403 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем заменить бордюрный камень

Чем можно заменить бордюр при укладке тротуарной плитки

При недостаточном бюджете благоустройства участка или специфических требованиях к ландшафтному дизайну тротуарная плитка может укладываться своими руками без бордюра. Технология имеет несколько разновидностей, каждая из которых будет рассмотрена ниже.

Особенности тротуарной плитки

Производители выпускают тротуарную плитку разных размеров и конфигураций. Поэтому данная облицовка названа профессионалами ФЭМ (фигурные элементы мощения). Общими эксплуатационными требованиями к конструкции дорожек и парковок из ФЭМ являются:

  • наличие жесткого короба, внутри которого выложена тротуарная плитка;
  • отвод дождевых и кровельных стоков за счет самотечного уклона;
  • частичная замена своими руками пучинистого грунта и плодородного слоя для обеспечения стабильной геометрии покрытия при эксплуатации.

Бордюр вкопан в землю глубже чем плитка, дополнительно зафиксирован в пространстве раствором. Что позволяет качественно уплотнить подстилающий щебеночный слой и материал, на который уложена плитка (песок, гранотсев, цементно-песчаный раствор – гарцовка). Поэтому отсутствует расползание элементов по периметру, расхождение швов в центральной части тропинок и парковок.

Чтобы обойтись без бордюра при укладке своими руками элементов мощения, следует заменить этот дорогостоящий стройматериал бюджетными аналогами:

  • плитку можно заглубить, чтобы ее лицевая грань находилась на одном уровне с прилежащей землей или ниже нее;
  • уложить по периметру тропинки сваренную из уголка конструкцию, чтобы плитка упиралась со всех сторон в его ребра;
  • зафиксировать крайний ряд плитки по периметру раствором;
  • использовать заглубленный бордюр, залитый внутри земляной опалубки по месту;
  • применить пластиковый, практически не заметный бордюр, крепящийся в почву колышками или гвоздями;

Пластиковый бордюр для тротуарной плитки.

Важно! Выбор конкретной методики зависит от эстетических требований и личных предпочтений застройщика, имеющегося бюджета ландшафтного дизайна.

Варианты мощения тротуарной плитки без бордюра

Решение обойтись без бордюра при оформлении садовых дорожек принимается обычно для экономии бюджета:

  • если тротуарная плитка стоит 300 – 700 руб./м 2 и монтируется своими руками на узкой тропинке шириной 60 см;
  • то при классической технологии укладки с бордюрами с обеих сторон стоимость 1 м 2 увеличивается на 400 руб. минимум;
  • что экономически не выгодно владельцу участка.

Использование готовых бетонных бордюров повышает стоимость благоустройства участка.

Поэтому рассчитывается смета для каждого нижеприведенного варианта и выбирается оптимальная технология для конкретных эксплуатационных условий.

Утопленная в почву плитка

На ровных участках самым дешевым способом укладки тротуарной плитки является заглубление в почву:

  • дерн или пахотный слой снимается своими руками очень аккуратно по шнуру;
  • борт траншеи дополнительно уплотняется, при необходимости засевается декоративной травой, корни которой укрепят почву;
  • эта земляная опалубка фактически заменяет бордюр, предотвращая расползание плитки по бокам дорожки.

Утопленная в грунт тротуарная плитка.

Подстилающий и монтажный слой (щебень, песок или гарцовку, соответственно) можно уплотнить внутри земляного «корыта» с достаточной жесткостью. Вариант мощения без бордюрного камня удобен при обработке прилежащих к тропинкам газонов косилками.

Опалубка из уголка

«Заменителем» бордюра при мощении своими руками прямых участков тротуарной плиткой может служить горячекатаный уголок с полками подходящего размера. Технология укладки имеет нюансы:

  • в нижней полке уголка, опирающейся на землю, изготавливаются отверстия, сквозь которые рамка крепится к грунту гвоздями или колышками;
  • металлопрокат обрабатывается антикорром;
  • для обеспечения жесткости рамка усиливается перемычками из прутка, арматуры или полосы поперек тропинки;

Желательно, чтобы ребра жесткости проходили в швах плитки, поэтому в данном случае чаще используется плитка квадратной формы 30 х 30 – 50 х 50 см.

