют люди.
Опалубка
Опалубка представляет собой устанавливаемое в котловане ограждение, предназначенное для придания цементному раствору нужной формы и предотвращения его растекания по сторонам при заливке. Ровные края плиты необходимы для точной подгонки бордюров. Данная инженерная конструкция должна обладать большой прочностью, так как тяжелый раствор оказывает сильное боковое давление.
Для создания конструкции используется плоский материал, устойчивый к изгибанию:
- обрезная доска;
- толстая фанера;
- листовой металл или профиль;
- пластиковые панели;
- древесностружечные плиты.
Для крепления полос используются упоры, соединенные с конструкцией гвоздями или шурупами. Чтобы цементное молочко не впитывалось в древесину, ее непосредственно перед заливкой смачивают водой или обрабатывают гидрофобной смазкой. Снимать опалубку можно не раньше 5 дней, когда края плиты достаточно затвердеют.
Армирование
Каркас из железа придает бетонной плите гибкость, препятствуя появлению трещин при сезонных подвижках грунта или сильном вертикальном давлении. Желательно использовать прочный материал с низким коэффициентом изгиба.
Для проведения армирования можно использовать:
- старые водопроводные трубы;
- стальные пруты диаметром 6-12 мм;
- полосы металла толщиной от 10 мм;
- уголок и другие виды профиля.
Между собой фрагменты каркаса соединяются сваркой, проволокой или пластиковыми стяжками. Собирать остов можно непосредственно на площадке или в мастерской, изготавливая отдельные секции. При укладке каркаса в котлован необходимо использовать подпорки, чтобы после заливки металл был полностью закрыт со всех сторон бетоном.
Более простым, но дорогим вариантом армирования является использование готовой решетки с толщиной прута не менее 10 мм. Ее нужно нарезать на нужные куски болгаркой, после чего сварить отрезки между собой.
Маяки
Маяки являются ориентирами, указывающими, на какую высоту нужно поднимать уровень заливаемого раствора. Устанавливают маяки с интервалом 20 см по длине и ширине опалубки. Крепление деталей осуществляется на цементный раствор, уложенный на основание. Не допускается использование в качестве фиксатора гипса или штукатурки. Если проводится укладка на песчаную подушку, то используются вбитые в нее штыри. Для изготовления маяков применяются продольные стальные и алюминиевые рейки, болты, шурупы или отрезки арматуры.
Заливка бетона
Перед наполнением формы в нее устанавливаются поперечные полосы из металла, водостойкой фанеры или пластика. Данные фрагменты после набирания смесью прочности извлекаются. Проемы необходимы для компенсации теплового расширения бетона в летнее время.
Раствор необходимо готовить непосредственно перед применением. Для малых объемов целесообразно использовать портативную бетономешалку. В нее поочередно загружаются сухие компоненты. После их перемешивания в резервуар добавляется вода комнатной температуры.
Заливка проводится непрерывно, начиная от углов. Пузырьки воздуха удаляются стальным прутом или электрическим вибратором. После наполнения формы поверхность заглаживается широким шпателем. Окончательное выравнивание проводится правилом. Излишки раствора снимаются до маяков. Через 3-4 часа плита накрывается плотной тканью. В течение недели ее нужно смачивать водой, чтобы не появились трещины.
В заключение
Независимо от выбора основания для укладки брусчатки, к выполнению данного этапа подготовительных работ нужно подходить ответственно. Следует помнить, что от качества его проведения зависят внешний вид и долговечность конечного сооружения. Процедура обустройства основания своими силами требует времени и физических усилий, но конечный результат того стоит. Правильно построенная дорожка прослужит десятилетия, оставаясь ровной, крепкой и красивой.
Как укладывать брусчатку на песок?
Брусчатка — это каменный строительный материал, широко применяемый для мощения пешеходных дорожек, тротуаров, площадок, парковых и садовых аллей. Правильно примененная технология укладки брусчатки на песок позволяет получить красивое и долговечное покрытие. Ее изготавливают из бетонных смесей или натурального камня, используя для этого гранит, кварцит, магнезит или песчаник. Тротуарная плитка может рассматриваться как разновидность брусчатки.
По своей геометрической форме брусчатка представляет параллелепипед, а по способу изготовления может быть:
- пиленой, где у камней все грани ровные;
- колотой, где все грани неровные;
- пилено-колотой, у которой есть одновременно ровные и неровные грани;
- галтованной, не имеющей одинаковой формы и размера отдельных камней.
Благодаря разнообразию цветовых оттенков природного камня и добавлению красителей в бетонные смеси, можно получать цветные покрытия и создавать разнообразные узоры, что очень украшает и разнообразит ландшафтный дизайн территории.
Тротуарный камень может укладываться на бетонное, цементно-песчаное основание или просто на хорошо утрамбованный песок, насыпанный поверх дренажного слоя. Самая надежная основа под укладку брусчатки – это бетон, но ввиду высокой стоимости и трудоемкости, эта технология в индивидуальном строительстве используется довольно редко.
Кроме этого, дорожки на приусадебном участке не подвергаются слишком большим нагрузкам, чтобы делать для них бетонную основу под укладку материала. Поэтому, в большинстве случаев можно класть брусчатку на песок, не опасаясь возможности последующего разрушения покрытия.
Этапы выполнения работ
Работы по устройству дорожек состоят из нескольких этапов, которые необходимо выполнять в следующей последовательности:
- разметка конфигурации тротуаров и площадок;
- земляные работы, связанные со снятием плодородного слоя и подготовкой траншеи для засыпки материалов основания;
- засыпка щебневой дренажной подушки;
- установка каменных или пластиковых бордюров;
- устройство разделительного слоя из геотекстиля;
- засыпка песчаного слоя;
- устройство цементно-песчаной подушки;
- укладка брусчатки;
- заполнение швов и завершающие работы.
Качество выполнения каждого этапа очень важно, поскольку может повлиять на качество и долговечность всего покрытия в целом.
Разметка конфигурации дорожек и площадок
Для выполнения правильной разметки рекомендуется сделать ее первоначально на бумаге, начертив план дачного участка, обозначив на нем все имеющиеся строения, деревья и ограждения.
Во время нанесения пешеходных дорожек на план следует учитывать их месторасположение, направление уклона, который должен быть направлен от зданий, и ожидаемую нагрузку на мощеную поверхность. От нагрузки будет зависеть толщина основания под брусчатку, а при больших нагрузках может измениться и сама укладка брусчатки (например, в местах проезда автомобилей).
Для разметки нужны 2 человека, рулетка длиной 5-10 метров, колышки и прочный шнур. На прямых участках достаточно забивать колышки через 4-5 метров, на округлых поворотах — в зависимости от радиуса поворота и длины бордюрных камней.
Ширина садовых дорожек и парковых аллей делается на усмотрение застройщика, а вот в местах проезда автомобилей ширина должна обеспечивать возможность безопасного движения пешехода во время проезда машины.
Земляные работы
Объем земляных работ зависит от состояния и вида поверхностного слоя грунта на участке. Если в момент строительства верхний слой из плотной глины или суглинка и в дальнейшем на него планируется завозить плодородную почву, то все земляные работы сводятся к простому выравниванию поверхности под необходимый уровень.
Если участок покрыт плодородной почвой, верхний снимаемый слой желательно переместить на клумбы, огород или в сад. Для устройства пешеходной дорожки потребуется выкопать траншею глубиной 25-30 см. Если мощение будет происходить в месте проезда автомобилей, то глубину необходимо увеличить на 5-7 см.
В тех случаях, когда под плодородным слоем находится слой песка или супеси, дно траншеи необходимо хорошо уплотнить и застелить его геотекстилем с плотностью материала от 150 до 200 г/м 2 . Это необходимо для того, чтобы щебень из следующего насыпного слоя не углубился со временем в песок, а дорожка не дала просадку. Если дно траншеи не песчаное, то первый текстильный слой необязателен.