Совет! Эта же технология пригодна для создания крыльца и ступеней. Из уголка сваривается каркас в размер плитки (по ширине проступи), внутрь укладывается листовая сталь, на которую на плиточный клей фиксируются элементы ФЭМ.

Облицовка металлического крыльца тротуарной плиткой.

Фиксация периметра раствором

Заменить бордюр может уложенный своими руками на цементный раствор (пропорция 1/3 цемент, песок, соответственно) наружный ряд тротуарной плитки по периметру зоны отдыха или садовой тропинки. При недостаточном опыте мастеру следует выбрать плитку квадратной формы крупного размера, чтобы избежать смещения швов либо вести работы параллельно:

  • после укладки 5 – 10 элементов по бокам на раствор заполняется средняя часть дорожки на гарцовку или песок;
  • затем операция повторяется, при этом мастер должен наступать только на среднюю часть покрытия, уложенного на сухую смесь.

Этот вариант удобен при мощении возле калиток, въездных ворот, где бордюр смонтировать невозможно.

Литой бордюр скрытный

В некоторых случаях (склоны, влажный грунт) полностью обойтись без бордюра бывает невозможно. Но по каким-то причинам требуется визуально спрятать поребрик. Для данного варианта не имеет смысла покупать дорогие бордюрные камни, проще залить их своими руками в грунтовую или съемную опалубку по месту. Технология отличается от предыдущих способов:

  • вначале на парковке или тропинке укладывается тротуарная плитка;
  • затем по наружному периметру отрываются траншеи глубиной 20 – 25 см;
  • в них укладывается песчано-бетонная смесь, уплотняемая штыкованием (прутком арматуры).

Скрытый литой бордюр.

Важно! Наружный край плитки должен быть утоплен в бетоне минимум наполовину, чтобы скрытный литой бордюр надежно фиксировал плитку внутри кладки.

Пластиковый бордюр

Менее надежным способом фиксации тротуарной плитки по периметру тропинки является полимерный бордюр. Зато этот материал позволяет оформлять радиусные и криволинейные участки пешеходных зон и римских двориков в ландшафтном дизайне.

Бордюр пластиковый для радиусного участка.

Пластиковый бордюр фиксируется своими руками в почву кольями или гвоздями кровельными по наружному контуру тротуарной плитки, позже засыпается с наружной стороны увлажненным для трамбовки песком.

Лотки ливневки

Качественным заменителем классических бордюров являются бетонные, пластиковые и полимербетонные лотки ливневки. Однако эти элементы стоят очень дорого, монтируются только с одной стороны стоянки или тротуара. Поэтому технология пригодна в случаях, когда один край участка, предназначенного для мощения тротуарной плиткой, прилегает к зданию (например, отмостка или внутренний дворик у дома).

Ливневка вместо бордюра.

Лотки имеют высоту 15 – 41 см у разных производителей, монтируются на пескобетон или раствор. Поэтому пространственная жесткость «корыта» для мощения тротуарной плитки по умолчанию высокая, не уступает классическим поребрикам.

При обильной растительности прилежащего газона внутри нее можно замаскировать обычную доску, которой подпирается периметр тротуарной плитки. Это крайне ненадежный способ, требующий расклинивания щебнем и частой замены сгнившего пиломатериала.

Доска вместо бордюра.

Таким образом, при монтаже тротуарной плитки своими руками бордюр либо полностью/частично скрыт, либо его заменяют другими элементами, обеспечивающими необходимую жесткость края конструкции. В любом случае снижается эксплуатационный ресурс, поэтому рекомендуется классическая технология с поребриками.

Замена бордюров на дорогах

В процессе эксплуатации автомобильной дороги может потребоваться замена бордюра.

В статье описывается технология замены бордюров на дорогах.

Что такое бордюр (бордюрный камень)?

Бордюр – это декоративный элемент дорожного покрытия, позволяющий сделать дорогу ровной и красивой. Также бордюр является разделительным элементом, чтобы отделить проезжую часть, тротуар и газон друг от друга, или выделить островок безопасности. Еще одна функция бордюра – защита тротуаров и проезжей части дороги от попадания грязи и глины. Внутри бордюра каркас из стальной арматуры, обеспечивающий прочность на излом, снаружи залитый в специальной форме бетон.