Устройство дренажной подушки из щебня
После выравнивания и уплотнения, на дно траншеи нужно уложить слой щебня средней фракции (20-40 мм). Толщина слоя зависит от будущей нагрузки на дорожку или площадку и может быть от 12 до 17 см. после этого щебень необходимо разровнять и утрамбовать. При выравнивании щебеночного слоя следует учитывать направление и уровень запланированного уклона для стока дождевой и талой воды.
Небольшой слой песка необходим для выравнивания острых краев щебенки и сохранения целостности последующего текстильного слоя.
После выравнивания необходимо приостановить работы на 2-3 дня, после чего насыпать на поверхность слой песка толщиной 3-4 см, а потом снова утрамбовать и выровнять поверхность.
Слой щебня выполняет две важные задачи. Он делает структуру основания под укладку брусчатки более жесткой и отводит грунтовые и проникающие поверхностные воды из-под дорожки или площадки.
Установка бордюров
На следующем этапе по краю дорожек и площадок устанавливаются бордюры, которые могут быть каменными или пластиковыми. Для определения уровня и места их установки натягивается шнур и по нему можно класть и фиксировать бордюры. Кроме этого, точность установки и необходимые уклоны определяются строительным уровнем, как по горизонтали, так и по вертикали.
При использовании каменных бордюрных камней, на прямых участках между отдельными камнями необходимо оставлять зазоры 5-7 мм для компенсации возможных подвижек и тепловых расширений. На плавных поворотах каменные блоки разрезают болгаркой на меньшие части, и уже из небольших деталей выкладывают изгиб дорожки.
В качестве пластиковых бордюров, в случае использования данной технологии, применяются ленточные материалы типа «Кантри» или Бордюр Б300.8,5.4,5. Они легко закрепляются по краю траншеи и прекрасно выглядят как в поворотах, так и на прямых участках.
Простукивание бордюрного камня резиновым молоточком.
Цвета выпускаемых пластиковых бордюров позволяют подобрать хорошее сочетание с используемым оттенком брусчатки.
Регулирование бордюров по высоте выполняется ударами резинового молотка или металлическим инструментом с использованием ударной прокладки из дерева. Фиксация положения осуществляется подсыпкой песка с обеих сторон.
При этом, правильно уложенный бордюрный камень не должен быть выше уровня обочины более чем на 5 см.
Слой геотекстиля
После засыпки щебня и установки бордюра необходимо уложить слой геотекстиля – прочного рулонного материала, способного пропускать воду, но надежно разделяющего отдельные слои основания. Он обеспечит отвод проникающей поверхностной воды в дренажный слой и исключит возможность вымывания песка из верхнего слоя и перемешивания его со щебнем.
Геотекстиль укладывается сплошной полосой с небольшими подъемными напусками на бордюры. Между отдельными текстильными отрезками не должно быть зазоров.
Вариант схемы основания с использованием геотекстиля.
Песчаная подушка
Самая простая и наименее затратная технология предусматривает засыпку текстильного материала слоем песка толщиной 5-8 см, который необходимо выровнять и утрамбовать. Песок для укладки брусчатки можно брать любой, но лучше всего, если он будет мытый или речной. Толщина слоя песка зависит от того, какой толщины будет тротуарный слой, верхний уровень которого должен быть немного ниже верхнего уровня бордюр.
После тщательного уплотнения песка подготовка основания считается законченной.
Более надежным способом подготовки основы считается вариант с подмешиванием в песок сухого цемента. Это несколько дороже по затратам и более трудоемко, но качество основания и его долговечность получаются несоизмеримо выше. Соотношение такой сухой смеси принимают в зависимости от марки цемента. Для М400 оно составляет 1:7 или 1:8.
Можно несколько снизить затраты, если засыпать чистый песок слоем 3-5 см, утрамбовать, а поверх него уложить слой 3-4 см сухой цементно-песчаной смеси. В этом случае рекомендуемое соотношение материалов — 1:6.
Цемент, через определенное время после укладки брусчатки, поглощая влагу благодаря своей гигроскопичности, превратит песчаную подушку в монолитный блок, способный выдерживать значительные механические и весовые нагрузки.
Укладка камня на песчаный слой
Перед тем, как укладывать брусчатку на песчаное или цементно-песчаное основание, необходимо еще раз проверить наличие уклонов для отвода воды в нужном направлении. Камень укладывается от края к середине ряда в направлении «на себя», т.е. положив ряд брусчатки, вы все время немного отступаете назад.
Необходимая подрезка брусчатки выполняется болгаркой с алмазным отрезным диском. Для корректировки нужной высоты положения отдельных камней используется резиновая киянка и мастерок для подсыпки песка.
На каждом погонном метре необходимо обязательно проверять направления необходимых уклонов, которые обеспечат отвод дождевой и талой воды с дорожки или площадки.
Кроме плоских уклонов можно устроить выпуклую поверхность дорожки. В этом случае уклон проверяется только вдоль ее направления. Не следует укладывать камни очень плотно друг к другу. Толщина швов между ними должна быть не менее 2-3 мм. Большие швы также не желательны, поскольку приведут к избыточному проникновению дождевых и талых вод в основание дорожки.
Заделка швов и завершающие работы
Швы между отдельными камнями брусчатки заделываются сухой цементно-песчаной смесью в соотношении 1:1 или 1:2 в зависимости от толщины покрытия. Для заполнения швов смесь высыпают на дорожку и метут вдоль нее метлой, заполняя все стыки. После этого поверхность поливают водой и дают отстоятся в течении суток, после чего процедуру заполнения швов повторяют еще раз.
Как правильно сделать подушку под тротуарную плитку
Подушка под тротуарную плитку укладывается всегда. При этом обеспечивается устойчивость, надежность и достаточная подвижность покрытия, что позволяет предотвратить его разрушение вследствие пучения грунта. Существуют разные виды оснований: песчано-гравийное, песчано-цементное. При обустройстве стоянки или дороги для автомобилей создается более прочное покрытие — из бетона.
Подготовительные земляные работы
Дальнейшие действия зависят от того, какой вид основания выбран:
- песчаное покрытие;
- песчано-цементное;
- бетонное.
Цементный раствор не готовят при этом, а используют сухую смесь. Заливка водой осуществляется после укладки основания. Для создания бетонного покрытия замешивают цементный раствор. При этом создается опалубка, последовательность действий при подготовке к земляным работам будет уже другой.
Общий этап для формирования любого основания — выемка грунта на участке, где планируется укладывать плитку. Работу выполняют своими руками, т. к. в данном случае не нужно копать глубокий котлован, как под фундамент.
Толщина слоя почвы, который нужно удалить, определяется видом основания: песчаное, песчано-цементное или бетонное. Чем больше материалов при его обустройстве будет использоваться, тем толще слой удаляемого грунта.
Главные критерии, на которые следует ориентироваться, когда производится выемка почвы:
- площадка, формированная из плитки, должна быть вровень с поверхностью земли, при этом используют столько материалов, чтобы после усадки данное требование выполнялось;
- если верхний слой грунта рыхлый, допустимо обустраивать покрытие так, чтобы оно было ниже поверхности земли на 2-4 см.
В обоих случаях важно учитывать усадку применяемых сыпучих материалов и почвы. Когда обустраиваются садовые дорожки, тротуары, в большинстве случаев толщина слоя грунта, который снимают, составляет 20 см.
Чтобы сделать более прочным покрытие площадки, отведенной под парковку, дополнительно удаляют еще 8-10 см. В результате глубина небольшого котлована достигает 30 см. Расход материалов увеличится, т. к. в данном случае необходимо создать надежное основание, которое сможет выдержать легковые и грузовые автомобили.
На этапе снятия слоя почвы удаляют сор, камни, сорную траву. Если поверхностный слой почвы плодородный, не рекомендуется разбрасывать его вдоль площадки, где ведутся строительные работы. Здесь будут прорастать сорняки. Такую почву лучше использовать для обустройства грядок и клумб.
После удаления сора и камней формируется уклон в направлении от строений (не более 3%). Дно траншеи утрамбовывается. Это позволит сделать будущее покрытие более прочным, т. к. снижается риск усадки грунта под весом используемых материалов. Устанавливается бордюрный камень.