У всех крупных бордюров, вес которых превышает пятьдесят килограмм, на нижней стороне есть петли для крепления крановых строп. Бордюры имеют несколько видов форм и размеров, что облегчает подбор лучшего бордюра для конкретных работ.

В каких случаях требуется замена бордюров?

Бордюры нужно заменить, если произойдет следующее:

  1. Осадка бордюров или покрытия. В этом случае понадобится демонтаж бордюров, чтобы можно было исправить проблемы основания дорожной одежды.
  2. Увеличение толщины покрытия. Во время ремонта дорог на отремонтированное с помощью ямочного ремонта покрытие укладывают новый слой асфальтобетона или бетона. В этом случае требуется повышение высоты бордюров.
  3. Установка бордюров другой формы. При проведении ландшафтного дизайна или облагораживании проезжей части или тротуаров нередко прибегают к установке бордюров нестандартных форм и размеров.

Удаление старых бордюров

Для удаления старых бордюров необходимо обкопать их со стороны обочины.

Для удаления старого бордюра требуется прорезать дисковым грунторезом покрытие параллельно бордюру на расстоянии 10-15 сантиметров от него. Глубина прорези должна быть равна глубине посадки бордюра. Такой прорез необходим для качественного закрепления нового бордюра и обеспечения герметизации дорожной одежды.

Для удаления старых бордюров необходимо обкопать их со стороны обочины. Бордюры удерживаются на месте с одной стороны покрытием, с другой грунтом обочины. Обычно обкапывают на ширину 20-30 сантиметров. Траншея должна быть на 5-10 сантиметров глубже нижней части бордюрного камня. Это позволит более качественно провести подготовительные работы перед установкой нового бордюра.

Бордюры удаляются вместе с отрезанным участком покрытия.

Подготовительные работы перед установкой

После удаления старого бордюра необходимо осмотреть место установки бордюра. Это может быть грунт, щебенчатое или бетонное основание дороги. При установке бордюра на грунт, необходимо проверить плотность грунта, несколько раз ударив по нему ручной трамбовкой. Если грунт не требует уплотнения, можно приступать к созданию подушки. Для подушки используется щебень фракции 5-10 миллиметров или чистый песок.

В местах большой нагрузки на бордюры (стоянки, парковочные места, разграничение проезжей части и тротуара или газона) возможна установка бордюра на бетон. В этом случае крепление бордюра будет более прочным, чем обычно. Толщину подушки определяют исходя из требуемого возвышения бордюра. Согласно ГОСТ высота установки бордюра должна быть 10 ± 1 сантиметр, но в реальности встречается и 5 и 15 сантиметров.

Подготовительные работы перед установкой бордюров предполагают создание подушки. Для подушки используется щебень фракции 5-10 миллиметров или чистый песок.

Установка новых бордюров

Бордюры доставляются к месту ремонта на машине с краном-манипулятором. После подготовки подушки, а в случае бетонирования, после укладки слоя бетона или раствора, кран-манипулятор переносит бордюр на место и кладет на проезжую часть. Рабочие передвигают и опрокидывают бордюр на место с помощью ломов. Затем двигая ломами, выставляют направление бордюра и необходимое прижатие к покрытию.

При бетонировании между покрытием и бордюром оставляется промежуток шириной в 5 сантиметров, предназначенный для заливки бетона. После установки бордюра, его с обеих сторон заливают бетоном. Если сверху планируется настелить горячее асфальтобетонное покрытие, то высота бетона должна быть ниже уровня покрытия на 5 сантиметров. Если планируется покрытие из литого асфальтобетона, то ниже на один сантиметр.

Если планируется полностью бетонное покрытие карты, то предварительную заливку бетоном не производят, а сразу же заливают полностью, выравнивая слой бетона по покрытию дороги. С наружной стороны бетон должен быть ниже на 3-5 сантиметров, чтобы нормально восстановить обочину.

При бетонировании между покрытием и бордюром оставляется промежуток шириной в 5 сантиметров, предназначенный для заливки бетона. После установки бордюра, его с обеих сторон заливают бетоном.