Дренажная подушка из гравия
Для укладки тротуарной плитки и участков дороги, на которые не оказывается существенной нагрузки, используют щебень. Средний размер фракций материала составляет 5-20 мм. Рекомендованная толщина слоя — 15 см. Этого достаточно при монтаже покрытия тротуара.
Если обустраивается площадка под машину, важно не только тщательно утрамбовать и выровнять грунт, нужно еще и использовать достаточное количество насыпных материалов. В данном случае слой щебня составит 30 см. Средний его размер — до 40 мм.
Сверху формируется более тонкий слой из мелкофракционного щебня толщиной не более 5 см. Средний размер фракций в данном случае составляет 5-20 мм. Нельзя использовать только мелкофракционный или крупнофракционный щебень. При этом может произойти усадка либо нарушится дренаж.
Гидроизоляция основы
Поверх песчаного слоя можно проложить геотекстиль. Это экологичный материал, который не только защищает основание от сорной травы, а покрытие — от проседания, но еще и позволяет правильно организовать гидроизоляцию верхнего покрытия. Геотекстиль укладывают одним слоем внахлест.
Преимущества такого материала:
- неподверженность гниению, разложению;
- длительный период службы;
- высокая прочность.
Кроме того, благодаря геотекстилю снижается вероятность скопления воды под брусчаткой. Если нет возможности использовать такой материал, применяют полиэтиленовую пленку.
Ее складывают вдвое, но даже это не обеспечит надежной защиты покрытия от воды. Пленка быстро деформируется.
Песчаная подушка
Способов обустройства основания множество, в каждом из них применяется песок. Слой этого материала может формироваться под щебневой подушкой, поверх нее. Кроме того, в процессе укладки плитки тоже используется песок. Он выступает в качестве уплотняющего материала. Если укладывать брусчатку непосредственно на геотекстиль или щебень, надежность покрытия снизится.
Финишный песчаный слой формируется после того, как будет выполнена гидроизоляция. Материал должен быть просеян. Причем наилучшим вариантом является речной песок. Толщина несущего слоя зависит от параметров основания, в большинстве случаев она составляет 7 см. В процессе укладки плитка частично погружается в песчаное основание.
Материал нужно постоянно трамбовать. Для этого используется специальное оборудование. Можно выполнять работы своими руками, в данном случае песок смачивают водой. Перед монтажом брусчатки слой этого материала выравнивают штукатурным правилом.
Песчано-цементное основание
Принцип формирования финишного слоя в данном случае такой же, что и в случае с песчаным основанием. Только вместо чистого песка готовится смесь компонентов. Это позволит сделать покрытие монолитным. Смешивают песок и цемент в соотношении 3:1. После того как будет сформирован финишный слой, его выравнивают. Трамбовать песчано-цементную смесь необязательно.
Трамбовка выполняется в процессе монтажа брусчатки. Когда используется цементно-песчаная смесь, важно выполнять работу в сухую погоду при условии, что влажность воздуха не превышает нормального уровня. При контакте с влагой цемент начинает затвердевать. Это приводит к снижению качества покрытия.
Бетонное основание
Такой вариант выбирают при монтаже парковочной площадки или участка дороги, на который будет оказываться повышенная нагрузка.
Плитка поверх такого покрытия укладывается с помощью клеящего состава. Перед заливкой бетона формируется дренажная подушка.
Основание нужно усилить, для чего используют армирующие прутья. В основе такой подложки под плитку — гидроизоляция.
Благодаря применению влагонепроницаемого материала бетон защищается от воздействия влаги, что позволит увеличить срок службы покрытия.
Опалубка
Составляется схема будущей площадки. Определяются ее размеры, параметры каждого слоя сыпучих материалов. После заливки бетоном изменить их будет невозможно, поэтому важно правильно установить опалубку. Она позволяет придать нужную форму раствору, если поверхность дорожки выше уровня почвы.
При монтаже опалубки используют дерево: щиты, доски. Подойдет и щитовой пластик, ДСП. Одна сторона изделий должна быть плоской. Их фиксируют с помощью предварительно установленных кольев.
Армирование
На дне траншеи формируется песчано-гравийная подушка. Вышеописанный принцип выполнения таких работ можно взять за основу и при укладке плитки на бетон. Поверх слоя щебня располагают армирующий каркас.
Маяки
Перед заливкой бетона важно определить границу, выходить за которую нельзя. Это позволит создать ровное покрытие. В качестве маяков применяют металлический профиль. Его располагают вдоль всей площадки. Можно использовать профили для гипсокартона.
Они выполнены из оцинкованного металла, отличаются существенной длиной. Крепятся маяки с помощью небольшого количества цементного раствора. Профили располагают параллельно друг другу на некотором расстоянии (не больше длины штукатурного правила).
Заливка бетона
Применяют цемент М400 или М500. Перед заливкой ребром устанавливают листовой материал любого вида, его толщина не должна превышать 4 мм. Когда цементный раствор затвердеет, листы убирают, в результате получают компенсаторные швы, благодаря которым покрытие не деформируется при перепадах температур.
Раствор готовится с помощью строительного миксера. Сначала смешивают сухие компоненты. После получения равномерной смеси постепенно добавляют воду. Нужно контролировать, чтобы в массе бетона при заливке траншеи не было пустот.
Какой щебень под брусчатку
Главное для качественного выполнения укладки покрытия – тщательная подготовка основания, которым, как правило, является гравийно-песчаная подушка, а в сложных условиях — бетон. Тротуарная плитка позволяет создать множество цветовых композиций и рисунков, но долговечность дорожек и площадок во многом зависит от правильности определения, какой щебень нужен для укладки тротуарной плитки в конкретном случае.
Проектирование основания под покрытие
Укладка тротуарной плитки
Вначале верхний слой грунта удаляется на глубину около 35 см для элементов мощения высотой 4,5-6 см. Основу стабилизируют с применением виброплиты и выставляют уровни наклона покрытия (обычно на 1 м -2,5-4 см) для обеспечения водоотвода.
База для мощения толщиной 4,5-6 см выполняется 28-30 см высотой и состоит из фракций щебня 5-20 и 20-40 мм (высота слоя 25 см) и подсыпки отсева фракций 2-5 мм (3-5 см). Толщина основы назначается в зависимости от свойств грунта.
В местах движения автотранспорта с осевой нагрузкой до 8 тонн обычно применяется брусчатка высотой 8 см, для которой минимальная высота основания – 50 см, из которых:
- Щебень 20-40 мм – 40 см;
- Щебень гравийный 5 20 мм – 10 см;
- Щебень 2-5 мм – 2-3 см.
Технология выполнения работ
Трамбовка слоя щебня виброплитой
Основа дорожек формируется из щебня или гравия (для пешеходных путей), которые засыпаются слоями высотой 10-15 см с последующим уплотнением каждого. Верхние 3-5 см засыпки отсевом выравнивается при помощи правила таким образом, чтобы уложенные элементы мощения находились перед их обработкой виброплитой выше проектного уровня на 1 см. Это дает возможность в процессе уплотнения выровнять допустимую разницу высот изделий из бетона, возникающую при их производстве.
Между слоями щебня и отсева (песка) рекомендуется укладка геотекстиля, что придаст основанию большую долговечность, предотвратив просыпание верхней фракции в щебень.
Не стоит использовать цементно-песчаные составы для формирования подсыпки – это усложняет демонтаж и укладку плитки вновь, при возникновении такой необходимости (к примеру, вследствие ремонта подземных коммуникаций). Помимо этого, применение таких растворов затрудняет просачивание атмосферной влаги в грунт с дорожек и уменьшает эластичность поверхности при испытании ей нагрузок, что ведет к повреждению покрытия во время эксплуатации.
Покупайте гравий и щебень гранитный, цена в Москве на которые в нашей компании самая выгодная! Просто позвоните нам по телефону +7 (495) 229-39-07!
В последнее время брусчатка стала очень популярным материалом для укладки на землю. Это связано не только с ее высокой износостойкостью, но и с тем, брусчатка способно придать особую архитектурную изысканность и определенный характер поверхности. Она неизменно ассоциируется с хорошим вкусом и стилем.