Восстановление покрытия и обочины

Для восстановления асфальтового покрытия лучше всего использовать литой асфальтобетон.

Для укладки любого асфальтобетона бордюр и покрытие обрабатывают битумной эмульсией. Укладку литого асфальтобетона производят с помощью кохера, регенератора или ремонтера.

Асфальтобетон заливается в пространство между бордюром и покрытием, и разравнивается. Укладку горячего асфальтобетона проводят при помощи лопат. Горячую смесь распределяют по всей ширине пустого пространства и уплотняют виброплитами. Восстановление покрытия с помощью бетона применяется только на бетонных дорогах.

Бетон высыпают в пустое пространство и разравнивают лопатами и скребками. Для восстановления обочины возвращают на место грунт, изъятый при снятии старых бордюров, после чего уплотняют его виброплитой или ручным катком.

Бетон высыпают в пустое пространство и разравнивают лопатами и скребками.

Замена бордюров достаточно простая операция, осуществляемая силами двух-трех рабочих, и небольшого количества строительной техники.

Как происходит замена бордюров

Со временем эксплуатации дорожного полотна изнашиваются бордюры. Наша статья посвящена тому, как проводится работа по замене бордюров на дорогах Особое внимание уделим технологии замены бордюров на дорогах, что нужно знать рядовому человеку, который решит собственноручно заменить ограждение дороги на своем участке.

Что такое бордюр?

Как бы его не называли, все-таки бордюр по классификации «дорожников» относится к декоративному элементу дороги, позволяющий сделать красивое и ровное ограждение покрытия. Кроме того, бордюр относится к разделительным элементам дорог, отделяя автомобильную часть от пешеходной либо озелененной зоны. Еще одна функция поребриков – это защитная, мало кто о ней упоминает, но бордюр ограждает тротуары от попадания грязи от проезжающих авто.

Состоит бордюр из металлического основания (каркаса) изготовленного из стальных прутьев, внешне залитых бетоном. Форм поребриков огромное количество в зависимости от предназначения, больших размеров для автомобильных дорог, не много меньше для разделения тротуаров и зеленых зон в парках и скверах. При изготовлении отталкиваются от веса, если масса одного элемента достигает более 45 кг, тогда в каркас приваривается специальная стропильная проушина, чтобы можно было поднять краном. Небольшие бордюры кантуют вручную при помощи специальных подъемников.

ПРИМЕЧАНИЕ
Установленный правильно бордюрный камень повышает безопасность и привлекательность дороги.

Когда требуется работа по замене бордюров на дорогах?

Демонтаж старых элементов дорожного покрытия может выполняться по нескольким причинам:

  • Просадка покрытий вблизи самого бордюра. Сложно провести работы по восстановлению без демонтажа камня.
  • В ситуациях, когда кладут еще один слой асфальтового или любого другого покрытия, повышая высоту полотна. В таких случаях необходим демонтаж, с последующим поднятием уровня «подушки» до необходимой высоты.
  • Сейчас во многих городах стараются уделить внимание изменению стиля и дизайна улочек, особенно это заметно в старых городах. В таких случаях может потребоваться замена бордюров на аналогичные, но уже другой формы или размеров, учитывая новый стиль и предпочтения.

Для удаления старых элементов понадобится специализированный инструмент, без которого сложно выполнить эту работу качественно. В дорожных службах на вооружении имеется грунторез, которым в отведенных местах делается надрез полотна параллельно от бордюра.

ПРИМЕЧАНИЕ
Важно, чтобы глубина прорези соответствовала высоте самого камня иначе можно нарушить целостность всего покрытия.

Прорезь делается на расстоянии не менее 10-15 см. от камня, в конкретных случаях может отличаться исходя из размеров элементов. Как уже выяснили, глубина прорези соответствует высоте бордюра, это делается для того, чтобы в последующем надежно и качественно установить новый элемент и обеспечить герметизации с остальным полотном.

Кроме того, нужно обкопать и с обратной стороны бордюра, убрав в ширину порядка 20 см. грунта или насыпи. Глубина копки должна быть на 10-15 см. ниже, чем установлен поребрик. Это позволит качественно подготовить подложку под новый материал.