В последнее время брусчатка стала очень популярным материалом для укладки на землю. Это связано не только с ее высокой износостойкостью, но и с тем, брусчатка способно придать особую архитектурную изысканность и определенный характер поверхности.
Надо заметить, что ее любят многие, а поэтому она кладется и на городских площадях (в качестве тротуара), и на загородных участках, и еще во многих других местах.
Если подумать логически, то все эти места располагают различными условиями для укладки этого материала, а поэтому сегодня будет рассказано о том, какими бывают основания под нее. Кроме того, будет раскрыт процесс укладки этого по-своему уникального материала. Но все-таки главный упор будет сделан на ландшафтное строительство и на благоустройство загородных участков брусчаткой.
Укладка на разные виды оснований
Кому-то может показаться, что в этом деле нет ничего сложного. Действительно, если разобраться, то все становится понятным. Но укладка брусчатки – это сложная физическая работа, которая сильно выматывает. Также здесь необходимо соблюдать очень точно все технологические условия. Разберемся с тем, что понадобится, чтобы уложить брусчатку под разные основания:
- лопата;
- материал под брусчатку;
- лейка;
- бордюры;
- жидкий раствор М-100;
- резиновая киянка;
- трамбовка;
- дорожная сетка;
- сухая смесь;
- деревянные доски;
- бетон.
Предварительная подготовка
Для начала должна быть проведена подготовка. Есть несколько способов того, как можно уложить брусчатку. Все зависит от основания, которое будет находится под ней. Можно уложить как с бордюрными камнями, так и без них. Однако большинство профессионалов предпочитает все же укладывать брусчатку с бордюрами. Но это не более чем вопрос личного вкуса. Важно уделить время подготовке основания для укладки брусчатки.
Для начала выбирается место, на котором будет лежать брусчатка. Необходимо определить и место, где находится сток воды.
Так или иначе, но предварительную разметку перед укладкой сделать нужно. Для начала выбирается место, на котором будет лежать брусчатка. Необходимо определить и место, где находится сток воды. Она должна уходить от здания или от дороги в специальные места или хотя бы на газон. Это важный этап подготовки основания для укладки брусчатки.
Кроме того, необходимо сделать уклон. Он может быть продольным, поперечным или поперечно-продольным. Но стоит учитывать, что уклон должен быть не менее 5 мм на 1 м. В качестве основных составляющих водоотведения желательно использовать каналы водоотвода. Самый простой вариант – это ливневая канализация, которая состоит из приемников воды и решеток. Такие каналы имеют длину, как правило, 1 м. От этого значения и нужно отталкиваться.
Различные виды основания под брусчатку
Теперь пришло время рассказать о том, как укладывать брусчатку на разные виды оснований. Технология в каждом отдельном случае зависит от того, что будет находиться под брусчаткой.
Укладка на песчаное основание
Далее следует очередь брусчатки. Она выкладывается на мокрый песок. Расстояние между каждой плиткой тротуара должно составлять 2-3 мм. Нельзя класть брусчатку без зазоров.
- брусчатка;
- песчаный слой в 10 см;
- грунт плотный.
Первым делом нужно подготовить так называемое “ложе”. Глубина выемки грунта должна составлять не менее 15 см, но не более 40 см. Затем слоем в 15 см насыпается песок. Запасные 5 см нужны, поскольку песчаный слой обязательно уляжется, даст “усадку”. Его нужно разровнять при помощи, например, обыкновенных граблей. После этого песок поливается водой из лейки. На 1 м кв. должно приходиться 10 л жидкости. В конце мокрый песок нужно обязательно утрамбовать вручную. Для этого можно использовать трамбовку. Основание должно быть прочным.
Спустя некоторое время нужно установить бордюры. Делается это при помощи жидкого раствора М-100. Далее следует очередь брусчатки. Она выкладывается на мокрый песок. Расстояние между каждой плиткой тротуара должно составлять 2-3 мм. Нельзя класть брусчатку без зазоров.