Подготовка основания

После окончательного удаления старого бордюра, нужно осмотреть место установки. Обратите внимание, какая подложка была использована ранее. Как правило, встречается три типа «подушки»:

Перед компоновкой нового элемента на грунт, проверьте его плотность. Узнать это можно просто ударив по земле ручной трамбовкой. Если земля плотная, можно приступать к формированию новой подложки. Для «подушки» рекомендуется использовать чистый песок (без примесей) или щебень с фракцией ни в коем случае не более 10 мм. В противном случае, спустя время, может даже и месяца не пройдет, бордюр провалится.

Учитывайте, что в местах, где предполагается высокая нагрузка на основание, нужно делать более весомую подложку, к примеру, из бетона. В таком случае установка будет намного крепче и долговечней. Но, есть некоторые особенности установки на такое основание. Высота «подушки» рассчитывается исходя из ГОСТа, который предполагает высоту борюда от 10 см. В таком случае «подушка» должна быть не менее 4 см.

Установка новых камней

На площадку ремонта материал привозится специальным манипулятором, так как элементы массивные. Ручное кантование допустимо только элементов, вес которых не превышает 25 кг. После подготовки подушки или заливки бетона, манипулятор ставит бордюр в место установки. Далее с помощью ломов или специального ручного подъемника рабочие двигают его, выставляя по контуру.

В случае, когда происходит бетонирование камней, нужно учесть что требуется оставить отступ между покрытием и бордюром, шириной 5 см. С обеих сторон заливают на уровень не выше 5 см. до основного полотна. В некоторых случаях даже меньше, если в последующем предполагается формирование монолитного полотна. Когда формируется полностью бетонное покрытие, без последующего асфальтирования, бетон выравнивается с остальным полотном.

ПРИМЕЧАНИЕ
Не забывайте, что с тыльной стороны бордюра, заливку нужно делать не выше 5-7 см от верхнего слоя грунта. Тем самым вы оставляете место для засыпки плодородного слоя земли, восстанавливая естественную среду, особенно это касается парковых зон.

Восстановление обочины и дороги

Опыт последних лет дает четкое понимание, что использовать на таких работах необходимо именно литой асфальт. Он способен надежно и герметично закрыть место повреждения и стать единой «доской» со всем покрытием.

Перед тем, как должна проводиться работа по замене бордюров на дорогах, требуется в обязательном порядке обработать соприкасающиеся поверхности, как бордюра, так и «подушки» специальным раствором из битума слабой консистенции. После этого, производится укладка материала при помощи ремонтера и кохера. Асфальт аккуратно заливается в пространство между декоративным элементом и остальным покрытием. Закладка происходит с помощью обычных лопат либо поддается напрямую из специального «короба» машины, однако в таком случае, все равно обойтись без лопаты не удастся, нужно равномерно распределить материал. Чтобы избежать появления пустот и трещин, после укладки строители в несколько приемов проходят участок виброплитой. Она позволяет утрамбовать асфальт и сделать единую монолитную структуру, без пустоты.

Вместо асфальта могут использовать еще и бетон, однако необходимо учитывать тот факт, что заливка пространства между полотном и новым бордюром, выполняется бетоном, только если остальное полотно состоит из такого же материала.

Восстановление обочины также является обязательной, весь грунт, изъятый во время ремонта, должен быть возвращен и утрамбован виброплитой.

Как видим, работа по замене бордюров на дорогах достаточно простая по технологии, но нужно все-таки знать особенности и понимать саму технологию. Учитывая, что работа по замене бордюров на дорогах особой сложности не представляет, для её выполнения редко привлекается более трех или четырех человек. Также к ним в помощь направляется специализированная техника, оснащенная манипулятором для подъема и установки бордюрных камней большой массы.

Замена бордюров (поребриков) на дорогах

В процессе эксплуатации дорог различного типа и назначения постепенному износу подвергается не только верхнее покрытие, но и бордюр, устанавливаемый по обеим сторонам проезжей части. Своевременная замена этих конструкций является важной частью обслуживания городских инженерных сооружений, поскольку от правильной установки и целостности бордюров во многом зависит не только внешняя привлекательность автомобильной дороги, но и уровень безопасности при ее использовании.

Что такое бордюр (бордюрный камень)?

Под бордюром принято подразумевать специальные бортовые камни, которые производятся из тяжелого или мелкозернистого бетона и устанавливаются вдоль дорожного полотна, вплотную примыкая к боковым сторонам проезжей части. В большинстве случаев внутренняя конструкция таких изделий предусматривает наличие каркаса из арматуры, что обеспечивает дополнительную прочность и повышенную стойкость к нагрузкам.

Функционально бордюрные элементы выполняют следующие функции:

  • Ограждение тротуаров и пешеходных дорожек от проезжей части, ландшафтных объектов, клумб и прочих территорий.
  • Обеспечение дополнительной защиты от осыпания грунта, размывки обочины.

Бордюр в современной городской среде

Одной из важных задач в рамках программы формирования комфортной городской среды является комплексное благоустройство территорий, предполагающее выполнение ряда работ по реконструкции общественных пространств и других объектов.

В реализации этих целей далеко не последнюю роль играют бордюры, поскольку этот элемент имеет важное декоративное значение для оформления автодорог и при зонировании различных ландшафтных пространств и объектов.

Бордюрные камни представлены несколькими типами изделий (дорожные, садовые, магистральные), а также различаются по форме блока и размеру. Благодаря этому можно подобрать бортовые элементы, идеально соответствующие целям и задачам выполняемых работ.

Разница между бордюром и поребриком

Невзирая на существующую противоречивость мнений, между поребриком и бордюром нет никакой разницы, поскольку отличие заключается только в названии, а в качестве строительного материала всегда используется один вид строительно-дорожных материалов — бордюрный камень. Стоит отметить, что в ГОСТе эта категория дорожных барьеров обозначается исключительно термином бордюр, а определение поребрик там не встречается вовсе.

Согласно наиболее распространенной, но не подтвержденной официальными источниками версии, главное отличие между элементами обусловлено способом укладки бордюрного камня. Следуя этой теории, бордюр выступает в качестве разделительной, а не барьерной конструкции, поскольку укладывается заподлицо (на одном уровне) как с проезжей частью, так и с тротуаром, расположенными на одном уровне. Таким образом, конструкция определяет границы каждой из зон, но при этом не затрудняет процесс передвижения для пешеходов. Что же качается поребрика, то он не только разграничивает проезжие и пешеходные зоны, но и выступает в качестве барьера, поскольку возвышается над поверхностью дороги. Согласно требованиям стандартов поребрики, используемые в пределах населенных пунктов, не должны возвышаться над поверхностью более чем на 15 см, а в зоне автомагистралей эти показатели уменьшаются до 8 см.

В каких случаях требуется замена?

Существует несколько наиболее распространенных причин для установки новых бортовых камней, в частности:

  • Деформация старых элементов, вызванная механическими повреждениями или естественным износом. Невзирая на хорошую прочность, бордюры со временем подвергаются деформациям и нуждаются в замене.
  • Усадка дороги или бордюров, вызванная ошибками в формировании основания.
  • Проведение работ по облагораживанию территории, требующие установки элементов другой формы, цвета или размера.
  • Увеличение толщины старого покрытия. Если в ходе ремонта на старое покрытие был уложен дополнительный слой асфальтирующего материала, то высота дороги неизбежно увеличивается. В большинстве случаев это требует дополнительного увеличения высоты бордюрных камней.

Удаление старых бордюров

Чтобы выполнить выемку старого блока, необходимо аккуратно разрезать дорожное покрытие, что не только облегчает процесс его удаления, но и обеспечивает более надежную фиксацию нового элемента и качественную герметизацию всех слоев дорожных одежд. Для выполнения этой задачи от бордюра отступают 10-15 см и выполняют разрез при помощи швонарезчика или дискового грунтореза, придерживаясь параллельной по отношению к бордюрному блоку траектории. При этом глубина разреза должна соответствовать степени углубленности бортового камня в грунт.