Следующий шаг – это выравнивание поверхности дорожки при помощи киянки. Зазоры между плитками заполняются сухим песком.
Укладка брусчатки на бетонное основание
- брусчатка;
- смесь песка и цемента;
- сетка арматурная;
- бетон;
- песчаный слой в 10 см;
- слой гравия в 15 см;
- грунт плотный.
Следующий шаг – укладка сетки. Она также заливается бетоном. После этого формируются уровни основания и уклоны.
Грунт выкапывается на глубину в 40 см. Первым делом укладывается гравийный слой, толщина которого должна составлять приблизительно 15 см. Его обязательно необходимо разровнять и утрамбовать. То же самое нужно проделать со слоем песка в 10 см.
Пришло время сделать своеобразную рамку из деревянных досок. Далее следует слой бетона в 10 см. Если площадь большая, то лучше оставлять температурные швы. Это поможет избежать трещин при наступлении холодов.
Следующий шаг – укладка сетки. Она также заливается бетоном. После этого формируются уровни основания и уклоны. Затем устанавливаются бордюры на жидкий раствор.
После этого следует песчано-цементная смесь, толщина которой должна составляет 2 см. Она заливается на влажную поверхность. Этого требует технология.
В конце температурные швы заделываются наполнителем.
Укладка брусчатки на основание из щебня
- брусчатка;
- смесь из песка и цемента;
- песок;
- щебень;
- грунт плотный.
Теперь можно укладывать и саму брусчатку. Как и прежде, между плитками необходимо оставлять небольшие зазоры. Швы заделываются с помощью жидкого раствора.
Выкапывается углубление в грунте от 15 до 40 см Затем слоем в 15 см насыпается щебень. Его нужно обязательно разровнять и утрамбовать.
Как и ранее, с использованием жидкого раствора М-100 выкладываются бордюры. Борта нужно заполнить песком.
После щебня следует слой смеси из песка и цемента. Его толщина должна составлять не более 10 см. Желательно установить сетку, которая будет препятствовать смешиванию различных слоев.
Теперь можно укладывать и саму брусчатку. Как и прежде, между плитками необходимо оставлять небольшие зазоры. Швы заделываются с помощью жидкого раствора.
Таким образом, предлагается три вида оснований, на которые можно выкладывать брусчатку. Это проверенные временем технологии, благодаря которым тротуарное покрытие получается долговечным и качественным.
При соблюдении этих советов можно своими руками уложить брусчатку, не прибегая при этом к дорогостоящим услугам. Важно пользоваться качественным материалом, не экономить на нем. Возможно, со временем появятся кардинально новые виды оснований под брусчатку. Но это уже другой вопрос.
При монтаже тротуарной плитки одним из важнейших этапов является тщательная подготовка основания, на котором она будет моститься. Как правило, в качестве основы используется гравийно-песчаные подушки, цементно-песчаные, бетонные и другие возможные, в зависимости от места укладки и характера условий эксплуатации. При этом долговечность вымощенной плитки при применении щебня напрямую зависит от точности определения, какой щебень нужен для укладки тротуарной плитки в каждом конкретном случае и его правильной укладки.
Готовим основание
Технология такова, что для начала снимается верхний слой почвы толщиной порядка 35 см. Для разных грунтов и типов эксплуатации это значение может варьироваться. Далее укладываются две фракции щебня. Первой идет фракция из щебня 5-20 и 20-40 мм – 25 см, после подсыпается отсев фракции 2-5 мм на 3-5 см.
Если дорожка из тротуарной плитки будет использоваться для движения по ней автомобильного транспорта с осевой нагрузкой до 8 т, то необходимо укладывать брусчатку высотой не менее 8 см. Кроме того, минимальный слой основания в таких случаях должен быть увеличен до полуметра. Фракции щебня тогда будут распределены следующем образом: 20-40 мм – 40 см, 5-20 мм – 10 мм и 2-5 мм – 2-3 см.
Еще один небольшой секрет: между слоями щебня и песка желательно укладывать геотекстиль (один из видов геосинтетиков). Его использование увеличит долговечность основания и исключит возможность просыпания верхней фракции в щебень.