Поскольку асфальтовым покрытием бордюры фиксируются только с одной стороны, дополнительно нужно осуществить обкопку блоков в зоне их примыкания к обочине. Приблизительная ширина обкопки составляет 20-25 см, при этом полученная траншея должна получиться на 5-10 см глубже нижней поверхности бордюра, что создает оптимальные условия для более эффективного выполнения подготовительных процессов, предшествующих установке новых бортовых камней.

По завершению обкопки бордюрный блок изымается вместе с отрезанной частью дорожного покрытия, после чего можно приступать к выполнению процессов по подготовке траншеи.

Подготовительные работы перед установкой

Когда выполнена выемка старого блока, в первую очередь нужно тщательно осмотреть получившуюся траншею, которая может представлять собой грунт, дорожное основание бетонного или щебенчато-песчаного типа. Если блоки устанавливаются на грунт, при помощи ручной трамбовки проверяется его плотность, а при необходимости дополнительно производится уплотнение.

Перед установкой бордюра в траншее обустраивается подушка из чистого песка или щебня (фракция 5-10 мм). На участках, где предполагается повышенная нагрузка на бортовые элементы, возможна их фиксация на бетон, что обеспечивает более высокий уровень надежности крепления. Высота подушки рассчитывается исходя из необходимого уровня возвышения камня над дорожной поверхностью, что зависит от того, какими нормами регламентируется выполнение работ. Например, в ГОСТе (Р 52767-2007) прописано, что расстояние от верхней точки бордюра до асфальта должно быть 10 ± 1 см, а в случае использования стандартов РСН-88 этот параметр составляет до 8 см при обустройстве автомагистралей или до 15 см — при прокладке на дорогах, расположенных на территории населенных пунктов.

Установка новых бордюров

Подвозка бордюров к месту проведения работ выполняется при помощи грузовой машины, оборудованной краном-манипулятором. По завершению подготовительных процессов бордюрный камень переносится краном к траншее и размещается возле нее на проезжей части. Непосредственное помещение бордюра в выемку осуществляется вручную: работники аккуратно передвигают блок при помощи ломов, опрокидывая его в траншею, после чего регулируют его позицию и степень прилегания к дорожному покрытию.

Если для фиксации применяется бетонирование, то между бордюрным камнем и обеими сторонами покрытия (дорога, обочина) оставляется пустое пространство (около 5-ти сантиметров), требуемое для заливки бетонного раствора. Высота заливки бетона зависит от того, какой тип покрытия будет укладываться впоследствии:

  • Горячий асфальтобетон — на 5 см ниже покрытия.
  • Литой асфальтобетон — уровень бетона на 1 см ниже дорожного покрытия.

При восстановлении бетонного покрытия предварительная заливка материала не выполняется. Сразу проводится полная заливка материала, а слой бетонной смеси разравнивается по дорожному покрытию. Со стороны обочины слой бетона должен быть ниже земляной поверхности или тротуарного покрытия на 3-5 см, что обеспечивает оптимальные условия для восстановления этой зоны.

Восстановление покрытия

Для воссоздания дорожного покрытия наиболее оптимальным вариантом считается литой асфальтобетон, поскольку он максимально надежно герметизирует поверхность полотна и не нуждается в уплотнении. Укладка материала осуществляется при помощи специальной техники (ремонтер, кохер). Перед укладкой любых асфальтобетонных смесей поверхность покрытия и бордюр в обязательном порядке обрабатываются битумной эмульсией, что позволяет повысить адгезию элементов с новым слоем материала.

При использовании асфальтобетона материал укладывается в зазор между дорогой и бордюрным камнем, после чего его тщательно разравнивают. Закладку горячих асфальтобетонных смесей осуществляют рабочие, укладывающие материал посредством лопат. После того, как смесь распределена по всей ширине полости, обязательно выполняется уплотнение слоя с использованием вибрационных плит или трамбовок.

Использование бетонных смесей для реконструкции покрытия допускается только в том случае, если верхний слой дороги изначально был выполнен из таких материалов. При выполнении работ бетон закладывается в пустой участок траншеи, после чего его поверхность разравнивается.

Для воссоздания обочины грунт, выемка которого была выполнена при удалении бордюров, засыпается обратно и уплотняется при помощи специального оборудования.

Читать еще:  Дорожки без бордюра
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector